Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Расчёт экономической эффективности внедрения
АБТЦ-03
3.1 ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач экономической стратегии управления железными дорогами является обновление технических транспортных средств, создание и ввод в эксплуатацию более совершенных образцов техники, обеспечивающих повышение производительности труда и безопасности движения поездов, улучшение качества продукции и снижение затрат на перевозки. Одним словом, решение таких задач способствует введению новой эффективной техники и технологий, а также совершенных методов организации производства и труда железнодорожников.
Обновление новой техники на железных дорогах до 1992 года осуществлялось за счёт капитальных вложений, которые направлялись из фонда накопления государства.
В условиях рыночных отношений, к которым перешла наша экономика с конца 1991 года, принципиально изменилась система планирования, финансирования, кредитования и других рычагов государственного регулирования и управления, капитальные вложения стали играть значительно меньшую роль в обновлении новой техники. На их место “пришёл” новый термин - инвестиции. Следует подчеркнуть, что инвестиции имеют более емкое понятие, чем капитальные вложения.
Инвестиционная деятельность включает в себя:
1) реальные денежные средства, направляемые на строительство новых участков железных дорог, электрофикацию, приобретение нового подвижного состава и другие виды техники;
2) инвестиции в виде ценных бумаг - акций, облигаций и др., залоговые документы, что классиками экономики называлось фиктивным капиталом.
Инвестиции группируются по их направлениям на:
-
на создание новых производств; -
повышение эффективности производства и других видов.
Инвестиционный проект должен быть обоснован с точки зрения его технической, финансовой выполнимости, экологической безопасности и экономической эффективности.
Под экономической эффективностью понимают сопоставление результата (чистого дохода) с затратами, на осуществление инвестиционного проектного решения. При этом различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:
– коммерческой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
– бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета. Основные показатели бюджетной эффективности, используемые для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект, который определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами для i-го шага осуществления проекта.
– экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Показатели экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей, организаций и предприятий.
Инвестиционный процесс всегда связан с риском, ибо в экономике могут действовать факторы, которые будут усиливать неопределенность и,
чем длиннее период окупаемости инвестиций, тем рискованнее проект. Поэтому при принятии решений необходимо учитывать фактор времени, то есть оценивать затраты, выручку, прибыль от реализации того или иного проекта с учетом временных изменений. Эта операция называется дисконтированием. В качестве точки приведения разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени принят момент окончания первого шага расчета.
Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей субъективной полезностью (ценностью), поскольку, если пустить сегодня эту сумму в оборот и заставить приносить доход, то через год, два, три, она не только сохранится, но и приумножится.
Дисконтирование позволяет определить нынешний (текущий) денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем. Для этого надо ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок, по правилу сложных процентов.
Коэффициент дисконтирования () определяется следующим образом:
(3.1)
где, t - фактор времени;
Е - норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Норма дисконта (E) отражает:
-
экономическую неравноценность разновременных затрат, результатов и эффектов; -
выгодность более позднего осуществления затрат и более раннего получения полезных результатов; -
минимально допустимую отдачу на вложенный капитал, при которой инвестор предпочтет участие в проекте альтернативному вложению тех же средств в другой проект с сопоставимой степенью риска; -
конъюнктуру финансового рынка, наличие альтернативных и доступных инвестиционных возможностей; -
неопределенность условий осуществления проекта и, в частности, степень риска, связанного с участием в его реализации.
При положительном заключении о финансовой реализуемости инвестиционного проекта производится оценка его эффективности по интегральным показателям, к которым относятся:
-
чистый дисконтированный доход (ЧДД); -
индекс доходности (ИД); -
внутренняя норма доходности (ВНД); -
срок окупаемости (Ток).
Чистый дисконтированный доход:
, (3.2)
где, Т – расчётный период;
Rt – результаты в t-м году;
Зt – затраты, текущие издержки и инвестиции в t-й год;
Е – норма дисконта;
Индекс доходности (рентабельности):
, (3.3)
, (3.4)
где, – затраты (без капитальных вложений), осуществляемые на t-м шаге расчёта;
К – сумма дисконтированных капитальных вложений;
– капитальные вложения на t-м шаге расчёта;
Внутренняя норма доходности:
; (3.5)
Срок возврата (окупаемости) затрат в инновации:
, (3.6)
где, t1 – последний год, в котором сальдо ЧДД имеет отрицательное значение ( );
t2 – год, в котором значение сальдо ЧДД стало положительным ( );
ОЧДД – отрицательное сальдо текущей стоимости;
ПЧДД – положительное сальдо чистой текущей стоимости.
3.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ СИСТЕМОЙ АБТЦ-03
Все показатели расходных ставок простоя и остановок взяты по данным экономической службы Октябрьской железной дороги за 2007 г. С коррекцией за счёт инфляции (19.6%) на уровень 2008 г.
Технические, эксплутационные и экономические показатели участка:
Среднесуточные размеры пассажирского движения (пар поездов) Nп=60.
Среднее число вагонов в пассажирском поезде m=15.
Укрупненные нормы эксплутационных расходов:
на 1 поездо-час простоя грузового поезда егч=1430,9 руб.;
на 1 поездо-час простоя пассажирского поезда епч=4493,65 руб.
Расходная ставка на 1 вагоно-час простоя пассажирского поезда
евчп=277,07 руб.
Расходная ставка на 1 вагоно-час простоя грузового поезда
евчп=22,45 руб.
Укрупнённая норма эксплуатационных расходов на остановку пассажирского поезда Соп=215,31 руб.
Укрупнённая норма эксплуатационных расходов на остановку грузового поезда Сог=240,89 руб.
Удельные эксплутационные расходы на 1 техническую единицу устройств СЦБ Су=83,9 руб./техн.ед.
Удельные затраты на капитальный ремонт 1 технической единицы
Сук=12,2 тыс. руб.
Длина участка L=4 км.
Оснащенность участка, тех. ед. b=1,6.
Средняя длина блок-участка на перегоне lбу=1,3 км.
Количество сигнальных точек nст= 2 шт.
Параметры потока отказов одной сигнальной точки АБТЦ-03
ZАБТЦ
=0,5 1/ч.
Параметры потока отказов одной сигнальной точки АБТ
ZАБТ=0,9 1/ч.
Среднее время восстановления аппаратуры после отказа АБТЦ-03
λАБТЦ=5,5х10-6.
Среднее время восстановления аппаратуры после отказа АБТ
λАБТ=20х10-6.
Расчетный период для определения эффективности инвестиций принимается 5 лет.
Коэффициент дисконта установлен Е=0,11 (откорректированная норма дисконта).
Комплексный показатель сокращения затрат на обслуживание и ремонт при внедрении АБТЦ-03 вместо АБТ составил k=0,64.
3.2.1 Расчет экономии эксплуатационных расходов
Для того чтобы определить экономическую эффективность применения АБТЦ-03 по сравнению с АБТ необходимо подсчитать экономию эксплутационных расходов по всем хозяйствам.
3.2.1.1 По хозяйству дистанции сигнализации, централизации и
блокировки
Экономия может быть получена за счет сокращения средств на содержание и обслуживание действующих устройств АБ.
ЭАБТ=bхСу=1,6х83,9=134,24 тыс. руб. (3.7)
Эффективность по хозяйству ШЧ определяется суммарной величиной сокращения эксплутационных расходов, получаемого благодаря внедрению ремонтно-восстановительных технологий, сокращению затрат на обслуживание в контрольно измерительном пункте (КИП), повышению надежности и т.д.
При использовании коэффициента сокращения затрат k экономия сокращения затрат составила для АБТЦ-03:
ΔЭАБТЦ=ЭАБТхk=134,24х0,64=85,914 тыс. руб. (3.8)
В результате уменьшения количества неплановых задержек поездов и времени их простоя:
ΔЭз=С0хΔn0+епчхΔNt, (3.9)
где, Δn0 – количество задержанных поездов,
ΔNt – снижение поездо-часов простоя.
Число отказов аппаратуры сигнальных точек на участке за год:
nотк=λхТгхnст, (3.10)
где Тг – количество часов в году.