Файл: В сценарии инновационного развития страны сфере образования отведена особая роль движущей силы системных изменений в экономике и обществе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средство преобразования объекта и предмета входит в состав цели экспериментирования. По сути, цель эксперимента - это ответ на вопрос: «Что мы хотим получить (сделать) в итоге экспериментального исследования?». Как правило, цель выражается в форме глагола: «выяснить», «выявить», «создать», «проверить», «провести», «определить», «построить». Для того чтобы правильно сформулировать цель эксперимента, следует разобраться в том, как соотносятся педагогическая и исследовательская цели.

Согласно рефлексивно-деятельностному подходу преподавателю, осуществляющему образовательный процесс, свойственно совмещение двух позиций - педагогической и исследовательской - и соответственно двух типов деятельности - преподавания и научного исследования. Одновременное пребывание педагога в этих двух позициях предполагает работу в двух пространствах (исследовательском и практическом) и обусловливает различия целей этих деятельностей. Они глубоко взаимосвязаны, переплетаются и влияют друг на друга. Тем не менее педагогическая цель и цель эксперимента - это не одно и то же. Цель педагога-практика (педагогическая цель) - изменения в ученике за счет нововведения. Целью экспериментальной деятельности является ответ на вопрос: «как и за счет чего удался педагогический результат?».

Из сказанного следует, что при формулировании цели необходимо учитывать ее дуализм. В противном случае невозможно определить соотношение исследовательской и педагогической целей. В результате этого появляется угроза полного или существенного их несовпадения. Может возникнуть ситуация: нововведение ради нововведения, даже в ущерб развитию педагогической практики, когда искажается содержание критерия результативности - учебно-воспитательные результаты подменяются нововведенческими.

Технология использования средств состоит в определении степени их влияния в качестве независимых переменных на предмет экспериментирования, т.е. на зависимые переменные. Делается это через гипотезу эксперимента, которая строится по формулам «если..., то...», «чем..., тем...» и т.п. Например: «Если на учебных занятиях по математике использовать методы проблемно-развивающего обучения, то мотивация учения школьников повысится». Экспериментальные гипотезы рекомендуется формулировать подробно, указывая в них учебный предмет (предметы), количество тем и даже сами темы, наиболее благоприятные для применения конкретных методов, приемов, технологий обучения, возможно, уточняя уровень получаемого результата. Такая гипотеза будет очень конкретна, статистически количественна и поэтому проверяема. Фактически в гипотезе осуществлена манипуляция переменными, реализация которых составит эксперимент.


Диагностико-аналитические методы включают в себя операции по параметризации эксперимента и подбору методов измерения выбранных параметров, т. е. собственно диагностирование, а также подбор методов обработки, - анализ информации и получение выводов. В этой части эксперимента идет большая работа с переменными.

Параметризировать эксперимент - значит выделить критерии его эффективности, т.е. критериальные показатели. Это - один из самых сложных вопросов в организации экспериментальной работы.

В справочной литературе критерий определяется как мера, мерило, мерило оценки, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. В логическом словаре М.И. Кондакова критерий истины рассматривается как мерило для определения достоверности, т. е. соответствия наших знаний предметам, явлениям объективной действительности. Критерием истины выступает человеческая практика, практическая производственная деятельность людей, преобразующая природу. В научных исследованиях и преобразующей практике критерий вводят для определения эффективности того или иного объекта или процесса. Он становится формализацией целей.

В эксперименте в первую очередь определяются критерии, при помощи которых измеряется педагогическое явление, и собираются исходные данные для дальнейшей статистической обработки. При этом необходимо учитывать, что практически ни одна переменная эксперимента не является монообъектом с одной характеристикой. Она имеет структуру, признак и качество, по которым узнаваема и замеряема, и которые являются критериальными показателями переменной.

Например, обученность студентов как зависимая переменная измеряется по объему усвоенных знаний и умений. Прочность их усвоения - по уровню понимания и умению использовать в других ситуациях. Методы обучения как независимая переменная характеризуются разнообразием, своими сочетаниями, частотой использования на занятиях, а конкретные методы - общим числом занятий, на которых отводится время для их применения.

Определение критериев оценки эффективности предполагаемых педагогических новаций должно осуществляться на подготовительном этапе эксперимента. На данном этапе:

  • проверяется соответствие выбранных критериев таким требованиям, как объективность, точность, адекватность, валидность и нейтральность;

  • определяется количество включенных в эксперимент участников, необходимое для обеспечения статистически достоверных результатов исследования по выделенным критериям.


Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.

Степень соответствия достигнутых результатов выдвинутым критериям определяется количественными, квалиметрическими и качественными данными, которые получают различными способами (с помощью уровневых шкал, экспертных оценок и др.). Поэтому после выявления критериев и параметров переменных экспериментатор подыскивает методы их диагностирования.

Эксперимент в педагогике напоминает лабиринт, когда известны лишь «вход» (независимая переменная) и «выход» (зависимая переменная). Экспериментатор имеет право искать и по-своему мотивировать, объяснять, трактовать путь от «входа» к «выходу», доказывать целесообразность выбранной стратегии и тактики продвижения по этому лабиринту.

В ходе каждого эксперимента должны измеряться его результаты. При педагогических измерениях, как при многих других, невозможно достичь абсолютной точности: мы всегда имеем дело с толерантами (отклонениями от абсолютного значения). Поэтому при эксперименте всегда имеется определенная возможность ошибок. Чтобы свести их к минимуму, необходимо использовать количественные и качественные критерии оценки.

Чем меньше ошибок и случайных факторов, которые не поддаются контролю и на которые трудно оказать воздействие, тем выше достоверность полученных результатов.


2. Организация работы в области управления экспериментальной деятельностью в МБДОУ №5 «Радуга»
2.1 Общая характеристика МБДОУ №5 «Радуга»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга» (далее – МДОУ №5 «Радуга» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области образовано 27 ноября 2011 года.

Учредитель образовательного учреждения является управление образования муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области.

Адрес месторасположения МДОУ №5 «Радуга»: 694620 г. Холмск, ул. Школьная, д. 52.


В основе концепции развития МДОУ лежит возможность:

  • самореализации и саморазвития детей.

  • совершенствование работы по внедрению инновационных технологий.

  • активизации участия родителей в управлении и воспитательно-образовательной работе детского сада.

  • укрепление и совершенствование материально-технической базы МДОУ.

При разработке стратегии развития ДОУ определена перспектива деятельности коллектива:

  • пополнение содержания работы;

  • обеспечение познавательно-речевого, физического и личностного развития ребенка;

  • совершенствование организации развивающей предметной среды;

  • психологизация работы педагогов, изучение развития ребенка на основе психолого-педагогических методик.

В 2014-2015 учебном году МДОУ №5 «Радуга» были поставлены следующие задачи:

1.Обеспечить высокий уровень воспитания и обучения детей через использование дополнительных услуг и привлечения семей для решения проблем воспитания, обучения, оздоровления

2.Совершенствовать профессиональную подготовку начинающих педагогов путем освоения на практике целостной системы работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

3.Повысить психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей, используя разнообразные формы работы.

4.Формировать уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам оздоровления в процессе физического воспитания. Формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни у родителей и детей.

5. Повысить качественную подготовку дошкольника к обучению в школе через укрепление преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Для решения поставленных годовых задач в полном объеме важную роль играет структура и органы управления образовательным учреждением МБДОУ д/с №5 «Радуга».

экспериментальный образовательный учреждение воспитательный



Рисунок 1 – Структура и органы управления образовательным учреждением МДОУ д/с №5 «Радуга» г. Холмска
Органами коллегиального государственно-общественного управления МДОУ д/с №5 «Радуга» являются:

  • Собрание профсоюзного комитета;

  • Педагогический совет;

  • Родительский комитет.


Рассмотрим степень общественного участия в управлении и перечень полномочий.

Общее собрание коллектива:

  • Принятие Устава МБДОУ, изменений и дополнений к нему, иных локальных актов;

  • Принятие Правил внутреннего трудового распорядка;

  • Рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

  • Принятие решения о заключении коллективного договора;

  • Определение численности и срока полномочий комиссий учреждения по трудовым спорам, избрание ее членов;

  • Выдвижение коллективных требований работников учреждения и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;

  • Рассмотрение вопросов деятельности учреждения, внесенных общим собранием, заведующим или иным органом самоуправления.

Педагогический совет:

  • Обсуждение выполнения нормативных документов по дошкольному образованию разных уровней;

  • Обсуждение годового плана работы учреждения;

  • Обсуждение мер по охране и укреплению здоровья детей;

  • Обсуждение качества и реализацию в полном объеме основной общеобразовательной и других программ дошкольного образования;

  • Обсуждение соответствия применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

  • Организация работы по выявлению, обобщению, рассмотрению и внедрению передового педагогического опыта;

  • Принятие основной общеобразовательной программы дошкольного образования и других образовательных программ;

  • Рассмотрение реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;

  • Рассмотрение других вопросов образовательной деятельности учреждения.

Родительский комитет МБДОУ:

  • Обеспечение постоянной систематической связи детского сада с родителями;

  • Содействие руководству учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного и гармоничного развития личности ребенка;

  • Защита законных прав и интересов воспитанников;

  • Организация работы по разъяснению родителям (законным представителям) воспитанников учреждения их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье, взаимодействия семьи и учреждения в вопросах воспитания;

  • Взаимодействие с государственными, общественными организациями, органами самоуправления учреждения по вопросам пропаганды и распространения опыта работы учреждения.