Файл: Понятие и виды государственной социальной помощи 1 Понятие и цели государственной социальной помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современная ситуация на данный период времени диктует необходимость повышения эффективности государственной и социальной политики, наработку новых и более совершенствовавших механизмов по реализации политики, 24 обеспечивающих более рациональное использование материальных, социальных, экономических, финансовых ресурсов в области социальной политики.

1.2 Виды и размер государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь предоставляется в следующем виде:

1. Денежные выплаты (социальные пособия,субсидии и другие льготы).

2. Натуральная помощь

3. Социальные доплаты.

Для получения государственной социальной помощи проживающих на территории Российской Федерации, неработающих пенсионеров, пенсии которых установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая может быть не ниже суммы финансового положения в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

При расчете суммы совокупного материального обеспечения пенсионера в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов учитываются суммы следующих денежных выплат:

1. размер пенсии, включающий фиксированную выплату пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» и накопительной пенсии, установленной в соответствии с ФЗ «О накопительной пенсии»;

2. дополнительная материальная помощь;

3. ежемесячная денежная выплата;

4. другие меры социальной поддержки, установленные субъектом законодательства Российской Федерации в денежном выражении.

Федеральная социальная надбавка устанавливается в таком размере, что обеспечивает материальную безопасность пенсионеров с учетом того, что общая сумма предоставленной надбавки достигает размера прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Если совокупная материальная обеспеченность Российской Федерации не достигает размера прожиточного минимума пенсионера, то, согласно федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте РФ, размер прожиточного минимума пенсионера по всей Российской Федерации должен превышать такой размер.

Региональные социальные пособия по пенсиям устанавливаются в размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения достигла размера прожиточного минимума для пенсионеров, установленной в субъекте РФ. Социальная помощь подразумевает какие-либо материальные выплаты и другую финансовую поддержку некоторым слоям населения. Также поддержка может проявляться и в натуральном виде (продукты, транспортные средства для инвалидов, средства личной гигиены и прочие).


Социальные пособия - деньги, перечисляющиеся людям по обоснованным причинам из бюджета региона. Сумма, получаемая на этом основании, является безвозмездной. При этом люди, получившие пособия, имеют право распорядиться ими по своему усмотрению без какой-либо отчетности. Поскольку в законодательстве не указана конкретная сумма пособия, а лишь максимальное ее значение, то размер выплаты может быть разным. Каждый регион устанавливает свои суммы выплат. Социальная помощь подразумевает какие-либо материальные выплаты и другую финансовую поддержку некоторым слоям населения. Также поддержка может проявляться и в натуральном виде (продукты, транспортные средства для инвалидов, средства личной гигиены и прочие).

Если субъект Российской Федерации оказывает финансовую поддержку социальных доплат исключительно за счет собственных средств, то он может определить условия их установления и выплаты, включить в расчет меры социальной поддержки.

Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные 26 денежные средства, так как деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.

Компенсационные выплаты направлены на возмещение имущественных потерь нуждающимся в связи с их расходами, вызванными состоянием временной или постоянной нетрудоспособности или утратой имущества вследствие экстремальных жизненных ситуаций. Возмещаются фактические расходы или стоимость имущества, но не более максимальной суммы, определенной в соответствии с законодательством. Льготы носят разовый характер, их размер определяется в зависимости от оценки стоимости жилья или иного имущества и степени разрушения, но не выше нормативов определения цены объекта, установленных Правительством Российской Федерации; 3) льготы по возмещению расходов в связи с приобретением (строительством) жилья. Право на получение имеют лица: зарегистрированные как нуждающиеся в жилье в органах местного самоуправления; включенные в список участников жилищной программы и получившие свидетельство о такой оплате. При определении размера пособия учитываются нормативная или рыночная средняя стоимость 1 квадратного метра жилой площади, норматив общей и дополнительной площади на одного человека или семью, количество членов семьи. На основании этих показателей определяется размер пособия и выдается справка на эту сумму.

Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.



Выделение денег на этот вид социальной помощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.

Таким образом, многие полагают, что социальная помощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена социальная помощь, можно обратиться к Закону РФ №178-ФЗ. Опираясь на 27 него, можно сделать вывод, что социальная поддержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.

Глава 2. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи

2.1 Получатели и условия предоставления государственной социальной помощи


правовой государственный социальный помощь

ФЗ РФ №178-ФЗ учитывает, что получателями социальной поддержки могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Если в субъекте Федерации размеры прожиточного минимума не установлены, используются размеры прожиточного минимума, установленные Правительством РФ.

На основании ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» приняты правовые основы для установления прожиточного минимума в России. Данный закон определяет установление и стоимость потребительской корзины, периодичность ее расчета и порядок ее формирования.

Прожиточный минимум включает потребительскую корзину. Потребительская корзина включает в себя минимальный уровень потребления материальных благ и услуг и отображает наименьшие потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Граждане Российской Федерации имеют право на государственную социальную помощь, а также право на получение данного вида помощи имеют лица, находящиеся в России на законных основаниях (беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства), при соблюдении условий получения такой помощи.

Доход на душу населения рассчитывается на основе общего дохода семьи. Это позволяет сузить круг получателей государственной социальной помощи.

Например, если доход жены в семье из двух человек ниже установленного уровня прожиточного минимума, а общий доход семьи выше уровня прожиточного минимума, это не может оправдать получение ею социальной помощи. Она и ее семья имеют доступ только в том случае, если доход на семью ниже установленного уровня жизни.


Процедура расчета среднедушевого дохода и учета прибыли, в том числе доходов от собственности имущества, устанавливается ФЗ от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [10].

Учет дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина основывается на данных о составе семьи, доходах членов семьи и праве собственности на имущество, указанное в заявке на государственную социальную помощь. Заявление подается за последние три календарных месяца, предыдущих месяцу обращения за государственной социальной помощью.

На основании всего этого, можно сделать вывод: законодательный орган стремится решить все возможные проблемы, связанные с получением прибыли в целях упрощения процедуры расчета дохода на душу населения, государственной социальной помощи малоимущим семьям и малообеспеченным гражданам, проживающим в одиночку.

В доходе малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода входят следующие лица: совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Среднедушевой доход семьи при принятии решения о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на количество членов семьи.

Право пользования набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в Федеральный реестр. В связи с этим существует значительная проблема с правом пользования социальным пакетом у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. Из-за некоторых факторов, повторная экспертиза может занять от одного до нескольких месяцев. В данный период инвалид будет исключен из Федерального реестра и не сможет пользоваться целым рядом социальных услуг.

На сегодняшний день много семей не в состоянии самостоятельно полностью создать условия для существования. Именно таким семьям выделяется государственная социальная помощь. С 2019 года изменены условия и периоды предоставления государственной соц. помощи малоимущим и одиноким гражданам, которые мало зарабатывают или не работают вообще. Для выхода семьи из сложной финансовой ситуации малоимущим гражданам оформляется социальная помощь, которая основывается на социальном контракте.


Государственная поддержка заключается в предоставлении определенных выплат, а также в выделении необходимых товаров гражданам, которые относятся к категории малообеспеченных.

Государственная соц. помощь предоставляется в целях:

1. поддержания нормального уровня жизни малоимущих граждан, доход которых меньше размера прожиточного минимума;

2. адресного применения средств бюджета;

3. усиления адресности социальной поддержки особых категорий населения;

4. создания нужных условий для обеспечения общей доступности и хорошего качества социальных услуг;

5. уменьшения уровня неравенства в социуме;

6. увеличения доходов граждан.

Государственная социальная помощь в предоставляется при таких условиях:

- когда семья или одиноко живущий человек считается не обеспеченным;

- когда человек прибывает в затруднительном жизненном положении.

Для получения государственной поддержки социального характера необходимо подать письменное заявление и документы, подтверждающие состав семьи, в Департамент социальной защиты по месту постоянного жительства. Социальная защита обычно проводит сведения касающиеся граждан населения по дополнительной проверки информации, предоставленной заявителем. Если гражданин сообщил недостоверную информацию или не упомянул о чем-то, то Департамент социальной защиты может прийти к отрицательному результату.

Всё это доказывает нам, что социальная защита соблюдает все требования и правила строгости по оказанию государственной поддержки, которая выражается в предоставлении отдельных выплат, а также в распределении жизненно важных товаров гражданам, относящимся к категории малообеспеченных граждан населения.

2.2 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи


Согласно ФЗ №178-ФЗ после получения государственной социальной помощи, заявитель обязан уведомить органы социальной защиты о назначении государственной социальной помощи, о прекращении или продолжении оказания государственной социальной помощи.

Прекращение такой поддержки может быть непосредственно обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Отказ в предоставлении социальной помощи непосредственно осуществляется в двух случаях: если доход семьи или одного жителя превышает прожиточный минимум и в случае предоставления заявителем неполноценных или недостоверных сведений о составе семьи, доходах. Отказ в предоставлении такого рода помощи по этим основаниям заявитель может оспорить в вышестоящем органе социальной защиты или в суде.