Файл: В сценарии инновационного развития страны сфере образования отведена особая роль движущей силы системных изменений в экономике и обществе.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания - знаньевую и компетентностью парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием.
Остановимся на проектной деятельности, т.к. она не только вынесена в отдельную экспериментальную площадку, но также используется как метод в других экспериментальных площадках.
Проект - буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Этому прямому объяснению полностью соответствует создание Лего-проектов в ДОУ. Некоторые Лего-проекты, выполненные учащимися имеют название, напрямую указывающие на прообразность какого-либо предмета (машины будущего, дом моей мечты и т.д.).
Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и группой детей (временным или постоянным творческим коллективом), коллективом группы, По масштабу их можно поделить на макро, мини и микропроекты (Я-проекты, индивидуальные). По типологии проекты делятся на:
-
исследовательские; -
творческие; -
приключенческие, игровые; -
информационные; -
практико-ориентированные.
Если же в проекте доминирует предметно-содержательный аспект, то можно разделить проекты на следующие типы:
-
литературно-творческие; -
естественнонаучные; -
экологические; -
лингвистические; -
культурологические; -
спортивные; -
географические; -
исторические; -
музыкальные.
Каждый проект должен иметь практическую направленность. Это обусловлено потребностями общества, быстро изменяющимися технологическими процессами и ситуацией на рынке труда.
Проект как метод позволяет освободить учителя от роли всезнающего оракула, превращая его в консультанта и помощника воспитанника, которые в свою очередь, становятся активными участниками процесса «обучения - учения». Осваивая технологию проектирования, воспитанники детского сада приобретают свой собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Достижение конечных результатов является важным показателем продуктивности проектной деятельности. При этом идет максимальное нацеливание на реальные образовательные и воспитательные цели.
Предметные недели, проводящиеся в ДОУ, это тоже своего рода проект, требующий только правильного оформления. Так что сказать, что проектная деятельность - это нововведение, совершенно незнакомое и неприемлемое - нельзя.
Каждый проект состоит из нескольких этапов:
-
Начинание. -
Планирование. -
Принятие решения. -
Выполнение. -
Оценка результатов. -
Защита проекта.
Каждый из этапов имеет определенные задачи:
-
Определение темы, уточнение целей исходного положения, выбор рабочей группы. -
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. -
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. -
Выполнение проекта. -
Анализ выполнения проекта и достигнутых целей. -
Объяснение полученных результатов.
Проектная деятельность воспитанников в учебно-воспитательном процессе современного ДОУ появляется часто и как дань моде, и как стихийное движение педагогов новаторов, и как сознательное инновационное движение в ДОУ - экспериментальных площадках. Если коллектив образовательного учреждения нацелен на формирование проектной деятельности, делать это необходимо путем организации инновационной или экспериментальной работы, используя приемы внедрения проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, имеющие определенную специфику.
Заключение
Современная система образования с целью более полного удовлетворения интересов детей и запросов родителей предъявляет совершенно иные требования к дошкольному образовательному учреждению и управлению им. Педагоги дошкольного образовательного учреждения оказываются вовлечены в инновационные процессы по обновлению содержания образования, форм его реализации, методов и приемов воспитания и обучения.
Внедрение инноваций в работу ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, создания благоприятной предметно-развивающей среды для личностного развития каждого ребенка. Современный руководитель должен гибко и быстро реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Кроме того, ДОУ представляет собой систему общества, которая несет перед ним ответственность за свою деятельность, выполняет его социальный заказ и поэтому должна работать в режиме развития, опережая время, постоянно повышая свой статус.
Цель ДОУ как образовательной системы - создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей, а также развитие системы, перевод ее из существующего состояния в новое, качественно более высокое состояние, что предусматривает прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе своего учреждения. Система не может развиваться без проблем управления (руководитель должен представлять четкую картину образа ДОУ в будущем, слабые и сильные стороны учреждения (финансовые, кадровые, бытовые), ожидания родителей и коллектива (которые должны совпадать), наличие и преимущества своих конкурентов.
Список литературы
-
Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. Педагогика – 1987. -
Батищев Г.И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика – 1990. -
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. -
Загвязинский В.И Учитель как исследователь. М., 1980. -
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок»: Практическое пособие. -
Лившиц О.Д., Лядова Н.В. и др. Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в процессе учебной деятельности: Методическое пособие. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. -
Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002. -
Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М., 1991. -
Сиденко А.С. Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. М., 2002. -
Тонков Е.В., Сердюков Н.С. Исследовательско-творческая деятельность учителя. Белгород, 1998. -
Тонков Е.В., Сердюков Н.С. Профессиональное развитие педагогов в системе повышения квалификации. Белгород, 2003. -
Эксперимент. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., т. 30. -
Сиртюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128с. -
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
Размещено на Allbest.ru