Файл: Дипломная работа налоговая система Российской Федерации Бондаренко Ксения Руслановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 ГЛАВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ



Правовое регулирование взимания налогов, сборов и пошлин в условиях становления свободного рынка в России носит актуальный характер, так как действующее законодательство о налогах и сборах является несовершенным, а поэтому сдерживает социально-экономическое развитие российского государства.

Несовершенство законодательства о налогах и сборах обусловлено переходом государства к рыночным отношениям. Налоговая реформа, как известно, начатая с 1 января 1992 г., готовилась в течение всего 1991 г., когда существовали иные подходы к регулированию экономикой.

Введение в действие первой части и отдельных глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, определить основные инструменты, необходимые для обеспечения функционирования новой налоговой системы. Дальнейшую работу над Налоговым кодексом Российской Федерации необходимо направить на решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщика и полномочий налоговых органов, сокращением возможности для уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков.

Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах потребует внесения значительного количества поправок в законодательство,
а также подготовки новых законодательных актов.

Сложившаяся система налогового законодательства нуждается не в коренном изменении, как предлагают некоторые специалисты, а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Налоговый кодекс Российской Федерации уже стал и должен оставаться основой развития в государстве цивилизованных рыночных

отношений, эффективным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование налогового законодательства необходимо. Главная цель такого совершенствования состоит в том, чтобы учесть в Налоговом кодексе Российской Федерации РФ огромный опыт его толкования и применения судами и пополнить его первую часть некоторыми нормами, полнее отражающими состояние налоговых отношений в нашей стране. Помня все время о важности задачи сохранить достигнутое единообразие нашего Налогового кодекса Российской Федерации с налоговыми кодексами большинства стран СНГ, надо в то же время вести дело к сближению ряда принципиальных положений Налогового кодекса с регулированием соответствующих отношений в праве Европейского союза. Наконец, надо обратить пристальное внимание на новейший положительный опыт модернизации налоговых кодексов ряда европейских стран с развитой рыночной экономикой.

Полезно еще раз сказать о том, что условием совершенствования Налогового кодекса является обеспечение стабильности правового регулирования в налоговой сфере. Изменения Налогового кодекса Российской Федерации РФ не должны затрагивать его систему и структуру, влечь кардинальные изменения его понятийного аппарата.



Очевидно, что такая работа может быть успешно проделана лишь на основе тщательно разработанных и всесторонне обсужденных концепций развития налогового законодательства.

Представляется, что для разработки таких концепций и для проведения в целом всей работы по модернизации Налогового кодекса Российской Федерации должен существовать хорошо зарекомендовавший себя механизм, аналогичный применяемому, например, в гражданском законодательстве для совершенствования его кодификации.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это основа для рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами широкого

спектра экономических и иных споров, возникающих из налоговых правоотношений. Сегодня наиболее важно обеспечить эффективную реализацию Налогового кодекса Российской Федерации и всего действующего налогового законодательства. В связи с развитием экономических отношений, налогового законодательства должно совершенствоваться и судопроизводство, правоприменительные механизмы. Доработка и шлифовка налогового законодательства не дадут должный результат без эффективной системы процессуального законодательства, которое обеспечит исполнение участниками правовых отношений их обязательств. Одним из основных направлений в этой сфере является реализация

Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»67, направленной на обеспечение открытости и доступности
правосудия, создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение независимости судебной власти, построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения, модернизация судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно разделу III «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»68 в 2016 году будут рассмотрены основные меры в области налоговой политики, которые Правительство Российской Федерации будет предлагать реализовать в плановом периоде, а также приведены предлагаемые


67 О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : пост. Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

68 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

параметры налоговой системы, необходимые для составления бюджетных прогнозов.

Во-первых, в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации, предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование
физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), включая возможности задекларировать имущество, переданное номинальному владельцу, предоставление таким декларантам значительного объема государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства. При этом предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации.

Во-вторых, предусмотрен ряд антикризисных мер. В первую очередь льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств («гринфилды» и специальные инвестиционные контракты), которые подразумевают, что стимулирование экономики должно осуществляться путем расширения прав субъектов Российской Федерации посредством предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории. В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока. Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки