Файл: Великая рецессия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2021

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Дании спад ВВП составил 0,6 % в первом квартале 2008 года[53]. Эстония показала спад 0,9 % во втором квартале после 0,5 % в первом, в результате страну поглотила рецессия[54]. В Латвии падение на 0,2 % во втором квартале после 0,3 % в первом, в результате также произошла рецессия[55]. Швеция показала нулевой рост во втором квартале[56]. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1 % во втором квартале[57].

В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 % в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8 % в мае по сравнению с предыдущим годом[58]. Объём розничных продаж упал на 0,6 % в июне по сравнению с маем и на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырёх самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объём экономики еврозоны уменьшился на 0,2 %.

Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5 %, это был рекордный спад с 1983 года. Однако Центральный статистический офис Ирландии сообщил о росте ВНП около 0,8 %, в Ирландии правительство считает ВНП более точным признаком определения состояния экономики. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5 %, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошёл в рецессию[59].

Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось рефинансировать задолженность в 5,1 млрд евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20 %[60]. В регионе Кастилия — Ла-Манча все ещё не проданы приблизительно 69 % всех зданий, построенных за прошлые три года. Deutsche Bank ожидает 35-процентное падение цен на недвижимость в Испании к 2011. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок.

Хотя Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы в стране увеличился на 425,000 за последний год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае[58]. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %[61]. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом[62]. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет[63].

В Германии розничные продажи упали на 1,4 % в июне 2008 года[64]; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 %[63].

В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии[65]. Итальянская экономика сократилась на 0,3 % во втором квартале 2008[66].


В Нидерландах объём промышленного производства в мае упал на 6 %[67].

Другие члены еврозоны встретили спад в их экономике во втором квартале: французская экономика сократилась на 0,3 %; экономика Финляндии снизилась на 0,2 %; в Нидерландах показала нулевой рост во втором квартале[63].

28 сентября нидерландско-бельгийский банк Fortis был частично национализирован с наличным вливанием от стран Бенилюкса, составляющих 11,2 млрд евро. В июне компания объявила о распродаже активов со скидкой, чтобы получить 5 млрд евро для улучшения ликвидности организации. Однако этого оказалось недостаточно.[68]

9 октября 2008 года министр финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001, для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands hf на территории страны.[69] Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей,[70] способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса, получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.[71] 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.[72]

В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет[73].

По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.[74]

Европейский центральный банк (ЕЦБ) предпринял первые меры с некоторым опозданием. Основными мерами стали жесткая экономия и ограничения общественно-государственных расходов, что привело к кредитной недостаточности и сложному доступу к кредитованию как потребительскому, так и производственному.

Кризис быстро распространился на несколько европейских стран, некоторые из которых пострадали от серьезных последствий. В Дании экономический спад (шесть месяцев отрицательного экономического роста) начался в первом квартале 2008 года. Во втором квартале 2008 года экономика еврозоны сократилась на 0,2 %. Самое большое снижение отмечено во Франции (-0,3 %) и Германии (-0,5 %). Экономики других стран, таких как Испания, избежали спада (+0,1 %), но и выросли незначительно — с учётом сильного роста уровня безработицы.


7 октября 2008 года состоялось заседание ECOFIN, организации Европейского совета, состоящей из министров экономики и финансов стран-участниц, а также министров бюджета, на тот случай, если начнутся обсуждения бюджетных вопросов. В результате, вынесли решение о том, что в начальный период (не менее одного года) все государства должны обеспечить гарантированную возможность получения личных депозитов физическими лицами в размере не менее 50.000 евро.

В то же время, испанское правительство объявило о том, что решено поднять минимальные гарантии вкладов в банках и сберегательных банках для частных владельцев и организаций с 20.000 евро до 100.000.

В октябре Европейский центральный банк снизил ключевую процентную ставку с 4, 25 % до 1, 25 %, что больше, чем в США. Так как Европа представляет 30 % мировой торговли, кризис в ней послужит причиной задержки восстановления мировой экономики.



Россия

Финансово-экономический кризис 2008—2010 годов в России

Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008 года

Индекс промышленного производства в России в 2008—2010 годах, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

Динамика курса доллара США к российскому рублю

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».[112]

Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года,[113] который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие, как полагают некоторые эксперты,[114][115][116][117][118][119] заявлений Председателя Правительства РФ Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» в июле и военно-политических действий руководства страны в начале августа (вооружённый конфликт в Южной Осетии).

Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.[источник не указан 537 дней]

18 сентября 2008 года В. В. Путин на встрече в Сочи с иностранными предпринимателями, приехавшими на экономический форум, заявил: «Мы видим напряжение на наших торговых площадках, но считаем, что это не связано с нашими проблемами, у нас нет системных проблем. Все капитальные показатели российской экономики — в норме».[120] На следующий день Путин заявил корреспонденту газеты «Коммерсантъ» А. И. Колесникову: «Так уже же нет никакого кризиса!»[121] 28 января2009 года в Давосе Путин в своём выступлении сказал, в частности, что кризис «буквально висел в воздухе. Однако большинство не желало замечать поднимающуюся волну».[122][123]


Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.[124] 25 ноября2008 года сообщалось, что, согласно расчётам Министерства экономического развития России, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в России в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.[125] 12 декабря 2008 года заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале экономика России вошла в рецессию.[126] 15 декабря заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.[источник не указан 537 дней]

В сентябре — октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России.[112] В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.[112] Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы.[112] По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».[112]

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 года финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты»,[127]значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

4 декабря 2008 года председатель правительства Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза)[128].

По заявлению министра финансов Алексея Кудрина от 27 декабря 2008 года, в 2009 году госбюджет РФ ожидает дефицит в 1,5-2 трлн рублей, который будет покрыт из резервных фондов[129].


Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие[127]; в целом, в 4 квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года[130].

Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10 %.[131]

30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.[132]

По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза.[133][134] 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса.[134]По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.[134]

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса.[135] По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.[135]

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[136] В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».

Оценки продолжительности кризиса

В 2008 и 2009 годах большинство политиков и экономистов прогнозировало скорое завершение кризиса. Однако были и такие, кто говорил о его долговременном характере. В частности, российский экономист Михаил Хазин оценивал продолжительность кризиса в 5-8 лет.[238] Кеннет Рогофф писал в 2013 году: «В тот период времени общее мнение заключалось, конечно, в том, что уверенное „V-образное“ восстановление было не за горами… Я считал иначе, опираясь на исследование, которое легло в основу моей книги в соавторстве с Кармен М. Рейнхарт в 2009 году „На этот раз все будет по-другому“. При тщательном изучении предыдущих глубоких финансовых кризисов появляются причины беспокоиться о том, что спад занятости будет катастрофически глубоким, а восстановление — невероятно медленным»[239].

В 2009 году прогнозы национальных правительств относительно последствий кризиса для собственных экономик в большинстве случаев были более оптимистичны, чем об экономиках других стран и мира в целом, и чаще всего назывались конец 2009 или начало 2010 года.[240]