ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2021
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
Таким образом, андрагогические принципы обучения, как и андрагогическая модель обучения, коренным образом отличаются от педагогических принципов и модели обучения. В то же время педагогические принципы преподавания во многом могут быть отнесены и к деятельности обучающих в сфере образования взрослых.
Однако в реальной практике обучения невозможно встретить ситуацию, в которой бы андрагогическая модель обучения и ее принципы были бы применимы целиком и полностью, в полном объеме. Рассмотренную выше андрагогическую модель обучения нельзя рассматривать как окончательную, пригодную на все случаи жизни, с одной стороны, и как панацею от всех бед, с другой.
Ее необходимо применять в соответствующих условиях и при обучении определенных групп обучающихся. Задача состоит не в том, чтобы отменить или заменить педагогическую модель обучения, а в том, чтобы, по мере взросления человека, развития его личности, накопления жизненного опыта, все шире применять в его обучении андрагогические принципы.
Заключение
Современное общество с его постоянным расширением различных сфер знаний требует от индивидуума постоянного совершенствования профессиональных и околопрофессиональных ЗУНов. Соответственно, существует всё возрастающая потребность в профессиональных педагогах, способных содействовать индивидууму в его стремлении к получению новых знаний. Но пока учреждений, которые готовили бы таких педагогов, а точнее, андрагогов, просто не существует.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1.
Дополнительное образование возникло
и развивалось вместе с основным; их
взаимодействие составляет существенный
аспект истории российского образования.
2.
Дополнительное образование рассматривается
как образование, необходимое основному
и во многом его определяющее; как его
историческая предпосылка, условие его
развития и его продолжение. Дополнительное
образование понимается как образование,
отличное от общего, основного, с иными
образовательными потребностями,
ценностями и интересами, целями и
средствами достижения.
3.
Субъектом образовательного процесса
в дополнительном образовании выступает
социальный субъект (сословие, социальная
группа, отдельная личность), который в
тот или иной исторический период или в
настоящее время не является основным
и доминирующим в обществе.
4. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами н формами обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными, чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают.
5. Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей: 1) взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных ЗУНКов*; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
6. Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий в обучении лиц, независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых людей.
7. Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
8. Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного континуума –процесса обучения человека на протяжении всей жизни. При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9. Эффективность обучения в андрагогической модели в неизмеримо большей степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации обучаемого, т.к. сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения.
Результаты данной работы:
Список литературы
-
Вербицкий А., "Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход". Статья 1., журнал «Новые знания» №1 2001 г.
-
Вербицкий А., "Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход". Статья 2., журнал «Новые знания» №2 2001 г.
-
Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г.
-
Змеёв С.И., «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых», М.: ПЕР СЭ, 2003 г.
-
Колесникова И.А. «Основы андрагогики»., М.: Академия, 2003 г.
-
Махлин М., "Особенности взрослых учащихся"., журнал «Новые знания» №4 2000 г.
-
Подласый И.П. «Педагогика». – М.: Владос, 1999 г.
-
Интернет-сайт МГИМО http://www.mgimo.ru/
-
Интернет-сайт «Become.ru –всё об образовании» http://www.become.ru/
1 Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г.
2 По материалам интернет-сайта: http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf
3 По материалам интернет-сайта http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf
* Здесь перечисляются не все общие для педагогической и андрагогической моделей принципы (не указываются общедидактические принципы наглядности, доступности, научности, сознательности и т.п., которые подробно рассмотрены в педагогической литературе)
* ЗУНК –знания, умения, навыки