Файл: Понятие мировозрения, основные мировозренческие проблемы. Сущность нравственных понятий добра и зла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Мировоззренческие особенности православия.

Православие – восточная ветвь христианства, одно из трех основных направлений, наряду с католицизмом и протестантизмом. Официальное название – Греко-кафолическая (т.е. «вселенская») церковь. Происхождение термина «православие» часто связывают с понятием «ортодоксия», т.е. «правильная вера», «правильное прославление Бога». Православие не имеет единого всемирного центра, подобного Ватикану в католицизме, и единого главы. В отличие от Папы римского, Константинопольских патриарх сохраняет титул вселенского только традиционно и не имеет административной и духовной власти над другими православными церквями.Православие опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Православие исходит из признания спасительной миссии Христа. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении – Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости.

Главной догматической особенностью православия является отрицание принципа «филиокве». Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры, утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом. Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными.

Православие придает догматическое значение не только одному из важнейших таинств – крещению, но и всем другим (причащению, покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и связанным с ними обрядами. Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях. Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного воскресению Иисуса Христа, – Пасхи – православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, Сретение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) и др. К числу великих праздников православная церковь относит Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божьей Матери.



  1. Мировоззренческие особенности буддизма.

Буддизм самая древняя мировая религия. Появляется в середине первого тысячелетие до н.э. на территории Индии. 1-3 веках до н.э. выходит за пределы Индии. 18-12 векам нашей эры буддизм распространяется в Европе, Америке, и других. Исповедают буддизм 400 миллионов человек. Основная религия в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Японии, Тибете, Корее, Индия. В буддизме отрицают, существование души. Не обещает райского блаженства или мук в аду. Будду не навязывал ритуалов, не обязывал делать так и никак иначе, Будда учил вере себе и своему опыту .В основе буддизма идея просвещения. Самое главное в буддизме это медитация. Мир существует внутри у каждого человека и нет ничего интересней чем путешествие по этому миру.
Будда полное имя Сиддхартха ( тот чья цель достигнута) Гаутама. Будда - просветлённое совершенное существо. В возрасте 35 лет после медитации достигает состояние бодхи-просветление. Следующие 45 лет распространял своё учение. Будда перерождался .
Срединный путь – этот путь ведёт к покою и уединению.
Буддийское учение. Есть в жизни страдание и человек должен знать как из пережить, так человек не должен ничего учить. Освобождение от страдании. В основе буддизма лежит 4 благородные истины
• Жизнь есть страдание
• У страданий есть причина ( чувства, эмоций, жажда бытия)
• Страдание может быть уничтожена
• Восьмеричный путь( уничтожить страдание) ( человек страдает из-за того что не может познать почему произошло, не может изменить мир)
1 ступень – это правильное понимание, то есть человек знакомится с 4 истинами.
2 ступень- правильное убеждение.
3 ступень – правильная речь.
4 ступень- правильное поведение.
5 ступень- правильный образ жизни.
6 ступень правильное усилие.
7.ступень Правильное мышление.
8 ступень Правильное созерцание
Нирвана – угасание эмоциональной активности, это не смерть, это пустота. Реальность это нирвана, нирвана это пустота.
В основе буддистского учение находится идея причинности, идея не постоянство элементов, идея срединного пути.


  1. Психологическая характеристика правоохранительной деятельности.

Предметом психологии труда персонала ОВД является личность сотрудника ОВД и служебного коллектива. Предметом психологии деятельности сотрудников ОВД является психика (психический мир личности) сотрудников и психология (социально-психологические явления) служебного коллектива, рассматриваемая в конкретных условиях деятельности.



Выделяются следую- щие общие характеристики деятельности сотрудников ОВД:

1) строгая нормативно-правовая регуляция всех аспектов про- фессиональной деятельности сотрудников;

2) ориентация на принципы законности, гуманизма, уважения прав человека;

3) наличие у сотрудников ОВД обширных властных полно- мочий, реализация которых зависит от их уровня правосознания и правовой культуры;

4) использование специфических средств психологического воздействия и физической силы, специальных средств огнестрельно- го оружия в рамках осуществления профессиональной деятельности;

5) наличие постоянного противодействия заинтересованных лиц при выполнении правоохранительных функций;

6) разноплановость социальных и профессиональных ситуа- ций, в которых приходится действовать сотрудникам;

7) разнообразие сфер деятельности и высокая мобильность, связанные с изменением рода профессиональной деятельности сотрудников внутри системы по различным внешним, внутренним, субъективным и объективным обстоятельствам (к примеру, органи- зационно-штатные мероприятия);

8) неотъемлемый элемент деятельности сотрудника – комму- никация, состоящая в необходимости общения с гражданами раз- личных возрастных категорий, социального, профессионального статуса и правового положения;

9) повышеннаястрессогенностьдеятельностииугрозадляжиз- ни и здоровья сотрудников (повышенная ответственность, неопреде- ленность информации, дефицит времени, опасность служебных ситу- аций и др.); риск развития профессиональной деформации личности;

10) открытый и публичный характер профессиональной дея- тельности сотрудников, значимость общественного мнения и оценки граждан степени эффективности деятельности и авторитета полиции.

Множественность задач, стоящих перед сотрудниками ОВД, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению среди них групп сотрудников, выполняющих специфические функ- ции. Естественно, деятельность оперативных работников полиции по своему содержанию и применяемым способам отличается от дея- тельности, например, дорожно-патрульной службы ГИБДД. Однако различающаяся по применяемым способам деятельность совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и застав- ляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности – преступника (правонарушителя).


Таким образом, профессиональную деятельность сотрудников ОВД можно охарактеризовать как весьма сложную, эмоциональ- но насыщенную и отличающуюся стрессогенными воздействиями. Данная деятельность, несомненно, предъявляет высокие требо- вания к личности сотрудников, его профессиональным навы- кам. Изучение особенностей правоохранительной деятельности обусловливает необходимость рассмотрения психологической характеристики личности сотрудников ОВД.

Следует отметить, что профессиональная подготовка сотруд- ников ОВД ориентирована, прежде всего, на личность специалиста, поскольку успешность овладения профессией находится в прямой зависимости от соответствия уровня сформированности необходи- мых индивидуально-психологических особенностей сотрудников требованиям профессии. Это становится особенно актуально для профессий системы «человек–человек».

В связи с этим значимость приобретает личностная компе- тентность сотрудников ОВД, которая выступает фундаментом для успешной социальной и профессиональной реализации.


  1. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции.

Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства.
Еще в 1782 году Екатерина II подписала «Устав благочиния или полицейский», значительную часть которого составлял «Наказ управе благочиния». В «Наказе управе благочиния» были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):
1) здравый рассудок;
2) добрая воля в отправлении порученного;
3) человеколюбие;
4) верность к службе императорского величества;
5) усердие к общему добру;
6) радение о должности;
7) честность и бескорыстие.
Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия: а) организованность; б) уверенность; в) независимость; г) скромность; д) установка на сотрудничество; е) готовность к помощи; ж) сочувствие; з) обязательность; и) владение техникой общения; к) чуткость; л) отзывчивость; м) заботливость; н) справедливость; искренность в общении; о) активность в совместной деятельности; п) общительность; р) последовательность; с) тактичность.




  1. Профессиональная деформация сотрудника ОВД РФ и ее основные проявления. Профилактика и ее преодоление.

Профессиональная деформация- результат искажения профессиональных и личностных качеств сотрудника органов внутренних дел под влиянием ряда отрицательны фаворов деятельности и окружающей среды.

Факторы: специфика деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологическогохарактера.

Стадии: Навальный уровень(формирование собственного стиля профессиональной деятельности, нет зависимости от службы)

Средний уровень(заострение профессионально важных качеств)

Глубинный уровень(полная зависимость о профессиональной сферы)

Предотвращение: развитие способности к самоанализу и самокритике, быть открытым новым знаниям, уметь расслабляться, выходить из зоны комфорта.


  1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности ОВД.

Весь характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД включает в себя постоянное негативное воздействие стресс-факторов (ненормированный рабочий день, постоянный контакт с правонарушителями, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей), что приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в повседневных ситуациях профессиональной деятельности.

Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед челове­ком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к пол­ному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.

Ритмы жизнедеятельности в этот период нарушаются, они определяются не естественными потребностями, а нуждами службы. Санитарно-гигиенические ус­ловия, организация быта, питания, также значительно отличаются от привычных.
У сотрудников ОВД происходит изменение ряда привычных способов удовлетворения потребностей досуга и общения, ограничены возможности психологической компенсации негативных условий деятельности.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на деятельность сотрудни­ков ОВД при выполнении задач боевой службы в районах чрезвычайного поло­жения, в условиях вооруженных конфликтов, являются наличие контактов с пра­вонарушителями, противоречивое отношение местного населения к сотрудникам, необходимость действовать против враждебно настроенной части граждан своего же государства. Все это вызывает естественное внутреннее психологическое противоречие, нравственный конфликт с собственными убеждениями. Этот процесс, как правило, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.