Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Употребление имен числительных
"Очаги" нарушения | Привила употребления |
Склонение - колич. числ. (сколько?) -порядк. числ. (который?) | -изменяются все компоненты, входящие в их состав: шестьюстами пятьюдесятью тремя -изменяется только последнее слово: в двести пятую комнату |
Употребление -собират. числ. | могут употребляться: -со словами, обознач. лиц муж пола: двое братьев; -с прил., перешедшими в существ.: трое военных; -со словами, не имеющими форм ед.ч.: трое ножниц; -со словами "дети, ребята, люди": двое ребят; -со словами, обозначающими детенышей животных: пятеро волчат, семеро козлят; -с личными местоимениями: их было пятеро, не могут употребляться: -со словами, обозначающими лиц женского пола; -со словами, обозначающими взрослых животных. |
-оба | -имеет формы муж, ср. р. и ж.р.: обоих братьев/окон но: обеих сестер; |
-полтора и полтораста | -согласуются с существ, в косвенных падежах: в полутора (не полуторах) часах (не часов); -употребляется в им. и вин. падежах с существ. в ед.ч., в остальных падежах — с существ. мн.ч. |
Употребление местоимений
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять: |
Двусмысленность фразы из-за неверного употребления местоимения 3-го л. | -Я вынула книгу из сумки и положила еена стол. Отец умер, когда ему было девять лет. | -Я вынула книгу и положила ее на стол. Отец умер, когда сыну было девять лет. |
Пропуск местю себя | -Как сегодня чувствуете? | -Как себя чувствуете? |
Нарушение согласования с замещаемым словом | -Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь. | -Группа просила проэкзаменовать ее в первую очередь. |
Употребление глаголов, причастий, деепричастий, наречий
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять: |
Неправ, образование форм некот. глаголов: - 1л. ед.ч.; - Зл. ед.ч.; -беспристав, прош.вр. с суфф. -ну-; -беспристав, с -лож-; -повелит, наклон, от глаголов: видеть, ехать, жаждать, хотеть и др.; -с суффиксом -ся Смешение форм времени и вида глаголов Двусмысленность при употреблении глаголов с -ся | -побежу -полоскает, плескает, сыпет -мокнул, сохнул -ложить -хоти, едь, положь -стираться, играться -Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у нее появился страх за него -Студенты направляются для прохождения практики. | -смогу победить -полощет, плещет, сыплет -мок, сох, вял (доп. вянул) -класть -можешь хотеть, поезжай, положи -стирать, играть -Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у нее появляется страх за него. -Студенты направлены для прохождения практики. |
Смешение возвратных и невозвратных причастий Смешение действит. и страдат. причастий Неверное образование форм причастий -на -ющий от гл. сов.в. -с частицей бы | -Войска, сражающие на улицах города, отбили здание комендатуры -Девочка, воспитывающаяся бабушкой, учится хорошо. -сделающий -вызвавшее бы упрек | -Войска сражающиеся на улицах города, отбили здание комендатуры. -Девочка, воспитываемая бабушкой, учится хорошо. -который сделает -который вызвал бы упрек |
Неправ, употребление форм деепричастий -на -вши -устар. на -а(-я) Неверное образование наречий | -встретивши, купивши -высуня, положа (вне фраэеол. оборотов) -вовнутрь, докуда, навряд ли, нарастопашку | -встретив, купив -высунув, положив (вне фразеол. оборотов) -внутрь, куда, вряд ли, нараспашку |
Синтаксические нормы литературного языка
Синтаксические нормы определяют построение словосочетаний и предложений. Среди трех видов подчинительной связи (согласования, примыкания и управления) наибольшие трудности при образовании словосочетаний вызывает выбор форм управления.
Нормы управления
Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) или с предлогом (предложное управление). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в победу, вера в победе (следует употреблять: уверенность в победе, вера в победу).
"Очаги" нарушения | Привила употребления |
Предложное и беспредложное управление Употребление предлогов - благодаря, согласно, вопреки, наперекор - по (=после) -по (=согласно) Управление при однородных членах Нанизывание падежей, затрудняющее понимание | Различного управления требуют многие конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными: идентичный чему-л. — сходный с чем-л., обосновывать чем-л.— основываться на чем-л., обрадоваться чему-л. — обрадован чем-л., обращать внимание на что-л. — уделять внимание чему-л., оперировать чем-л. — работать с чем-л., оплатить что-л. — уплатить за что-л., отличать что-л. от чего-л. — различать что-л. и что-л., полный (преисполненный) чего-л. — наполненный чем-л., препятствовать чему-л. — тормозить что-л., рассержен чем-л. - рассердиться на что-л., свойственный чему-л. — характерный для чего-л. Следyет правильно выбирать предлоги в словосочетаниях: беспокоиться о ком-л. — тревожиться за кого-л., вера во что-л. - уверенность в чем-л., похожий на кого-л. - сходный с кем-л., превосходство над чем-л. — преимущество перед чем-л., предостеречь от чего-л. — предупредить о чём-л. -употребляются с дательным (не с родительным!) падежом имени: coгласно расписанию, вопреки предсказанию, наперекор судьбе -употребляется с предложным (не с дательным!) падежом: по приезде, по окончании -употребляется с дательным пад.: по сведениям, по мнению, по графику, по расписанию -общее дополнение могут иметь однородные члены, допускающие одинаковые падежные формы, например: читать (что?) и конспектировать (что?) статью. Ошибочно: подбор (чего?) и наблюдение (над чем?) над фактами -расположение цепочкой нескольких форм родительного или творительного падежей: для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов: овладение знаниями школьниками |
Координация подлежащего и сказуемого
Подлежащее выражено: | Сказуемое выражено: |
- собирательным сущ. без управляемых слов -сочетанием колич. числительного или слов с колич. значением (более, несколько, много, масса, свыше, ряд, часть) с одушевл. сущ. -сочетанием собират. сущ. с неодушевл. сущ.
- однородными членами перед сказуемым | -в ед. числе: Большинство проголосовало за предложенную резолюцию. - в ед. числе (при координации по форме для подчеркивания целостности выполняющих действие: Большинство избирателей проголосовало за кандидата.) -во мн.числе (при координации по смыслу для подчеркивания активности каждого выполняющего действие: Большинство избирателей проголосовали за кандидата) -обычно в ед.числе: Часть книг лежала на полке. -во мн.ч.: Три книги лежат на столе. -обычно во мн.ч.: Таня и Оля идут крепко взявшись за руки. |
Употребление предложений с однородными членами
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять: |
Недопустимое сочет. - инфинитива и сущ - второстепенного члена и придаточного предложения - полн, и кр. форм прилаг. и причастий | - Я люблю футбол и плавать. - Легко читается книга, рассказывающая о приключениях друзей и которая знакомит с затерянным миром. - Его выводы простые и понятны. | - Я люблю футбол и плавание. - Легко читается книга, которая рассказывает о приключениях друзей и знакомит с затерянным миром. - Его выводы просты и понятны. |
Неправ, порядок слов при двойных союзах | Я не только люблю лето, но и зиму. | Я люблю не только лето, но и зиму. |
Неправильное использование пар сопоставит, союзов | - не только — а также/но - как — а также - поскольку — поэтому | - не только — но и - как — так и - поскольку — постольку |
Употребление причастных оборотов
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять (один из вариантов): |
Размещение определяемого слова внутри причастного оборота | -лежащая книга на столе | -лежащая на столе книга или книга, лежащая на столе |
Нарушение согласования прич. оборота с определяемым словом | - В магазине, принадлежащим В.К.Усынину, проведена проверка. | - В магазине, принадлежащем В.К.Усынину, проведена проверка. |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова | - Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова | - Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова. |
Нарушение видо-временной соотнесенности глагола и причастия | - О поступках, совершаемых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. | - О поступках, совершенных в прошлом, мы сожалели всю жизнь. |
Употребление деепричастных оборотов
Виды ошибок: | Ошибочно употребление: | Следует употреблять (один из вариантов): |
Употребление: -в предл, где действия, основное и дополн., относятся к разным лицам или предметам -в безличном предложении -в страдательной конструкции | -Познакомившись с отрывком из книги, у меня появилось желание прочитать ее. -Подходя к лесу, мне стало холодно. -Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Казани. | -Когда я познакомился с отрывком из книги, у меня появилось желание прочитать ее. -Подходя к лесу, я замерз. -Баржа поднимется вверх по Волге и будет выгружена на причалах Казани. |
Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия | -Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. | -Встретившись с гроссмейстером, шахматист одержал победу. |