Файл: В сценарии инновационного развития страны сфере образования отведена особая роль движущей силы системных изменений в экономике и обществе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Организация экспериментальной работой в МБДОУ №5 «Радуга»
Экспериментальная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения №5 «Радуга» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию новшеств и экспериментов в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоение новых форм взаимодействия с социумом. Деятельность предполагает наличие локальных, модульных, системных изменений, создание в образовательном учреждении инновационной среды. Для реализации данной стратегии создана модель управления экспериментальной деятельностью МДОУ №5 «Радуга» в условиях экспериментального развития, охватывающая все направления образовательной деятельности учреждения.

Модель управления экспериментальной деятельностью ДОУ в условиях развития разрабатывается и утверждается Советом ДОУ при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Технология управления экспериментальной деятельностью МДОУ №5 «Радуга» представляет совокупность человеческих, материальных, технологических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов и включает три уровня управления: управление муниципальной образовательной системой, внутрисадовое управление, а также уровень регулирования, на котором осуществляется диалог между этими системами. Технология циклически реализует шесть последовательных шагов, ресурсно и организационно поддерживающих экспериментальную деятельность образовательного учреждения: изучение потребностей ДОУ в экспериментальной деятельности; проектирование этой деятельности и оснащение её ресурсами; разработка программы развития по реализации экспериментальной деятельности; мониторинг экспериментальной деятельности и образовательной политики ДОУ; сбор и анализ информации об эффективности деятельности ДОУ; регулирование экспериментальной деятельности образовательного учреждения на основе результатов анализа.

В городе Холмск создана сетевая многовекторная структура взаимосвязей между администрацией города, отделом образования и субъектами методической службы, обеспечивающая ее вариативность и гибкость. Специфика структуры - возникновение, развитие, трансформация новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорного, базового дошкольного образовательного учреждения, городских и областных экспериментальных площадок, ресурсного центра на базе образовательного учреждения) для решения конкретных педагогических или управленческих задач и занимающих, таким образом, свою нишу в системе методической работы. МДОУ
№5 «Радуга» является базовым учреждением, осуществляющим организационно-методическую и техническую поддержку проведения муниципальных мероприятий. Как опорное образовательное учреждение по методической работе ДОУ имеет эффективный опыт работы по одному из направлений методической работы (авторская программа коллектива ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры – «Мы – Россияне» и авторская педагогическая технология «Волшебный мир театра»). МДОУ №5 «Радуга» – это еще и ресурсный центр, имеющий опыт и ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические) для реализации одного из перспективных направлений развития муниципальной системы образования.

МДОУ №5 «Радуга» определили главные принципы взаимодействия в рамках новых структур: паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействие с научными заведениями, учеными), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

Условия успешной реализации модели управления экспериментальной деятельностью МДОУ №5 «Радуга»: оснащение технологии управления экспериментальной деятельностью ДОУ ресурсами; сбор и анализ информации об эффективности экспериментальной деятельности ДОУ; владение методологией педагогических исследований всеми участниками экспериментальных проектов; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации экспериментальных проектов, позволяющую вывести каждого на индивидуальную траекторию развития, обеспечить развитие субъектного опыта педагога, осуществить индивидуальную и коллективную рефлексию собственной деятельности всеми участниками экспериментального процесса; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять экспериментальной деятельностью ДОУ. Результативность модели управления экспериментальной деятельностью МДОУ №5 «Радуга» определяется следующими показателями: позитивными изменениями во внутренней и внешней среде ДОУ; степенью согласованности и единством действий управления всех участников образовательного процесса; инновационным режимом развития ДОУ; уровнем развития воспитанников, уровнем профессионального развития педагогических кадров; позитивным отношением родительской общественности, педагогических коллективов к результатам экспериментальной деятельности образовательного учреждения; целостностью системы управления экспериментальной деятельностью образовательного учреждения. Яркий показатель успешности экспериментальной деятельности – победы сотрудников и воспитанников в разнообразных конкурсах всероссийского, областного и муниципального уровня:



Заведующий дошкольного учреждения победитель городского конкурса «Человек года - 2013», присвоено звание «Работник образования года – 2013 города Холмск».

Инструктор по физической культуре (2012г.) и старший воспитатель (2015г.) победители областного конкурса лучших педагогических работников дошкольных учреждений на получение денежного поощрения Губернатора Сахалинской области.

Воспитанники ДОУ победители городского конкурса детских научных работ для дошкольников и младших школьников «Мой первый эксперимент», 2015г.; победители и призеры городского конкурса стихотворений «Сохраним природу», 2014г.

МДОУ №5 «Радуга» является городской экспериментальной площадкой по внедрению и апробации одной из вариативных форм работы ДОУ «Группы по интересам: развитие через сотрудничество», разработанной коллективом дошкольного учреждения. Педагогами детского сада разработаны и реализуются проекты: по внедрению эффективных моделей организации предшкольного образования «Лицей для малышей» (1 место) - 2014г. и «Компьютерные игры в детском саду» (1 место) - 2013г, по внедрению в дошкольную среду национальных культурных традиций «Мы – Россияне» (1 место) - 2014г; по установлению партнерства родителей и педагогов «Детский сад – семье, семья – детскому саду» (1 место)- 2015г., по использованию инноваций при создании предметно-развивающей среды «К познанию окружающего мира через органы чувств» (2 место) – 2015г.

Рефлексивный стиль руководства ДОУ предполагает введение таких ценностей, как понимание потребности воспитателей в творчестве, соуправление процессом воспитания, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системой, требующими глубокого понимания важнейшей ценности рефлексивного управления — педагогической поддержки и стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов. Суть самоорганизационного управления состоит не в развитии традиционных форм демократизации (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т. п.), а в передаче полномочий принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Управлять творчески, значит инициировать самопроизвольное достраивание, используя внутренний потенциал управляемой структуры. В аспекте самоорганизационного управления на первом плане выдвинуты ценностно-смысловой и креативный компоненты содержания управления, где сотрудничество, сотворчество, самоуправление и соуправление рассматриваются как основа развития образовательного учреждения.


Реорганизация системы управления дошкольным учреждением осуществляется по следующим направлениям: организация работы методической, психологической, медицинской служб в соответствии с экспериментальной деятельностью ДОУ, оптимизация деятельности дошкольного учреждения; создание советов, обеспечивающих реализацию задач совершенствования деятельности детского сада в единстве управленческого, хозяйственного, научно-исследовательского аспектов (совет педагогов, совет ДОУ, научно-методический совет); установление связей с научными, культурными и методическими центрами области и города; использование различных форм стимулирования деятельности сотрудников: повышение квалификационных категорий участникам эксперимента, трансляция передового педагогического опыта (участие педагогов в областных и городских конференциях, открытых мероприятиях для педагогов области и города; публикация опыта работы в педагогических сборниках); материальное поощрение (разработаны Положения о доплатах и премировании, о расходовании внебюджетных средств); привлечение и рациональное использование всех форм финансирования: внебюджетных, спонсорских.

Одним из условий экспериментальной управления является совершенствование материально-технической базы. За последние два года приобретено оборудование в физиотерапевтический кабинет, компьютерно-игровой комплекс укомплектован современным оборудованием и множительной техникой; пополнено оборудование физкультурного зала, мини-лаборатории (микроскопы, центры игры с водой и песком), игровое оборудование музыкальных залов и групповых комнат.

В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с использованием компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с учетом таких данных, ведут к улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду. Автоматизация электронного документооборота является важным шагом в повышении конкурентоспособности дошкольного учреждения. Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет существенно упростить проблемы, связанные с поиском, доступом и хранением документов, и как следствие избежать многих проблем, возникающих в процессе ведения документооборота.


В ДОУ созданы предпосылки для решения проблемы преемственности в работе детского сада и школы: проводятся совместные культурные мероприятия, организуется работа кружков и секций для учащихся на базе ДОУ. Воспитанники ДОУ активно участвуют в праздниках района и города, организовано сотрудничество с ЦРДК, музыкальной школой, спортивной школой, библиотекой. В рамках экспериментальной работы осуществляется взаимодействие с экспериментальными педагогическими площадками города и области.

Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является важным условием развития ребенка. Детский сад решает следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Выработанная стратегия, заложенная в Программе развития, укрепляет уверенность в работе по совершенствованию качества образовательного процесса, дает хороший старт воспитанникам в дальнейшую жизнь.


3. Внедрение проектной деятельности воспитанников ДОУ в учебно-воспитательный процесс
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.