ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационное проектирование включает в себя несколько этапов:
-
Формирование стратегии и миссии компании. -
Постановка целей и задач для всех уровней управления. -
Распределение функций. -
Проектирование структуры. -
Подбор человеческого капитала. -
Корректировка полученного результата.
Цель организационного проектирования – создание эффективной системы управления при формировании новой организации, и поддержание ее в нормальном состоянии при функционировании действующей организации.
117. Основные задачи организационного проектирования. Роль организационного проектирования в создании и реформировании организации, в создании ее структуры и системы управления.
Основные задачи организационного проектирования: - набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними; - определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; - закрепление их в нормативных документах.
Главным критерием эффективности при сравнении альтернативных вариантов организационной структуры является способность наиболее полно и устойчиво достичь окончательные цели системы управления с относительно минимальными затратами на ее работу. Ключевую роль в оценке эффективности организационной структуры играет выбор базы сравнения степени эффективности.
Проектирование не может быть осуществлено без предварительной разработки проекта. Если говорить обобщенно, то в проектирование входит система разработки организационных элементов, а также связей между ними и происходящих функциональных процессов.
Если рассматривать проектирование со статической позиции, то в него входит процесс разработки элементов структуры, а также связей между ними. Система при этом характеризуется следующими свойствами: надежность, устойчивость, экономичность во время функционирования.
Если рассматривать проектирование с динамической позиции, то в него дополнительно входит разработка функциональных процессов, происходящих в системе, их связей внутри системы и применительно к внешней среде, а также прогнозирование развития этих связей.
При проектировании организаций важным этапом является установление пропорций между ее элементами, их пространственного и временного размещения. Объектами организационного проектирования выступают предприятие в общем и его структурные подразделения (отделы, сектора, участки и т.д.), а также происходящие на предприятии процессы.
Проектирование организации обычно направлено на достижение следующих целей: создание новых организаций, совершенствование существующих организаций (рационализация), радикальное преобразование действующих организаций (реорганизация).
Итак, цель проектирования организации состоит в создании нового предприятия, компании, фирмы, в том числе организационных механизмов, структур и связей, либо реконструкция существующих организаций (поиск эффективных сочетаний между организационными элементами, а также определения оптимальных соответствий между ними).
Чаще речь идет не о проектировании организационной структуры с нуля, а о решении отдельных вопросов, связанных с: развитием, расширением, реструктуризацией, модернизацией, диверсификацией, реконструкцией, технологическим и техническим перевооружением.
Центральной задачей проектирования организации является определение перечня (состава и необходимого количества) подразделений, их полномочий, функций, связей, форм и методов взаимодействия. Все это фиксируется во внутренних нормативных документах.
118. Методы организационного проектирования: вербальное построение, графическая интерпретация, аналитический, оптимизационный.
Проектирование является процессом создания проекта организации, который включает ее описание на первых стадиях существования и прогноз развития. Особое внимание уделяется организационной структуре: управленческой и производственной. При проектировании структуры оценивают влияние внешней среды, проводят анализ будущих связей внутри организации и связей с внешней средой.
Методы структуризации целей. Включают выработку системы целей организации, качественную и количественную оценку этих целей и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия разработанной системе целей.
Методы экспертного анализа. Основными формами применения этих методов должны быть:
проведение группами экспертов обследования организации, детальный анализ целей, задач, функций, организационных связей подразделений и элементов субъекта и объекта управления. Экспертами могут быть как работники данной организации, так и приглашенные специалисты.
анализ специфических особенностей, проблем и узких мест в системе управления организацией;
проведение экспертных опросов руководителей и специалистов для выявления трудностей, резервов и возможностей в работе организации, её подразделениях и аппаратах управления;
разработка правил организационного проектирования, основанных на изучении опыта экспертов;
разработка описаний организационных структур, процессов функционирования и управления, изготовление схем, графиков, диаграмм, таблиц и других иллюстративных материалов.
Методы аналогий. Служат для выявления прогрессивных решений и передового опыта в отечественной и зарубежной практике и использования их при проектировании новых и реорганизации действующих организаций, их подразделений, аппаратов управления со сходными характеристиками. С помощью метода аналогий разрабатывались, например, типовые структуры управления и определялись границы их применения. В последние годы методы аналогий пытались широко использовать в процессе перехода к рыночным отношениям. Однако перенос зарубежного опыта на нашу почву чаще имел отрицательные, чем положительные последствия. Это обусловлено тем, что при использовании методов аналогий особо важным является обоснование выбора организации-аналога с проектируемой системой, а также учёт политических, экономических и культурных факторов.
Методы организационного моделирования. К ним относят: разработку формализованных математических, графических, машинных и других моделей деятельности организаций, распределения в них полномочий и ответственности. Эти модели являются базой для анализа и оценки различных вариантов организационных структур в зависимости от изменяющихся условий. Модели разрабатываются с использованием методов системного анализа, исследования операций, написания сценариев, построения матриц распределения прав и обязанностей, построения матриц межфункциональных связей, игрового и имитационного моделирования и др.
119. Организация как система. Построение и типы организаций. Критерии классификации организаций.
Организация как система является совокупностью связанных между собой частей, которые образуют целостность. Любое предприятие — открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Любое предприятие реализует три ключевых процесса: получает ресурсы из внешней среды, производит продукт и передает его во внешнюю среду.
Основными потоками в организации на входе является поступление материалов, рабочей силы, капитала, а на выходе готовый товар.
Существуют три основных этапа в построении организации:
-
Определение характера выполняемой работы; -
Распределение работы между позициями менеджмента; -
Классификация позиций менеджмента, построение логических групп управления на этой основе.
Организации можно разбить на следующие категории: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и внебюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные организации. Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принадлежности: транспорт, промышленность, торговля, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и другие направления деятельности.
Классификация организаций осуществляется по следующим признакам: отношение к прибыли; организационно-правовая форма (форма собственности); целевое назначение; широта производственного профиля; характер сочетания науки и производства; число стадий производства; расположение предприятия; размеры предприятия. Кроме того, по критерию формализации различают формальные и неформальные организации.
120. Типовые организационные структуры, их достоинства и недостатки.
Классификация организационных структур может осуществляться по различным определяющим основаниям. По признаку наличия/отсутствия иерархии структуры делятся на иерархические (бюрократические) и органические (простые).
Классическими типами иерархических структур являются:
- Линейная. Достоинства: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки: отсутствие звеньев, занимающихся стратегическим планированием; тенденция перекладывания ответственности при решении проблем; малая гибкость и приспособляемость; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
- Линейно-штабная. Достоинства: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Недостатки: недостаточно четкое распределение ответственности, поскольку лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично – в ослабленном виде.
- Функциональная. Достоинства: высокое качество выполнения отдельных функций за счет специализации; экономия на ресурсах за счет их централизованного использования. Недостатки: отсутствие ответственности за процесс в целом; низкая гибкость и медлительность при смене масштабов деятельности либо переходе на производство иной продукции; конфликты между функциональными службами.
- Линейно-функциональная. Достоинства: наличие четкого линейного руководства в сочетании с широко развернутой системой функциональных взаимодействий; достоинства, аналогичные функциональной структуре. Недостатки: сложность координации функциональных и межфункциональных взаимодействий между подразделениями; недостатки, присущие функциональной структуре, частично в ослабленном виде.
- Дивизиональная. Достоинства: обеспечивается управление многопрофильными, территориально распределенными предприятиями; гибкость и быстрая реакция на изменения в окружении предприятия; более тесная связь производства и потребителя. Недостатки: большое количество уровней управленческой вертикали; разобщенность штабов дивизионов и штаба компании; дублирование функций управления в аппарате управления и дивизионах.
- Матричная (проектная). Достоинства: высокая гибкость; сокращение численности управленческого аппарата; совмещение преимуществ и компенсация недостатков структур, входящих в матрицу. Недостатки: очень высокие требования к квалификации и деловым качествам руководителей проектов; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; конфликты распределения ресурсов между проектами.