Файл: Практических заданий по дисциплине возростная психология и психология развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ



Группа Го20П171
Студент
Н.А. Ермак


МОСКВА 2023

Задание 1

Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос):

А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности. - Литический период в развитии.

Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно. - Зона ближайшего развития.

В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом. - Критический период в развитии.

Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции. - Сензитивный период.

Задание 2.

Назовите первичный (1) и вторичный (2) дефекты в развитии личности ребенка с ОВЗ, согласно Л.С. Выготскому:

А. Нарушения когнитивных функций (чтения, письма, счета) удетей с СДВГ, без сопутствующих мозговых нарушений. -
Вторичный

Б. Нарушения речи у ребенка раннего возраста с госпитальным синдромом (в результате длительной больничной депривации). - Вторичный

В. Нарушения счета у детей с ДЦП, с сопутствующими нарушениями в функционировании лобных и теменных областей головного мозга. - Первичный

Г. Низкие умственные способности у детей с олигофренией. – Первичный

Задание 3.

Назовите и опишите основные стадии морально-этического развития ребенка по Л. Колбергу и назовите факторы и движущие силы этого развития.

Уровни морального развития личности

Описание стадий и уровней морального развития личности

Что способствует и препятствует моральному развитию личности на данном уровне (социальные и возрастные факторы)

Доконвенциональный (2 стадии)

На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.

Стадия 1: Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет были ли оно правильным). Первая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя.

Стадия 2: Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим).

Пример: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает, как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.

Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.

Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.

Конвенциональный

(2 стадии)

О нравственности поступка человек судит исходя из мнения общества. Конвенциональный уровень свойственен подросткам и взрослым. Моральные суждения формируются извне.

Практически отсутствует критическое мышление. Общественные правила редко подлежат тщательному анализу и сомнению.

Этому уровню сопутствуют конформизм, старание соответствовать общественным ожиданиям и жертвование личными интересами в пользу мнения социума.
Стадия 1: Ребёнок научился смотреть на себя со стороны, с позиции окружающих его людей. Он уже осознаёт силу общественного мнения и понимает, что такое стыд. Появляется чувство уважения и благодарности. Поведение определяется стремлением быть хорошим в глазах большинства.

Стадия 2: Ребёнок начинает не только соблюдать общественные правила, но и отстаивать свои права, опираясь на них. Законы необходимо соблюдать. Понятие о хорошем и плохом диктуется обществом, мораль определяется внешними силами.

Человек следует правилам общества, в котором живёт, соблюдает чтимые в нём моральные законы и старается не нарушать заданные нравственные устои.

Этот уровень, особенно вторая его стадия, характерен для большинства людей.

Постконвециональный

(2 стадии)

Автономия в формировании моральных суждений. На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями. Человек начинает задавать себе вопросы о том, почему ту или иную норму, правило или поступок в обществе считают правильными или неправильными. Формируя внутренние ответы, человек определяет внутренние нормы и правила, внутренние критерии правильности или неправильности.

Стадия 1: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Стадия 2: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.





Задание 4.

Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:

А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме. - Достигнутая идентичность.

Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе. – Мораторий.

В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме. - Диффузная идентичность.

Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение). - Предрешенная идентичность.