Файл: Решение социальных вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организационное проектирование включает в себя несколько этапов:

  1. Формирование стратегии и миссии компании.

  2. Постановка целей и задач для всех уровней управления.

  3. Распределение функций.

  4. Проектирование структуры.

  5. Подбор человеческого капитала.

  6. Корректировка полученного результата.

Цель организационного проектирования – создание эффективной системы управления при формировании новой организации, и поддержание ее в нормальном состоянии при функционировании действующей организации.
117. Основные задачи организационного проектирования. Роль организационного проектирования в создании и реформировании организации, в создании ее структуры и системы управления.

Основные задачи организационного проектирования: - набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними; - определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; - закрепление их в нормативных документах.

Главным критерием эффективности при сравнении альтернативных вариантов организационной структуры является способность наиболее полно и устойчиво достичь окончательные цели системы управления с относительно минимальными затратами на ее работу. Ключевую роль в оценке эффективности организационной структуры играет выбор базы сравнения степени эффективности.

Проектирование не может быть осуществлено без предварительной разработки проекта. Если говорить обобщенно, то в проектирование входит система разработки организационных элементов, а также связей между ними и происходящих функциональных процессов.

Если рассматривать проектирование со статической позиции, то в него входит процесс разработки элементов структуры, а также связей между ними. Система при этом характеризуется следующими свойствами: надежность, устойчивость, экономичность во время функционирования.

Если рассматривать проектирование с динамической позиции, то в него дополнительно входит разработка функциональных процессов, происходящих в системе, их связей внутри системы и применительно к внешней среде, а также прогнозирование развития этих связей.

При проектировании организаций важным этапом является установление пропорций между ее элементами, их пространственного и временного размещения. Объектами организационного проектирования выступают предприятие в общем и его структурные подразделения (отделы, сектора, участки и т.д.), а также происходящие на предприятии процессы.


Проектирование организации обычно направлено на достижение следующих целей: создание новых организаций, совершенствование существующих организаций (рационализация), радикальное преобразование действующих организаций (реорганизация).

Итак, цель проектирования организации состоит в создании нового предприятия, компании, фирмы, в том числе организационных механизмов, структур и связей, либо реконструкция существующих организаций (поиск эффективных сочетаний между организационными элементами, а также определения оптимальных соответствий между ними).

Чаще речь идет не о проектировании организационной структуры с нуля, а о решении отдельных вопросов, связанных с: развитием, расширением, реструктуризацией, модернизацией, диверсификацией, реконструкцией, технологическим и техническим перевооружением.

Центральной задачей проектирования организации является определение перечня (состава и необходимого количества) подразделений, их полномочий, функций, связей, форм и методов взаимодействия. Все это фиксируется во внутренних нормативных документах.


118. Методы организационного проектирования: вербальное построение, графическая интерпретация, аналитический, оптимизационный.

Проектирование является процессом создания проекта организации, который включает ее описание на первых стадиях существования и прогноз развития. Особое внимание уделяется организационной структуре: управленческой и производственной. При проектировании структуры оценивают влияние внешней среды, проводят анализ будущих связей внутри организации и связей с внешней средой.

Методы структуризации целей. Включают выработку системы целей организации, качественную и количественную оценку этих целей и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия разработанной системе целей.

Методы экспертного анализа. Основными формами применения этих методов должны быть:

проведение группами экспертов обследования организации, детальный анализ целей, задач, функций, организационных связей подразделений и элементов субъекта и объекта управления. Экспертами могут быть как работники данной организации, так и приглашенные специалисты.

анализ специфических особенностей, проблем и узких мест в системе управления организацией;



проведение экспертных опросов руководителей и специалистов для выявления трудностей, резервов и возможностей в работе организации, её подразделениях и аппаратах управления;

разработка правил организационного проектирования, основанных на изучении опыта экспертов;

разработка описаний организационных структур, процессов функционирования и управления, изготовление схем, графиков, диаграмм, таблиц и других иллюстративных материалов.

Методы аналогий. Служат для выявления прогрессивных решений и передового опыта в отечественной и зарубежной практике и использования их при проектировании новых и реорганизации действующих организаций, их подразделений, аппаратов управления со сходными характеристиками. С помощью метода аналогий разрабатывались, например, типовые структуры управления и определялись границы их применения. В последние годы методы аналогий пытались широко использовать в процессе перехода к рыночным отношениям. Однако перенос зарубежного опыта на нашу почву чаще имел отрицательные, чем положительные последствия. Это обусловлено тем, что при использовании методов аналогий особо важным является обоснование выбора организации-аналога с проектируемой системой, а также учёт политических, экономических и культурных факторов.

Методы организационного моделирования. К ним относят: разработку формализованных математических, графических, машинных и других моделей деятельности организаций, распределения в них полномочий и ответственности. Эти модели являются базой для анализа и оценки различных вариантов организационных структур в зависимости от изменяющихся условий. Модели разрабатываются с использованием методов системного анализа, исследования операций, написания сценариев, построения матриц распределения прав и обязанностей, построения матриц межфункциональных связей, игрового и имитационного моделирования и др.


119. Организация как система. Построение и типы организаций. Критерии классификации организаций.

Организация как система является совокупностью связанных между собой частей, которые образуют целостность. Любое предприятие — открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Любое предприятие реализует три ключевых процесса: получает ресурсы из внешней среды, производит продукт и передает его во внешнюю среду.

Основными потоками в организации на входе является поступление материалов, рабочей силы, капитала, а на выходе готовый товар.


Существуют три основных этапа в построении организации:

  1. Определение характера выполняемой работы;

  2. Распределение работы между позициями менеджмента;

  3. Классификация позиций менеджмента, построение логических групп управления на этой основе.

Организации можно разбить на следующие категории: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и внебюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные организации. Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принадлежности: транспорт, промышленность, торговля, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и другие направления деятельности.

Классификация организаций осуществляется по следующим признакам: отношение к прибыли; организационно-правовая форма (форма собственности); целевое назначение; широта производственного профиля; характер сочетания науки и производства; число стадий производства; расположение предприятия; размеры предприятия. Кроме того, по критерию формализации различают формальные и неформальные организации.

120. Типовые организационные структуры, их достоинства и недостатки.

Классификация организационных структур может осуществляться по различным определяющим основаниям. По признаку наличия/отсутствия иерархии структуры делятся на иерархические (бюрократические) и органические (простые).

Классическими типами иерархических структур являются:

- Линейная. Достоинства: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки: отсутствие звеньев, занимающихся стратегическим планированием; тенденция перекладывания ответственности при решении проблем; малая гибкость и приспособляемость; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

- Линейно-штабная. Достоинства: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Недостатки: недостаточно четкое распределение ответственности, поскольку лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично – в ослабленном виде.


- Функциональная. Достоинства: высокое качество выполнения отдельных функций за счет специализации; экономия на ресурсах за счет их централизованного использования. Недостатки: отсутствие ответственности за процесс в целом; низкая гибкость и медлительность при смене масштабов деятельности либо переходе на производство иной продукции; конфликты между функциональными службами.

- Линейно-функциональная. Достоинства: наличие четкого линейного руководства в сочетании с широко развернутой системой функциональных взаимодействий; достоинства, аналогичные функциональной структуре. Недостатки: сложность координации функциональных и межфункциональных взаимодействий между подразделениями; недостатки, присущие функциональной структуре, частично в ослабленном виде.

- Дивизиональная. Достоинства: обеспечивается управление многопрофильными, территориально распределенными предприятиями; гибкость и быстрая реакция на изменения в окружении предприятия; более тесная связь производства и потребителя. Недостатки: большое количество уровней управленческой вертикали; разобщенность штабов дивизионов и штаба компании; дублирование функций управления в аппарате управления и дивизионах.

- Матричная (проектная). Достоинства: высокая гибкость; сокращение численности управленческого аппарата; совмещение преимуществ и компенсация недостатков структур, входящих в матрицу. Недостатки: очень высокие требования к квалификации и деловым качествам руководителей проектов; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; конфликты распределения ресурсов между проектами.