Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная психология и психология развития


Группа ГО21П171В
Студент
П.А.Горевич


МОСКВА 2023

Практическое занятие 1

По теме 1: «Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского».

Задание 1 1. Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос):

А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности.

Ответ: Литический период в развитии

Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно.

Ответ: Зона ближайшего развития

В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом.

Ответ: Критический период в развитии

Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции.

Ответ: Сензитивный период

Задания по теме 7: «Движущие силы, условия и факторы развития психики человека в современной отечественной психологии».

Задание 6. В каком отечественном подходе к изучению движущих сил развития психики ведущая роль отводится творческой активности личности, а развитие инициируется самой личностью и ее творческой активностью, а не средой и деятельностью и не детерминируется только паттернами взаимодействия со средой?


В деятельностном подходе.

Таким образом, в деятельностном подходе не учитывается внутренняя творческая активность субъекта по изменению объектов деятельности и среды, их преобразованию, созданию чего-то нового, привнесению в среду своего «Я». Кроме того, в психике человека нет каких-то внутренних детерминант (кроме опыта деятельности), которые обуславливают активность человека вне деятельности (созерцание, рефлексия, бессознательные процессы и т.д.), в связи с чем, возникает ощущение зависимости психич. деятельности человека исключительно от внешних факторов среды (как будто вне деятельности человек не активен, не думает, не чувствует, не рефлексирует, не познает).

Практическое занятие 2

По теме 4: «Проблема психического развития человека и его

движущих сил в зарубежной психологии».

Задание 3. Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:

А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме.

Достигнутая идентичность

Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе.

Мораторий

В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме

Диффузная идентичность

Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение).

Предрешенная идентичность

По теме 8: «Проблема возрастной периодизации в современной психологии»

Задание 6. Опишите основные способы профилактики возрастных кризисов в среднем возрасте и основные рекомендации родителям по сглаживанию возрастных кризисов у детей в 3- летнем, 7-летнем, 13-летнем и 17-летнем возрасте.

Кризис среднего возраста.

Кризис среднего возраста проявляется такими признаками, как хроническая депрессия, усталость, напряжение и апатия. Характерное проявление состояния – неудовлетворенность собой, внешностью, работой, окружением, семьей и жизнью в целом. Эти переживания часто связаны с проблемами с родственниками и коллегами, а также возрастными изменениями кожи, тела, уровня здоровья.



Во многих случаях кризис среднего возраста проходит самостоятельно с течением времени без привлечения психологов, психотерапевтов и других врачей. Необходимость обращения к специалистам возникает лишь при появлении осложнений.

Базовый метод, используемый для постановки диагноза, включает в себя беседу с пациентом. В результате врач выявляет причину развития состояния и дает рекомендации по ее устранению.

Эксперты дают следующие советы по выходу из положения:

Заниматься здоровьем. Следует более внимательно относиться к своему телу и прислушиваться к симптомам, которые проявляет организм. Необходимо каждый день делать что-то полезное для себя: ходить пешком, заниматься бегом (если нет противопоказаний), записаться на пилатес или йогу.

Проявлять заботу и любовь. Нельзя замыкаться в себе, отстраняться от окружения и переживать период в одиночку. При появлении раздражительности следует выявить причину и найти решение для проявления любви к себе.

Переживать осознанно. Неправильно отрицать появившиеся негативные эмоции. Для того чтобы как можно быстрее выйти из состояния, рекомендовано выплеснуть негатив наружу. Женщины могут просто поплакать в подушку, мужчины – сходить в спортивный зал или посмотреть футбольный матч.

Заниматься тем, что нравится. Найти хобби по душе, которое будет вызывать положительные эмоции. Это могут быть, например, вязание, флористика, уход за домашними животными, кулинария.

Основные методы профилактики кризиса среднего возраста включают:

повышение осознанности;

пересмотр ценностей;

увлечение новыми сферами;

изучение желаний.

Невозможно точно знать, во сколько лет начинается кризис среднего возраста. Но можно прислушиваться к своему организму и состоянию, чтобы не допустить его наступления. Внимательное отношение к себе позволит пережить ситуацию без потерь.

Кризис 3 лет

Родители маленьких детей знают, что по достижению ими трехлетнего возраста, наступает кризисный период.

Многих это пугает, потому что поведение ребенка резко меняется, и управлять им становится достаточно сложно.

Как правильно взаимодействовать с ребенком в этот непростой период:

Реагировать спокойно. Ребенок ищет слабые места, на которые можно надавить, он пробует взрослых на прочность. Дети ­– отличные манипуляторы и хорошо знают, как добиться желаемого.


Но если родители будут реагировать слишком бурно, это приведет к конфликтам, всплеску негативных эмоций, истерикам, отказу выполнять требования взрослых.

Спокойствие родителей передается чаду, и он не так бурно реагирует на ситуацию или требования взрослых.

Поощрять самостоятельность. Ребенок в этом возрасте стремится исследовать мир. Он учится действовать сам, и это надо стимулировать. Ему нравится рисовать на стенах – можно прикрепить в этом месте лист бумаги.

Хочет, как мама заняться стиркой, — выделить емкость с водой для стирки кукольной одежды. Таким образом малыш приучается и к труду.

Ограничения должны быть разумными. Не стоит устанавливать строгие запреты. Есть то, что категорически нельзя делать, например, подходить к розетке. Есть действия, которые малыш может совершать под наблюдением и с помощью взрослых.

Право выбора. Также развивает самостоятельность. Можно спросить: что ты сегодня хочешь надеть – синюю майку или зеленую.

Кризис 7 лет

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;

критиковать не личность, а действия;

аргументировать отказы и замечания;

учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;

разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;

оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;

составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;

поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.


Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

повышать голос;

наказывать физически;

сравнивать с другими;

критиковать в присутствии других;

относится к ребенку как к собственности;

критиковать действия учителя;

нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;

переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;

игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Кризис 13 лет.

Старайтесь находить компромиссы. Больше общайтесь с детьми, чтобы понять, как и чем они живут. Ищите общие интересы, ведь вам наверняка есть, о чем поговорить за чашкой чая.

Старайтесь придерживаться общих семейных правил, например, ужинать всем вместе за большим столом.

Родителям важно придерживаться этих правил, иначе подросток быстро поймет, что можно из нарушать.

Обсуждайте все важные семейные дела вместе с детьми. Интересуйтесь их мнением, прислушивайтесь к нему, чтобы подростки осознали, что их слово что-то значит.

Не срывайтесь, разговаривайте спокойно, наберитесь терпения.

Старайтесь заинтересоваться увлечениями своего сына/дочери. Допустим, сын увлекается тяжелым роком.

Послушайте с ним вместе концерт любимого исполнителя, не критикуйте, не высказывайтесь негативно. Уважайте интересы своего ребенка!

Хвалите за каждое достижение, говорите, что гордитесь успехами сына/дочери. Несмотря ни на что, ребенку в любом возрасте важно услышать слова похвалы именно от родителей.

Проводите с подростком больше времени. Забудьте о домашних делах, прогуляйтесь по магазинам, посидите в кафе вместе, обсудите новости, поговорите по душам. Детям очень важно ощущать эмоциональную и физическую близость родителей, поэтому не жалейте времени на то, чтобы немножко побыть вместе.

Постарайтесь остаться авторитетом для своего ребенка, при этом сохраняйте дружеские отношения. В подростковом возрасте так важно, чтобы родители понимали и принимали позицию детей.

Чаще интересуйтесь делами детей у педагогов и школьных психологов.