Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это демонстрирует важность роли педагога в формировании личности его воспитанников. Педагогу необходимо быть глубоким, духовно богатым человеком.

В своей книге «Эффективный учитель» А. Л. Крупенин отмечает: «Хороший учитель – это счастливый учитель»; «... Счастливый учитель – принц. Основная задача любого учителя - стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализироваться в школьниках, и только в таких условиях они могут действительно чему-то научиться: потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины» [16, с. 319].

В свою очередь, педагог Е. Е. Кравцова рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и ребенка. По ее мнению, ребенок – активный субъект деятельности. Именно он представляет из себя движущую силу его собственного саморазвития. Воспитанник и воспитатель взаимно обогащаются субкультурами и мировоззрением. Педагог, будучи взрослым, является, прежде всего, старшим товарищем, готовым прийти на помощь в ситуации, когда ученику эта помощь необходима. Именно педагог-воспитатель создает необходимые условия для адаптации в окружающем мире и социуме. Он не должен подавлять ребенка, навязывая свою точку зрения, а, напротив, должен поддерживать и, по мере необходимости, направлять воспитанника [15].

Педагог – это активная самостоятельная, постоянно совершенствующаяся личность.

Главная сила педагога в постоянном, непрерывном самосовершенствовании.

Многие именитые педагоги в своих трудах предъявляют определенные требования к личности педагога. Например, Д. А. Леонтьев выделяет главные и второстепенные [20]. И к главным, и также к дополнительным психологическим свойствам необходимым для квалифицированного профессионала, данный автор относит, прежде всего, устойчивые, постоянно присущие преподавателю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые (динамические), обусловленные особенностями социума на конкретном этапе социально-экономического развития.

Любовь к детям и к своей воспитательно-педагогической деятельности, а также наличие профессиональных знаний в той области, в которой педагог ведет свою деятельность, – все это примеры главных и, одновременно с этим, постоянных требований к современному педагогу. Он также должен быть широко эрудирован и владеть педагогической интуицией и высокоразвитым интеллектом. Ему должен быть присущи высокий уровень культуры и нравственности. Настоящий профессионал должен умело владеть разнообразными методами учебно-воспитательной деятельности. Все вышеописанное не является врожденным, а потому их необходимо приобретать в ходе систематического и упорного труда и огромной работы над собой.


Личная мотивация педагога, обусловленная его любовью к воспитательно-педагогической деятельности, является отличной предпосылкой к саморазвитию и самосовершенствованию своих профессиональных качеств.

Что есть некая характеристика профессионально-педагогической направленности личности учителя?

Среди таких качеств, прежде всего, - педагогический долг и ответственность.

Так, руководствуясь чувством педагогического долга, преподаватель всегда спешит оказать помощь воспитанникам, нуждающимся в ней, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Описанные выше качества, как главные, так и второстепенные, в своей совокупности образуют индивидуальность педагога-воспитателя. Каждый современный педагог – это, прежде всего, уникальная и своеобразная личность. И из воспитанников он также должен сделать именно личности. Современному социуму нужны яркие, независимые, индивидуальные и самостоятельные личности, готовые и способные систематически развивать себя.

В.М. Галузяк и Н.И. Сметанский в своей статье отмечают, что «для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности, определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей» [4] и выделяют:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

  • экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

  • перцептивные способности выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

  • организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

  • суггестивные или авторитарные способности способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.


По мнению В.М. Галузяк и Н.И. Сметанского, структура личности педагога включает:

  • мотивацию личности (направленность личности и её виды);

  • свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);

  • интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности преподавателя [4].

Ценностные ориентиры, мотивы и цели, а также смысл и идеалы – все это включено в направленность личности педагога, что обуславливает ее мотивацию. Это также определяет систему базовых взаимоотношений индивида и социума и его отношение к себе самому. Также характеризует единство поведения и деятельности, создавая устойчивость к нежелательным влияниям извне и изнутри. Создает основу саморазвития и профессионализма, закладывая фундамент нравственной оценки целей и средств поведения.

Педагогическая направленность это мотивация к профессии учителя/преподавателя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности учащегося. Устойчивая педагогическая направленность это стремление стать, быть и оставаться учителем/преподавателем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности преподавателя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации преподавателя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.

К свойствам личности преподавателя относят её способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого.


Выделены две большие группы педагогических способностей:

  • перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновение преподавателя в индивидуальное своеобразие личности студента и понимание самого себя;

  • проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», мало компенсируемой в случае её отсутствия. Она характерна именно для труда преподавателя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие учащегося.

В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращая управление в манипулирование другим человеком.

Другим свойством личности преподавателя является его характер система устойчивых эмоциональных отношений преподавателя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один преподаватель покладистый и малоинициативный, другой импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.). Характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности он может меняться.

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние — это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени.

В работе преподавателя могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности.

В.М. Галузяк, Н.И. Сметанский и М.И. Лукьянова в своих исследованиях считают, что интегральные характеристики личности объединяют в себе многообразные её свойства. На практике это означает, что речь идет про профессионально педагогическое самосознание, т. е. комплекс представлений преподавателя о себе как о профессионале. [4; 23]


Следующей интегральной характеристикой личности преподавателя является индивидуальный стиль его деятельности и общения. А.К.Маркова в своих исследованиях выделяет подстили:

    1. Эмоционально-импровизационный. В том случае педагог выбирает наиболее интересный, по его мнению, материал. Безусловно учитель ориентируется на учебный процесс. Однако, он, в ходе этого, часто оставляет менее интересный, но, зачастую важный, материал на самостоятельное обучение. Такой стиль предполагает ориентацию, в основном, на сильных учеников. Деятельность педагога высокооперативна: часто меняет виды работ в процессе урока, практикует коллективные обсуждения. В отношении к ученикам проявляется интуиция, чуткость и проницательность. К слабым сторонам можно отнести недостаточность функций закрепления, повторения, контроля пройденного.

    2. Эмоционально-методический. В данном случае педагог ориентируется как на результат, так и на процесс обучения. Учитель рационально планирует учебно-воспитательный процесс, не упуская закрепление знаний учащихся. Деятельность педагога также высокооперативна. Активизация деятельности учащихся не связана с внешней развлекательностью, а вызвана особенностями предмета. Педагог чуток и проницателен по отношению к учащимся. Но при этом чувствителен к изменению ситуации на уроке.

    3. Рассуждающе-импровизационный. В этом подстиле выражается ориентированность на процесс и результаты обучения, рациональное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Педагог дает возможность высказаться учащемуся, закончить ответ, сам говорит мало. Менее чувствителен к изменениям ситуации на уроке. Однако, не всегда высок темп проведения урока, наблюдается нехватка коллективного обсуждения.

    4. Рассуждающе-методический. Педагог ориентируется преимущественно на результаты обучения. Он высокометодичен и рефлексивность повышена, но мало чувствителен к изменениям ситуации на уроке, осторожен в действиях. Проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, владеет стандартным набором методических приемов, предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, редкие коллективные обсуждения. [25]

По мнению В.М. Галузяк, Н.И. Сметанского