Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 605
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326. от 15.03.2000.
6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.99 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.99. Просим Вас сообщить состояние работы.
7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)
Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
По дисциплине «Русский язык и культура речи»
080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
г. Дальнереченск
2009
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студента (СРС) является обязательной составной частью программы дисциплины «Основы культуры речи». Для студентов нефилологических специальностей на этот вид работы отводится 34 часа.
Цель СРС – развить лингвистическое мышление студентов.
Задачи:
1. Выработать критичность в оценке грамматических и речевых ошибок.
2. Сформировать навык работы со справочной и научной литературой.
3. Расширить общекультурный кругозор.
Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебниках, учебных пособиях и не представляют особой трудности для студентов. В частности, описание функционально-стилистических особенностей языковых единиц разных уровней, практика их употребления в своей и чужой речи являются важным моментом в профессиональной подготовке специалиста любого профиля, что способствуют развитию навыков практического пользования языком.
Формы самостоятельно работы разнообразны. Во-первых, темы для самостоятельного изучения - реферирование научной литературы. Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить необходимую научную и методическую литературу, предложенную преподавателем по каждой теме, познакомиться с различными точками зрения на предмет изучения, сопоставить их. Во-вторых, выполнение практикума, связанного с анализом языковых фактов. Наконец, написание рефератов, в которых необходимо осветить отдельные актуальные вопросы культуры речи .
Темы для самостоятельного изучения (реферирование научной литературы)
К разделу 2.
Тема 1. Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие
Понятие стиля. Принципы выделения стилей современного русского литературного языка. Характеристика стилей. Жанровая дифференциация стилей.
Литература:
Горшков А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М., 2006. С. 261 – 362.
Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. М., 2002. С. 16 – 52.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М., 2002. С. 73 – 93.
Тема 2. Русская разговорная речь
Функциональная характеристика разговорной речи. Прагматика и стилистика разговорной речи. Жанры речевого общения.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 56 – 58.
Горшков А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М., 2006. С. 277 – 309.
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 47 – 97.
Тема 3. Коммуникативная культура личности
Понятие коммуникативной ситуации. Основные компоненты коммуникативной ситуации. Основные законы общения. Коммуникативные нормы.
Литература:
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 47 – 97.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003. С. 467 – 483.
Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. М., 2002. С. 10 - 28.
Тема 4. Культура делового общения
Особенности служебно-делового общения. Современный деловой этикет. Культура устной деловой речи. Деловой телефонный разговор: особенности телефонной коммуникации, телефонный этикет.
Литература:
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 34 - 45.
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 232 – 233.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003. С. 435 – 445.
Тема 5. Культура научной речи
Основные черты и особенности научного текста. Устная научная речь. Информативные жанры: реферативное сообщение, лекция, доклад. Основные качества письменной научной речи и ее языковые особенности. Первичные жанры собственно научного стиля (научная статья, монография, курсовая и дипломная работа). Конспект, тезисы, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Научно-популярный стиль изложения.
Литература:
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 81 - 83.
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 169 – 215.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003. С. 393 – 413.
К разделу 3. Тема 1. Устная публицистическая речь
Дискуссия и диспут как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 187 – 200.
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 149 – 168.
Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 2003. С. 133 – 146.
К разделу 4. Тема 1. Точность речи
Понятие точности речи. Экстралингвистические и собственно лингвистические условия, создающие точность речи. Лексические нормы как регуляторы точности речи. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 90 – 94.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997. С. 4 – 71, 113 – 116, 125 – 130.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003. С. 33 – 94, 467 – 483.
Тема 2. Понятность и доступность речи
Определение понятности и доступности речи. Языковая и речевая доступность речи. Доступность речи и проблема понимания. Основные помехи для доступности речи. Средства достижения доступности речи.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 94 – 108.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 199 – 210.
Тема 3. Логичность речи
Понятие логичности речи. Логичность рассуждения и логичность изложения. Основные законы логики и логические операции. Логичность в предложении и тексте. Условия логичности речи. Синтаксические средства для выражения логических связей. Основные логические ошибки на уровне предложения. Основные условия логичности на уровне текста. Логичность в научной и художественной речи.
Литература:
Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 144 – 166.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 189 – 198.
Тема 4. Чистота речи
Понятие чистоты речи. Коммуникативные условия чистоты речи. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Жаргонная лексика, проблема молодежного жаргона. Использование профессиональной лексики в литературном языке. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. Сфера употребления заимствованных слов.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 108.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 166 – 185.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 171 – 177.
Тема 5. Уместность речи
Понятие уместности речи. Стилистическая окраска языковых единиц: функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов. Неоправданное употребление оценочных, эмоционально окрашенных средств и слов различных стилистических пластов. Стилистическое использование терминологической лексики. Стилистическая оценка устаревших слов (историзмов, архаизмов) и неологизмов; правила их использования; ошибки, связанные с их употреблением.
Литература:
Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 233 – 255.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 150 – 154.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003. С. 375 – 381.
Тема 6. Богатство и выразительность речи
Понятие богатства речи. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Средства, усиливающие выразительность речи. Тропы и фигуры. Языковые факты, снижающие выразительность речи: канцеляризмы и речевые штампы.
Литература:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. С. 109 – 139.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 213 – 233.
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М., 2006. С. 154 - 174, 210 – 220.