Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [37, с. 214].

Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности. Формирование и развитие этого внутренне целостного единства должно происходить в едином процессе.

Современное понимание педагогического процесса предполагает синтез обучения и воспитания, формирование личности студента в процессе обучения. Современный компетентностный подход смещает акцент в подготовке специалиста на профессиональное развитие его личности, поскольку компетенции – это способности, выступающие неотъемлемой частью личности профессионала. Одно из наилучших определений личности дал М.Н. Таланчук, утверждавший, что «личность – это не набор заданных качеств, а способность проявлять свое отношение к миру и самому себе» [36, с. 56]. В развитие этого тезиса можно определить личность как осознанную и ответственную социальную позицию человека как субъекта, т.е. его позицию по отношению к себе, другим людям и обществу в целом (другими словами, личность – система социальных установок субъекта).

Очевидно, что только личность может воспитать другую личность, что выдвигает особые требования к педагогу. В основе процесса помощи в развитии личности учащегося, студента должен быть опыт преподавателя по осознанному формированию своей собственной личности. В свою очередь, развитие личности представляет собой реализацию субъектом психологической культуры. По мнению Г.Н. Казанцевой, «в современном понимании культура – это система норм и правил, направляющих человека и общество в целом на трансцендирование, превосхождение природной данности, как в плане внешней, предметной деятельности, так и во внутри-психическом плане». [12, с 16]


У всех народов и во все времена существовали особенно авторитетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Так, в Китае великим учителем считали Конфуция, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Выдающимся педагогом был древнегреческий философ Сократ. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, ему принадлежит введение таких повсеместно используемых понятий, как «класс», «урок», «каникулы», «обучение». Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци проявлял активную заботу о детях-сиротах, не оглядываясь на затраты и собственные потребности. В отечественной педагогике это: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, П.П.Блонский, М.М.Пистрак, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и другие [3; 24; 35; 37], которые высказывали выдающиеся мысли об учителе и его миссии, на практике реализовали многие их них. Все вышеуказанные и многие другие особо указывали на важность роли знания в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека.

Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, с дальнейшей передачей знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. К сожалению, в реальности такого линейного построения чаще всего нет, задачи решаются вместе, одна в контексте с другой. Потому речь про абстрактную логику. Ведь в логике процесса обучения немаловажную роль играет абстрактное мышление. Абстрактное мышление включает в себя понимание, осмысление и обобщение информации. Информация, которую воспринял мозг человека, имеет определённое смысловое значение. А восприятие тесно связано с мышлением. Сознательное восприятие предмета предполагает мысленное называние этого предмета, далее предмет соотносится с определенным классом предметов. Понимание информации основывается на первичных установках и связях между предметами, которые уже имеются в сознании. То есть идет формирование связей между информацией из прошлого опыта и новой информацией. Осмысление информации невозможно без анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и систематизации и др. Когда ученик осмысливает учебный материал в его сознании формируется отношение к этой информации, он осознает какое социальное значение она для него имеет. В результате происходит общение знаний. Под обобщением понимают систематизация общих характеристик предметов и явлений. Научные понятия всегда являются абстрактными. Когда ученик может использовать научные понятия в своей мыслительной деятельности, у него начинает формироваться способность к суждениям. Далее ученик может сопоставлять свои суждения и приходить к определённым выводам на их основе.



Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место как в специально организованных обществом образовательных учреждениях по типу: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки, так и при частном образовании, репетиторстве и, более современных и актуальных, онлайн и цифровых версиях обучения.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие.

Согласно выводам современных исследований и научным трудам в области педагогики («Технические университеты в информационном обществе» А.Д. Артамонова, «Методология и методы психолого-педагогического исследования» В.И. Загвязинского и Р.А. Атаханова, «Культурно-исторический подход к вопросам образования» Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой, курса лекций Б.Т. Лихачева и многих других), профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. [2; 7; 8; 15; 21]

Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Как показано в статье М.В. Сокольской и О.О. Олифер, исторически любая теория обучения и воспитания обучающихся выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Так, одной из главных задач современного образования выступает задача научить не только известной (определенной) совокупности знаний, но и воспитать желание, умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога в учебном процессе. От преподавателя школы сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации. Целесообразно стать организатором познавательной активности обучающихся, их самостоятельной работы. [34]



1.2 Сущность и структура личности современного педагога


Е.А. Климов в своих трудах не раз отмечает, что для профессии педагога важны следующими качествами человека:

  • устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми,

  • потребностью в общении,

  • способностью мысленно ставить себя на место другого человека,

  • быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей,

  • быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.

И потому данную профессию Е.А. Климов относит к типу «человек – человек» [13]

Современному педагогу-воспитателю не обойтись без умений руководить, учить и воспитывать – в силу своих прямых обязанностей. Также ему необходимо уметь слушать воспитанников и слышать их. Ему приходиться постоянно присматриваться к проявлениям эмоций и характера подопечных. Настоящий профессионал умеет анализировать поведение, имеющиеся умения и способности детей. В его обязанности входит моделирование внутреннего мира ребенка. Важно никогда не навешивать ярлыки и не приписывать характеристики, даже знакомые по прежнему опыту. Настрой педагога должен быть на то, что человек всегда может стать лучше. А потому необходимо уметь также сопереживать, наблюдать, быть готовым решать нестандартные ситуации и обладать высокой степенью саморегуляции. Педагог должен обладать ещё очень многим перечнем важных качеств, однако, нагляднее будет это представить в общей структуре (рис. 1.1):



Рис. 1.1. Общая структура педагогической деятельности
Учитывая выше сказанное, личность педагога является определяющим фактором сущности воспитательно-педагогической деятельности. Она является центральным звеном в цепи трудовой профессиональной деятельности современного специалиста.

Стоит конкретизировать определение личности педагога.

В философском энциклопедическом словаре за авторством С. С. Аверинцева дает такое определение:

«Личность это:

  • Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;

  • Индивидуальный носитель этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности» [1].