Файл: Понятие мировозрения, основные мировозренческие проблемы. Сущность нравственных понятий добра и зла.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5 6
Причины и профилактика суицидального поведения сотрудников ОВД.
Практика психологической работы в ОВД показывает, что наиболее характерными причинами возникновения, развития и реализации суицидальных намерений, аутодеструктивного поведения сотрудников ОВД являются:
• психологические кризисные состояния;
• посттравматические стрессовые нарушения;
• психотравмирующие события, вызвавшие психическую дезадаптацию;
• профессиональная деформация (деградация);
• деструктивное поведение;
• неблагоприятная наследственность;
• психические отклонения и заболевания;
• личностные особенности.
Анализ причин и условий совершения суицидов показывает, что большинство самоубийств сотрудников ОВД косвенно обусловлены и не предотвращены из-за несвоевременного принятия управленческих решений или профилактических мер, в результате отсутствия контроля за деятельностью подчиненных, неудовлетворительной организации режима труда и отдыха, приводящей к неоправданной нервно-психической напряженности и накоплению усталости, переутомлению, а также вследствие недостаточного внимания руководства к семейно-бытовой сфере общения сотрудников, недооценки возможностей форм и методов индивидуально-воспитательной и психологической работы с подчиненными.
Мероприятия по предупреждению самоубийств сотрудников ОВД Профи-лактика самоубийств сотрудников основывается на осуществлении комплекса мероприятий воспитательной и кадровой работы, организационно-служебного характера и медико-психологического сопровождения.
1. Организация индивидуально-воспитательной работы с личным составом как основное направление в профилактике суицидов, в том числе проведение индивидуальных бесед, посещения по месту жительства, изучение и учет особенностей поведения сотрудников в семье и бытовых ситуациях.
2. Пропаганда психологических знаний и психологической культуры общения, личной психоэкологии, повышения психологической устойчивости в нестандартных ситуациях. Обучение личного состава методам психофизиологической саморегуляции, повышения боевого духа, психологической гибкости и адаптированное к стрессовым ситуациям.
3. Создание в служебных коллективах атмосферы неприятия (осуждения) выраженного пессимизма, суицидальных намерений и самоубийств как способа разрешения жизненных, служебных, семейных проблем и конфликтных ситуаций.
4. Создание и развитие доверительных форм общения с личным составом и членами их семей.
5. Проведение мероприятий медико-психологической реабилитации.
6. Использование возможностей религий мира (ритуалы, службы), осуждающих самоубийства.
-
Основа психологической устойчивости сотрудника ОВД РФ: анализ конкретных ситуаций.
Деятельность сотрудников органов внутрен- них дел (ОВД) постоянно связана с ситуациями, отличающимися присутствием экстремальных факторов, имеющих силу влияния на личность и ее деятельность. Изо дня в день наблюдается повышение экстремальности в деятельности со- трудников ОВД. Для того чтобы их профессио- нальные действия были успешными и качествен- ными, при профотборе должна учитываться не только их профессиональная готовность, но и пси- хологическое состояние и устойчивость, а также личностно значимыеценности.
Психологическая устойчивость и подготов- ка сотрудников ОВД - это в первую очередь сфор- мированность и развитие психологических харак- теристик, которые отвечают психологическим особенностям профессиональной деятельности (задержание преступников, освобождение залож- ников, применение оружия, обеспечение правопо- рядка в период массовых мероприятий, стихий- ных бедствий и чрезвычайных ситуаций).
Психологическая устойчивость - это совокуп- ность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способ- ность к адекватной и эффективной жизнедеятель- ности под воздействием каких-либо неблагопри- ятных факторов.
Экстремальными называют ситуации, кото- рые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряже- нию сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую перед ним задачу.
Степень устойчивости - величина непосто- янная, она зависит: от количества воздействий, которые человек может выдержать при условии, что они не будут иметь разрушительный харак- тер; от знаний алгоритма действий, несущих по- ложительный результат в определенных ситуациях; от профессиональных навыков; навыков са- морегуляции; знаний особенностей поведения и реакций человека в определенных ситуациях; от свойств нервной системы.
Результаты тестирования слушателей Инсти- тута повышения квалификации сотрудников МВД России показали, что такие факторы, как ненор- мированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость пол- ной отдачи психических и физических сил при пре- сечении преступлений, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного исто- щения. Именно это и определяет высокие требо- вания к психической сфере личности сотрудни- ков ОВД, их психологической устойчивости и го- товности к деятельности в экстремальных усло- виях.
Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной ви- тальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профес- сиональной подготовленности, но и к психологи- ческим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в эк- стремальных условиях1.
Основными задачами психологического обес- печения служебной деятельности являются: оценка психического состояния сотрудника и оп- ределение его функциональной готовности к про- фессиональной деятельности; повышение функ- циональных возможностей организма, профилак- тика психосоматических заболеваний; восстанов- ление работоспособности; психологическая про- филактика стрессовых расстройств; ускорение процесса адаптации к служебной деятельности; обучение приемам и методам психической само- регуляции для применения их в экстремальных условиях; пропаганда психологических знаний, научно-методическое обеспечение психологичес- кой службы.
Наличие “взрывоопасных” ситуаций, чрева- тых потенциальными угрозами не только срыва решаемой задачи, но и жизни граждан и самих сотрудников, требует практически от каждого со- трудника ОВД постоянной бдительности и готов- ности в любой момент действовать даже с при- менением оружия2.
Нахождение на рабочем месте, посту, нали- чие оружия и средств индивидуальной защиты, автомат наперевес, присутствие охранников - все это, бесспорно, важные проявления бдительнос- ти и боевой готовности, но психологически недо- статочные.
Главное - смогут ли люди, назначенные на посты и пр., действовать в нужный момент мгно- венно, расторопно, грамотно и эффективно, а для обеспечения этого необходима подготовленность и внутренняя боевая готовность - целостное лич- ностное проявление. Для понимания внутренней боевой готовности следует помнить, что все яв- ления психики бывают устойчивыми (постоянно или длительно присутствующими у данного че- ловека) и динамичными (быстро меняющимися, то возникающими, то исчезающими)3.
Вместе с тем для характеристики психоло- гической боевой готовности сотрудника ОВД важ- но и то, в каком состоянии находится его психика в данный момент, какими динамическими явле- ниями она примечательна - о чем думает сотруд- ник, к чему стремится, что переживает, что со- брался делать4. Именно эти процессы и состоя- ния непосредственно предшествуют тем, которые возникнут и будут регулировать поступки при вне- запном начале действий, а значит, и влиять на них. Каждый убеждался на собственном опыте, что от состояния, в котором находишься, во многом зависит, что и как сделаешь в следующее мгно- вение.
Предварительная боевая готовность (подготов- ленность), бесспорно, является основой успеха. Оце- пенение, растерянность, бестолковая суета, не от- вечающие специфике условий действия, свидетель- ствуют, что данному сотруднику еще чего-то не хватает. Он не был бдителен, потерял бдительность, не ожидал, был расслаблен, не был собран, не под- готовился к немедленному реагированию, т.е. не был в состоянии боевой готовности5.
Наличие у сотрудника подготовленности, т.е. устойчиво сформированных знаний, навыков, уме- ний, качеств, говорит о большой вероятности воз- никновения у него в новой ситуации психических процессов или состояний и, соответственно, дей- ствий. Но это именно вероятность и возможность, а не безусловность и обязательность. Поэтому так важно состояние боевой готовности, имею- щее решающее значение.
В идеале в обстановке возможного внезапно- го наступления критических событий желательно максимально приблизить психическое состояние сотрудника к боевому, высшему его уровню.
Сотруднику ОВД необходима работа над со- бой, над своей морально-психологической подго- товленностью, и особенно в определенные момен- ты и отрезки времени (перед заступленном на дежурства, в караул, на пост, при их несении, на- хождении на рубеже в заслонах, при обострениях обстановки и пр.) заботиться о повышении со- стояния боевой готовности, доводить его до выс- шего уровня. Это требует специального понима- ния, специальной, психологически квалифициро- ванной и тонкой работы6.
В психологической науке существуют содер- жательные компоненты боевой готовности: мо- тивационные (побуждающие к действиям); позна- вательные (позволяющие понимать окружаю- щее); эмоциональные (связанные с переживани- ями отношения к происходящему); волевые (обес- печивающие преодоление трудностей); психомо- торные психические явления (участвующие в осуществлении движений) (каждая из этих групп в свою очередь существует в устойчивой и ди- намической форме.) Все они имеют место и в психологической боевой готовности7.
У человека есть такие внутренние возмож- ности, которые он использует в любой деятель- ности. Они закладываются и во всей системе работы сотрудника ОВД, в его обучении, воспи- тании, развитии личности, мобилизации на реше- ние профессиональных задач, в сплочении коллек- тивов, повышении авторитета, целесообразность чего оправдана существованием психологичес- кой закономерности: человек, неоднократно по- падавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них8.