Файл: Понятие мировозрения, основные мировозренческие проблемы. Сущность нравственных понятий добра и зла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


человека и использования энергии стрессового

напряжения при решении каких-либо задач.

18.

Самовнушение – внушение самому себе определенных

мыслей и связанных с ними состояний.

Формулы самовнушения:

успокаивающие (расслабляющие): «Я спокоен. Мое

тело расслаблено, я прекрасно владею собой».

тонизирующие (бодрящие): «Я отлично себя

чувствую. Я полон сил и энергии».

специальные (целевые): «Я уверен в своих силах и

своих способностях».

19.

Метод самовнушения Э.Куэ

«Уверенность в том, что вы руководите

своими мыслями, дает действительно

возможность руководить ими»

Эмиль Куэ

  1. Способность понимать поступки и действия людей на основе невербальных реакций (мимика, позы, жесты, походка и др.).

Сигналы сочувствия — приближение, ограничение физической дистанции, улыбка, осязание, жесты открытости и дружбы.

Сигналы доверия — выставленное положение тела, широкие жесты, объятия, раскрытые руки.

Сигналы господства и власти — обустройство собственного пространства, вторжение в интимное пространство собеседника, занятие лучшего места за столом, сильный и властный тон голоса, резкое и деспотичное выражение лица.

Сигналы готовности к бою — агрессия, нападение, борьба с осанкой, крик, угрожающее выражение лица.

Сигналы сексуального возбуждения — кокетливые взгляды, длительный зрительный контакт, ласковое прикосновение, представление ваших чар, вздохи с правильным тоном.

Сигналы шока — экстатические состояния, замерзание, крик, быстрые движения тела, расширение зрачков.

Агрессивно-жесткий человек - крепкое рукопожатие, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами.

Мягкий, уступчивый человек - вялое рукопожатие, смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор, говорит не громко, жесты плавные с большой амплитудой.

Уверенность в себе - непринужденная осанка, выпрямленная голова, направление движений вверх, спокойный широкие движения, твердый взгляд, ритмичная речь, стойка с широко расставленными ногами.

Неуверенный в себе - высоко поднятые плечи, слегка сгорбленная спина, закрытая посадка, преобладание движений вниз и к себе, маленькие, быстрые шаги, «складки нужды», частное моргание, уклоняющийся взгляд, неясное произношение.


Высокомерие, переоценка себя - откинутые назад плечи, слишком высокая посадка головы, при ходьбе и стоя покачивание вверх, полузакрытые глаза, горизонтальные складки на лбу, оценивающий прямой взгляд, кривая односторонняя улыбка.

Внешнее изображение твердости - руки в бока, голова откинута на-зад, стойка «широко расставив ноги», посадка нога на ногу при некоторой напряженности, подчеркнуто большие шаги, заметное увеличение громкости голоса, форсированное произношение.

Хитрость - суженный взгляд сбоку и одновременно излишне фикси-рованный.

Депрессивное состояние - сгорбленная спина, опущенная голова, застывшая мимика, грустное выражение лица, заторможенность, безразличный взгляд, опущенные углы рта, походка вялая «волоча ноги». Неясное произношение.

Низкое интеллектуальное развитие - бедная стереотипная мимика, полуоткрытый рот, непонимающий взгляд, бессмысленная улыбка, дурашливый смех, бессодержательная речь.


  1. Регуляция собственного поведения в сложной жизненной ситуации.

Выделяется три основных критерия, по которым строятся классификации способов поведения в трудных ситуациях (Малкина-Пых И.Г., 2004. с. 29):
I. Эмоциональный/проблемный:
1. Эмоционально-фокусированные способы поведения - направлены на урегулирование эмоциональной реакции.
2. Проблемно-фокусированные способы поведения - направлены на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
II. Когнитивный/поведенческий:
1. «Скрытые» внутренние способы поведения - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2. «Открытые» поведенческие способы - ориентированные на поведенческие действия, используются способы, наблюдаемые в поведении.
III. Успешный/неуспешный:
1. Способы, ведущие к успешному разрешению трудной ситуации - используются конструктивные способы и стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
2. Способы, ведущие к неуспешному разрешению трудной ситуации - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению стресса.


Было предпринято много попыток создания методик, с их помощью в дальнейшем создавались классификации способов совладания со стрессом. Так, Фолкман и Лазарус (1984) со своими сотрудниками разработали методику «Способы совладания», содержащую 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил им выделить 8 дискретных стратегий:
- Стратегия противостоящего совладания заключается в том, что личность пытается агрессивным способом изменить ситуацию, испытывает неприязнь и гнев в отношении стрессора.
- Стратегия дистанцирования - личность отделяет себя от трудности, старается забыть о ней.
- Стратегия самоконтроля - саморегуляция чувств и поступков.
- Стратегия поиска социальной поддержки - обращение за помощью различного рода.
- Стратегия принятия ответственности - стремление не повторять совершенных ошибок и признание своего участия в возникшей трудности.
- Стратегия избегания - действия личности, приводящие к избеганию трудности.
- Стратегия планового решения проблемы - выработка пошагового решения проблемы и следования ему.
- Стратегия позитивной переоценки - усилия человека придать позитивное значение происходящему, интерпретация происходящего в позитивных терминах.
В основном эти стратегии исключают, но иногда могут и дополнять друг друга. Исследования показывают: многие люди, оказавшиеся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.
Перлин и Шулер (1978, с. 12) разработали подобную классификацию стратегий поведения в трудной ситуации. По их представлениям человек справляется с трудной жизненной ситуацией:
- посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы);
- путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы);
- посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом).


  1. Темперамент и характер- наиболее значимые свойства личности.


Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний. В это понятие входят только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Черты темперамента являются наследственными и поэтому практически не поддаются измерению.

Темперамент человека в первую очередь определяют конституциональные особенности его нервной и эндокринной системы.
Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их измерение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, с тем чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности.
Родоначальник учения о темпераменте — древнеримский врач Гиппократ (V в. до н. э.).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, оптимистичен, гибок, способен к компромиссам. Ориентирован на свободу, риск, быстрый результат, активность. Мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик. Отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, часто раздражительностью. Активен, напорист. В зависимости от направленности личности данный тип темперамента может проявляться в виде инициативности, принципиальности или своеволия, агрессивности. Перепады настроения и работоспособности.
Флегматик. Обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но стойкие. В зависимости от условий может быть сдержанным, вдумчивым или вялым, безучастным, безвольным.
Меланхолик. Чувствителен к внешним раздражителям. Ему свойственны тревожность, склонность к “ступору” в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях это человек сдержанный, глубоко чувствующий, склонный к пессимизму.