Файл: Курсовая работа Особенности нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дисграфия (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, grapho - пишу) - специфическое нарушение письма.
Недостатки чтения называют алексией (от греч. а - частица, означающая отрицание, и lego - читаю) - полная неспособность к усвоению чтения и дислексией - специфическое нарушение чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического [560].
Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.
Основными симптомами дисграфии являются стойкие специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил. Дисграфические ошибки носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка или подростка.
У детей-дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой.
У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает возможность вообще избежать проблем дисграфии.
Глава II. Экспериментальное исследование состояния письма у дошкольников с общим недоразвитием
2.1. Цели, задачи и организация экспериментального исследования
Нарушение письма у детей – это особые специфические затруднения, которые обусловленны системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка.
Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуковому анализу и синтезу речи и по этой причине – к переходу на более зрелую стадию языкового развития – овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, «об этом свидетельствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок» [35, c. 70].
В письме всех детей, независимо от степени овладения соответствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматривать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Э.К. Габашвили, А.С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большинстве случаев при наличии специфических ошибок – замен согласных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.
Исходя из вышесказанного, при анализе письма ребенка и тех ошибок, которые в нем обнаруживаются, следует в первую очередь определить наличие или отсутствие специфических ошибок на замену согласных. Эти ошибки выделяются в качестве диагностического признака, способствующего выявлению детей, представляющих интерес для логопеда. Опираясь на точные представления о том, как проявляются нарушения письма, связдевочкие с недостаточной готовностью речевых процессов, логопед может правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний.
В то же время объектом логопедического воздействия является не всякое нарушение письма, а лишь такое, которое обусловлено нарушениями в развитии речи. Задача логопеда и заключается в том, чтобы в процессе обследования уловить те специфические речевые затруднения, которые проявляются в дефектах письма.
Цель нашего экспериментального исследования – изучить уровень сформированности состояния письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Наше экспериментальное исследование опиралось на дидактические принципы вспомогательной школы, разработдевочкие Г.М. Дульневым. В последовательности их изложения целесообразно использовать современную систему, принятую в массовой школе, которая отражает логику развития процесса обучения (задачи, содержание, методы и средства обучения, формы организации и результаты обучения):
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность детей;
- индивидуальный и дифференцировдевочкий подход;
- прочность знаний, умений и навыков.
Наше экспериментальное исследование по изучению состояния письма у ребят дошкольного возраста с общим недоразвитием проводилось у детей 10 человек в той или иной степени освоивших писмо.
В контрольную группу вошли ребята, имеющие логопедическое заключение «нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи 2-го уровня» (5 человек – 3 мальчика и 2 девочки).
В экспериментальную группу вошли дети, имеющие логопедическое заключение «нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи 3-го уровня» (5 человек – 2 мальчика и 3 девочки).
Наше экспериментальное исследование мы провели с помощью методики, разработанной Т. Фотековой [55]. В ходе эксперимента детям были предложены задания, приведенные в приложении 1.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Дети, входящие в контрольную группу, показали результаты, приведенные в приложении 2, анализ которых показывает, что протестированные дети отнеслись к предложенным заданиям равнодушно, пассивно, а некоторые с явным нежеланием. Мальчики часто затруднялись сразу дать ответ на поставленный вопрос.
Дети, входящие в экспериментальную группу, показали результаты, приведенные в приложении 3, анализ которых показывает, что эти дети, также с неохотой отнеслись к предложенным заданиям, за исключением нескольких человек.
Проанализируем выполнение каждой серии заданий.
Р езультаты по языковому анализу представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Языковой анализ
Языковой анализ сформирован у детей плохо. Мальчики не могут сосчитать слова в предложении, затрудняются выделить слово из предложения. Допускают ошибки при определении места звука в слове, при выделении звука из слова; с трудом делят слова на слоги, выделяют нужный слог. Слабо используют предложенную помощь.
Результаты письменных работ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты. Письмо в контрольгой группе
Таблица 2
Результаты. Письмо в экспериментальной группе
Недостатки чтения называют алексией (от греч. а - частица, означающая отрицание, и lego - читаю) - полная неспособность к усвоению чтения и дислексией - специфическое нарушение чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического [560].
Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.
Основными симптомами дисграфии являются стойкие специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил. Дисграфические ошибки носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка или подростка.
У детей-дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой.
У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает возможность вообще избежать проблем дисграфии.
Глава II. Экспериментальное исследование состояния письма у дошкольников с общим недоразвитием
2.1. Цели, задачи и организация экспериментального исследования
Нарушение письма у детей – это особые специфические затруднения, которые обусловленны системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка.
Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуковому анализу и синтезу речи и по этой причине – к переходу на более зрелую стадию языкового развития – овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, «об этом свидетельствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок» [35, c. 70].
В письме всех детей, независимо от степени овладения соответствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматривать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Э.К. Габашвили, А.С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большинстве случаев при наличии специфических ошибок – замен согласных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.
Исходя из вышесказанного, при анализе письма ребенка и тех ошибок, которые в нем обнаруживаются, следует в первую очередь определить наличие или отсутствие специфических ошибок на замену согласных. Эти ошибки выделяются в качестве диагностического признака, способствующего выявлению детей, представляющих интерес для логопеда. Опираясь на точные представления о том, как проявляются нарушения письма, связдевочкие с недостаточной готовностью речевых процессов, логопед может правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний.
В то же время объектом логопедического воздействия является не всякое нарушение письма, а лишь такое, которое обусловлено нарушениями в развитии речи. Задача логопеда и заключается в том, чтобы в процессе обследования уловить те специфические речевые затруднения, которые проявляются в дефектах письма.
Цель нашего экспериментального исследования – изучить уровень сформированности состояния письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Наше экспериментальное исследование опиралось на дидактические принципы вспомогательной школы, разработдевочкие Г.М. Дульневым. В последовательности их изложения целесообразно использовать современную систему, принятую в массовой школе, которая отражает логику развития процесса обучения (задачи, содержание, методы и средства обучения, формы организации и результаты обучения):
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность детей;
- индивидуальный и дифференцировдевочкий подход;
- прочность знаний, умений и навыков.
Наше экспериментальное исследование по изучению состояния письма у ребят дошкольного возраста с общим недоразвитием проводилось у детей 10 человек в той или иной степени освоивших писмо.
В контрольную группу вошли ребята, имеющие логопедическое заключение «нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи 2-го уровня» (5 человек – 3 мальчика и 2 девочки).
В экспериментальную группу вошли дети, имеющие логопедическое заключение «нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи 3-го уровня» (5 человек – 2 мальчика и 3 девочки).
Наше экспериментальное исследование мы провели с помощью методики, разработанной Т. Фотековой [55]. В ходе эксперимента детям были предложены задания, приведенные в приложении 1.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Дети, входящие в контрольную группу, показали результаты, приведенные в приложении 2, анализ которых показывает, что протестированные дети отнеслись к предложенным заданиям равнодушно, пассивно, а некоторые с явным нежеланием. Мальчики часто затруднялись сразу дать ответ на поставленный вопрос.
Дети, входящие в экспериментальную группу, показали результаты, приведенные в приложении 3, анализ которых показывает, что эти дети, также с неохотой отнеслись к предложенным заданиям, за исключением нескольких человек.
Проанализируем выполнение каждой серии заданий.
Р езультаты по языковому анализу представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Языковой анализ
Языковой анализ сформирован у детей плохо. Мальчики не могут сосчитать слова в предложении, затрудняются выделить слово из предложения. Допускают ошибки при определении места звука в слове, при выделении звука из слова; с трудом делят слова на слоги, выделяют нужный слог. Слабо используют предложенную помощь.
Результаты письменных работ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты. Письмо в контрольгой группе
Название ошибок | Мальчик № 1 | Девочка № 1 | Мальчик № 2 | Девочка № 2 | Мальчик № 3 |
Пропуск согласных | 0 | 4 | 1 | 8 | 0 |
Пропуск гласных | 1 | 0 | 0 | 6 | 1 |
Добавление согласных | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Добавление гласных | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Замена по артикуляционным признакам | 1 | 4 | 1 | 7 | 1 |
Замена букв, сходных по начертанию | 2 | 0 | 4 | 0 | 1 |
Пропуск слогов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Недописывание элементов букв | 1 | 0 | 2 | 1 | 3 |
Недописывание слов | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Слияние слогов | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
Перестановка букв и слогов в слове | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 |
Расщепление слов | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Неправильное употребление мягких согласных | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Прочие ошибки | 6 | 2 | 5 | 4 | 5 |
Всего ошибок | 14 | 15 | 17 | 30 | 14 |
Таблица 2
Результаты. Письмо в экспериментальной группе
Название ошибок | Мальчик № 1 | Девочка № 1 | Девочка № 2 | Девочка № 3 | Мальчик № 2. |
Пропуск согласных | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Пропуск гласных | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Добавление согласных | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Добавление гласных | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Замена по артикуляционным признакам | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Замена букв, сходных по начертанию | 2 | 2 | 7 | 2 | 2 |
Пропуск слогов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Недописывание элементов букв | 2 | 1 | 1 | 6 | 0 |
Недописывание слов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Слияние слогов | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Перестановка букв и слогов в слове | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расщепление слов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Неправильное употребление мягких согласных | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Прочие ошибки | 2 | 4 | 1 | 0 | 4 |
Всего ошибок | 10 | 11 | 13 | 11 | 10 |