Файл: Протокол от 2021 г. Исполнитель Елешева Валентина Владимировна (группа мифмбz51), очная форма обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении
1.1 Профессиональная деятельность педагога: понятие и характеристики
1.2 Сущность и структура личности современного педагога
Глава 2. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся
2.1 Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования
убежденность, являясь одной из основ социальной активности педагога-воспитателя, является наиболее глубокой фундаментальной характеристикой зрелой личности. [22]
Таким образом И.Н. Логвинов утверждает, что формирование личности воспитанника возможно только «в целостном педагогическом процессе», где единство воспитания и обучения является необходимым условием. Обладание собственной целостностью является обязательным требованием для педагога-воспитателя, а именно – он должен не только владеть системой научных знаний и уметь применять их на практике, но и быть личностью со сформированной системой духовно-нравственных ценностей, которые должны быть основой его мировоззрения. [22, с. 203]
С момента возникновения педагогики как профессии за специалистами данной области закрепилась функция воспитания, как единая и неделимая. Учитель, преподаватель – это воспитатель, наставник. В этом подавляющее большинство авторов видит его предназначение, как гражданское, так и общечеловеческое.
В воспитательной системе любого современного учебного учреждения деятельности учителя отведено место самого важного звена. Оно представляет из себя основной механизм, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся. Все это обусловлено рядом современных и актуальных задач, что ставятся перед образовательными учреждениями обществом и государством, а также родителями и опекунами, в частности. Прежде всего приоритетным становятся – максимальное развитие каждого ученика с сохранением его индивидуальности, а также раскрытие потенциалов, талантов. Для этого необходимо создать благоприятные условия для совершенства в духовных, умственных и физических средах.
Можно предположить, что воспитание есть некий набор процедур, операций и протоколов. И достаточно всего лишь научить педагога им следовать. А после он гарантированно достигнет успешного результата. Но это предположение неверно, хотя и не лишено смысла. Правильнее считать, что будущим, а также и практикующим, педагогам важно самим выстраивать свою деятельность. Необходимо самостоятельно выставлять цели и распределять приоритеты. Затем нужно подобрать оптимальные методы и средства, соотнося с имеющимися условиями. А после проведя рефлексию всей проделанной деятельности.
Просмотрев различные подходы к определению понятия «воспитание», мы теперь можем провести анализ и выделить некоторые общие признаки, к которым ведут мысли большинства, приведенных в данной работе, исследователей:
В контексте сказанного выше,
целесообразно рассмотреть процесс воспитания как целостную и динамическую систему. Стержнем которой выступает цель, направленная на развитие личности воспитанников. Данная цель реализуется вследствие прямого взаимодействия педагога и воспитуемого. Таким образом, процесс воспитания представляет собой системообразующее основание педагогической деятельности любого современного образовательного учреждения. А педагогическая деятельность есть не что иное, как осознанная деятельность взрослых людей, членов современного общества. Профессиональной целью выступает воспитание подрастающего поколения – члена современного социума.
Одновременно с этим, организация современного воспитательного процесса не заключается рамками данной цели и учитывает влияние всех факторов и условий общества. А потому и является динамической системой, что корректируется по мере необходимости и подстраивается под социальную среду.
Личность современного педагога является основополагающей в процессе воспитания. Под воспитательным процессом подразумевается не только банальная передача необходимой научной информации. Это процесс прямого взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Они взаимно влияют друг на друга, обмениваются эмоциями, мыслями, суждениями. Педагогу недостаточно лишь удовлетворять стремление воспитуемого к знанию. Грамотный профессионал должен уметь мотивировать. Из трудов исследователей можно сделать вывод, что мотивация учеников напрямую зависит уважения и симпатии, что они проявляют к своему учителю. И эта зависимость прямо пропорциональна.
Учащиеся воспринимают знания от педагога через некую призму их отношения к нему и его индивидуальности. Для них это что-то личное, идущее от человека к человеку. В этом и заключается смысл и значимость.
Можно смело назвать личность воспитателя «живым зеркалом», в которое «смотрит» и в котором «отражается» воспитанник. А потому мировоззрение педагога, поведение, отношение к делу – всё это, так или иначе, но «отражается» во всех его учащихся.
Следует также отметить, что в профессиональной деятельности современного учителя всегда найдется место для творчества и импровизации
И импровизация занимает это место по праву, она обязательна. Без этого профессиональному современному педагогу просто не обойтись. Ему необходимо постоянно работать над собой и самосовершенствоваться. Он должен находиться в состоянии выполнить импровизацию в любой момент, быть готовым творить, искать лучшее решение, дабы емко и эффективно, а иногда и эффектно, воплотить задуманное.
Для педагога важно знать и понимать механику усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования отношений к людям и явлениям мира. Это необходимо для осуществления эффективного взаимодействия с детьми и стимуляции самостоятельности. И одной лишь теории в этом недостаточно. Профессионалу необходимо уметь применять это в своей педагогической практике. Важно овладеть опытом, довести до уровня мастера и превратить в искусство применения. На практике часто требуется провести оценивание возникшей ситуации и срочно отреагировать. В качестве подручного инструмента профессионал может использовать педагогическую интуицию, которая является совокупностью опыта и высоких личностных качеств воспитателя.
Говоря про учебно-воспитательный процесс, нельзя обойти стороной и такой значимый фактор, как характер педагога и свойства и качества его личности. Если он обладает излишне твердым и волевым характером, то его стремление сделать все самому приводит к подавлению спонтанности учащихся. Что в свою очередь оставляет их непричастными и делает из них лишь равнодушных зрителей. Иной же педагог по своей натуре мягок и не в состоянии навести порядок в классе. Это вполне может говорить о его недостаточном знании педагогики и психологии. Возможно, о нежелании преодолеть себя самого и сформировать должным образом свой характер. Что может привести в итоге к бесхарактерности и нетребовательности.
Решением для обоих, описанных выше, типов педагогов является необходимость понимания того, чем же именно определяется характер воспитательных взаимоотношений. И педагогическая наука как раз и определяет оптимальные формы проявления и развития как дисциплины, так и демократии. Однако, реализовать это возможно только специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Лишь заручившись уважением со стороны воспитуемых, станет возможным повести их за собой, причем добровольно. В ином случае все взаимоотношения будут лишь формальными, внешними и поверхностными, оказывая неэффективное, а, зачастую, негативное влияние.
Прогноз, анализ, организация повседневной школьной жизни учащихся, вкупе с сотрудничеством и контролем, – задача современного педагога-воспитателя. Профессионал не ограничивается лишь известными формами воспитального взаимодействия и готов в любой момент включить в свою деятельность новые формы, методы и элементы работы. Под каждую педагогическую ситуацию выбирается оптимальная форма работы. Выбор колоссален – это и беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Овладев должным профессиональным уровнем, современный педагог видит в каждом из своих воспитанников прежде всего личность, индивидуальность. Он досконально изучает и знает своих учащихся, применяя педагогическую диагностику. У него развитые гармоничные взаимоотношения с каждым из них. Он способствует формированию и развитию детского коллектива. И все это базируется на использовании личностно-ориентированного подхода.
Вся воспитательная среда, как некая система, проектируется педагогом совместно с учениками. Педагог-воспитатель обязан учитывать интересы, способности и пожелания детей. Ему важно взаимодействовать с родителями, также, зачастую, учитывать этнокультурные условия и особенности среды.
Любая деятельность – умственная, физическая, организаторская – может быть как частью, так и основой воспитательного процесса. Однако, это неосуществимо без педагогических инструментов, которые направлены на развитие учащихся, получение им удовлетворения и радости от того, что он делает и чувствовать благодарность и поддержку окружающих.
Таким образом, мотивы и мотивационная сфера личности воспитанника, его желания и стремления, а также социальные, человеческие и нравственные потребности – главная и первостепенная задача воспитания. Современное воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей ученика.
Не хватает аргументации этим рецептам. Поэтому выгллядит малоубедительно. Желательно дополнить аргументацией.
Таким образом И.Н. Логвинов утверждает, что формирование личности воспитанника возможно только «в целостном педагогическом процессе», где единство воспитания и обучения является необходимым условием. Обладание собственной целостностью является обязательным требованием для педагога-воспитателя, а именно – он должен не только владеть системой научных знаний и уметь применять их на практике, но и быть личностью со сформированной системой духовно-нравственных ценностей, которые должны быть основой его мировоззрения. [22, с. 203]
2.2 Воспитательный потенциал личности педагога и особенности его использования
С момента возникновения педагогики как профессии за специалистами данной области закрепилась функция воспитания, как единая и неделимая. Учитель, преподаватель – это воспитатель, наставник. В этом подавляющее большинство авторов видит его предназначение, как гражданское, так и общечеловеческое.
В воспитательной системе любого современного учебного учреждения деятельности учителя отведено место самого важного звена. Оно представляет из себя основной механизм, направленный на реализацию индивидуального подхода к учащимся. Все это обусловлено рядом современных и актуальных задач, что ставятся перед образовательными учреждениями обществом и государством, а также родителями и опекунами, в частности. Прежде всего приоритетным становятся – максимальное развитие каждого ученика с сохранением его индивидуальности, а также раскрытие потенциалов, талантов. Для этого необходимо создать благоприятные условия для совершенства в духовных, умственных и физических средах.
Можно предположить, что воспитание есть некий набор процедур, операций и протоколов. И достаточно всего лишь научить педагога им следовать. А после он гарантированно достигнет успешного результата. Но это предположение неверно, хотя и не лишено смысла. Правильнее считать, что будущим, а также и практикующим, педагогам важно самим выстраивать свою деятельность. Необходимо самостоятельно выставлять цели и распределять приоритеты. Затем нужно подобрать оптимальные методы и средства, соотнося с имеющимися условиями. А после проведя рефлексию всей проделанной деятельности.
Просмотрев различные подходы к определению понятия «воспитание», мы теперь можем провести анализ и выделить некоторые общие признаки, к которым ведут мысли большинства, приведенных в данной работе, исследователей:
-
целенаправленность воздействий на воспитанника; -
социальная направленность этих воздействий; -
создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; -
освоение человеком комплекса социальных ролей.
В контексте сказанного выше,
целесообразно рассмотреть процесс воспитания как целостную и динамическую систему. Стержнем которой выступает цель, направленная на развитие личности воспитанников. Данная цель реализуется вследствие прямого взаимодействия педагога и воспитуемого. Таким образом, процесс воспитания представляет собой системообразующее основание педагогической деятельности любого современного образовательного учреждения. А педагогическая деятельность есть не что иное, как осознанная деятельность взрослых людей, членов современного общества. Профессиональной целью выступает воспитание подрастающего поколения – члена современного социума.
Одновременно с этим, организация современного воспитательного процесса не заключается рамками данной цели и учитывает влияние всех факторов и условий общества. А потому и является динамической системой, что корректируется по мере необходимости и подстраивается под социальную среду.
Личность современного педагога является основополагающей в процессе воспитания. Под воспитательным процессом подразумевается не только банальная передача необходимой научной информации. Это процесс прямого взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Они взаимно влияют друг на друга, обмениваются эмоциями, мыслями, суждениями. Педагогу недостаточно лишь удовлетворять стремление воспитуемого к знанию. Грамотный профессионал должен уметь мотивировать. Из трудов исследователей можно сделать вывод, что мотивация учеников напрямую зависит уважения и симпатии, что они проявляют к своему учителю. И эта зависимость прямо пропорциональна.
Учащиеся воспринимают знания от педагога через некую призму их отношения к нему и его индивидуальности. Для них это что-то личное, идущее от человека к человеку. В этом и заключается смысл и значимость.
Можно смело назвать личность воспитателя «живым зеркалом», в которое «смотрит» и в котором «отражается» воспитанник. А потому мировоззрение педагога, поведение, отношение к делу – всё это, так или иначе, но «отражается» во всех его учащихся.
Следует также отметить, что в профессиональной деятельности современного учителя всегда найдется место для творчества и импровизации
И импровизация занимает это место по праву, она обязательна. Без этого профессиональному современному педагогу просто не обойтись. Ему необходимо постоянно работать над собой и самосовершенствоваться. Он должен находиться в состоянии выполнить импровизацию в любой момент, быть готовым творить, искать лучшее решение, дабы емко и эффективно, а иногда и эффектно, воплотить задуманное.
Для педагога важно знать и понимать механику усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования отношений к людям и явлениям мира. Это необходимо для осуществления эффективного взаимодействия с детьми и стимуляции самостоятельности. И одной лишь теории в этом недостаточно. Профессионалу необходимо уметь применять это в своей педагогической практике. Важно овладеть опытом, довести до уровня мастера и превратить в искусство применения. На практике часто требуется провести оценивание возникшей ситуации и срочно отреагировать. В качестве подручного инструмента профессионал может использовать педагогическую интуицию, которая является совокупностью опыта и высоких личностных качеств воспитателя.
Говоря про учебно-воспитательный процесс, нельзя обойти стороной и такой значимый фактор, как характер педагога и свойства и качества его личности. Если он обладает излишне твердым и волевым характером, то его стремление сделать все самому приводит к подавлению спонтанности учащихся. Что в свою очередь оставляет их непричастными и делает из них лишь равнодушных зрителей. Иной же педагог по своей натуре мягок и не в состоянии навести порядок в классе. Это вполне может говорить о его недостаточном знании педагогики и психологии. Возможно, о нежелании преодолеть себя самого и сформировать должным образом свой характер. Что может привести в итоге к бесхарактерности и нетребовательности.
Решением для обоих, описанных выше, типов педагогов является необходимость понимания того, чем же именно определяется характер воспитательных взаимоотношений. И педагогическая наука как раз и определяет оптимальные формы проявления и развития как дисциплины, так и демократии. Однако, реализовать это возможно только специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Лишь заручившись уважением со стороны воспитуемых, станет возможным повести их за собой, причем добровольно. В ином случае все взаимоотношения будут лишь формальными, внешними и поверхностными, оказывая неэффективное, а, зачастую, негативное влияние.
Прогноз, анализ, организация повседневной школьной жизни учащихся, вкупе с сотрудничеством и контролем, – задача современного педагога-воспитателя. Профессионал не ограничивается лишь известными формами воспитального взаимодействия и готов в любой момент включить в свою деятельность новые формы, методы и элементы работы. Под каждую педагогическую ситуацию выбирается оптимальная форма работы. Выбор колоссален – это и беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Овладев должным профессиональным уровнем, современный педагог видит в каждом из своих воспитанников прежде всего личность, индивидуальность. Он досконально изучает и знает своих учащихся, применяя педагогическую диагностику. У него развитые гармоничные взаимоотношения с каждым из них. Он способствует формированию и развитию детского коллектива. И все это базируется на использовании личностно-ориентированного подхода.
Вся воспитательная среда, как некая система, проектируется педагогом совместно с учениками. Педагог-воспитатель обязан учитывать интересы, способности и пожелания детей. Ему важно взаимодействовать с родителями, также, зачастую, учитывать этнокультурные условия и особенности среды.
Любая деятельность – умственная, физическая, организаторская – может быть как частью, так и основой воспитательного процесса. Однако, это неосуществимо без педагогических инструментов, которые направлены на развитие учащихся, получение им удовлетворения и радости от того, что он делает и чувствовать благодарность и поддержку окружающих.
Таким образом, мотивы и мотивационная сфера личности воспитанника, его желания и стремления, а также социальные, человеческие и нравственные потребности – главная и первостепенная задача воспитания. Современное воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей ученика.
Не хватает аргументации этим рецептам. Поэтому выгллядит малоубедительно. Желательно дополнить аргументацией.