Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) благодаря руководству
4) оплатить проезд
5) все правильные

21. Какое из нижеследующих слов является исключением из правила на чередующиеся гласные в корнях -раст-, -ращ-, -рос-:
1) проращенный
2) ростовщик
3) возраст
4) поросль
5) нет исключений

22. Какое из следующих слов написано ошибочно?
1) лишь
2) замуж
3) мышь
4) говоришь
5) режте

23. В каком из нижеследующих слов пишется НН?
1) ю(н/нн)ый
2) ветре(н/нн)ый
3) родстве(н/нн)ый
4) серебря(н/нн)ый
5) лебеди(н/нн)ый

24. В каких случаях после буквы ц пишется и:
1) в корнях слов
2) в окончаниях существительных и прилагательных
3) во всех перечисленных случаях

25. Как пишется слово (ис)подтишка?
1) слитно
2) раздельно
3) через дефис

26. Как пишется слово (в)открытую?
1) слитно
2) раздельно
3) через дефис

27. Какое из следующих наречий написано неправильно?
1) изредка
2) видимо-невидимо
3) по-прежнему
4) нос к носу
5) точь в точь

28. Какое значение имеет приставка в слове «преинтересный»?
1) присоединения
2) приближения
3) неполноты действия
4) высшей степени качества
5) перехода за пределы нормы

29. Какое из следующих слов написано неправильно?
1) призедент
2) привилегия
3) приоритет
4) призреть
5) примитив

30. Какое слово написано неправильно?
1) подъезд
2) обьявление
3) инъекция
4) подьячий
5) все правильно
6) все неправильно

31. Какое слово написано неправильно?
1) слагаемое
2) сложение
3) неотлагательно
4) предложение
5) все правильно
6) все неправильно

32. Какой из следующих фразеологизмов не относится к античной мифологии?
1) яблоко раздора
2) нить Ариадны
3) ахиллесова пята
4) вавилонское столпотворение
5) сизифов труд

33. Слова правда – ложь являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами_______
4) паронимами

34. Слова лук как овощ и лук как орудие являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами
4) многозначным словом

35. Слово кайф является:
1) диалектизмом
2) жаргонизмом
3) заимствованным словом
4) неологизмом
5) архаизмом


ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ 2.

Вариант 1

  1. Дайте определение русского литературного языка.

  • Это язык художественной литературы.

  • Это вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях.

  • Это высшая форма национального языка.

  • Дайте определение функционального стиля речи.

    • Стиль - это сам человек.

    • Это разновидность литературного языка, предназначенная для общения в определенной сфере деятельности людей.

    • Система языковых средств, предназначенных для использования в сфере официального общения.

  • Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:

    Остались мы одни: в семье мать, бабушка Мария, Анна, и Авдотья, и я. Мать Анну и Авдотью отдала в школу учиться, а мне тоже охота в школу - мать меня не отпустила, говорит: - Ты еще мал - не отпущу! А мне охота учиться! Девки стали ходить в школу - придут домой, читают, пишут на доске грифельной, я смотрю. Потом стал спрашивать кое — что, буквы стал приглядывать. Шло время. Много букв изучил. Все пошло как по маслу. Стал читать.

    • разговорному;

    • художественному;

    • газетно-публицистическому;

    • официально-деловому;

    • научному.

  • В приведенном выше тексте можно обнаружить следующие типы лексических единиц:

    • устаревшие слова;

    • разговорные слова;

    • фразеологизмы;

    • неологизмы;

    • профессионализмы и термины.

  • Укажите случаи смешения стилей:

    • В разговорной речи: "Мальчик, ты почему плачешь?"

    • В заявлении: "Отпустите меня с работы пораньше, потому что мне надо к зубному врачу".

    • В приказе: "Выделите сорок человек для погрузки морковки и картошки".

  • Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?

    • реферат;

    • очерк;

    • диссертация;

    • аннотация.

  • В каком стиле разрешается использовать все языковые средства?

    • научный стиль;

    • газетно-публицистический;

    • официально-деловой;

    • язык художественной литературы.

  • К какому жанру научного стиля речи относится данный текст?
    Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

    • рецензия;

    • реферат;

    • аннотация.

  • Укажите разговорное слово:

    • умереть;

    • скончаться;

    • помереть;

    • загнуться.

    10. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
    Общение относится к числу важнейших для молодежи сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование педагогов, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Сейчас жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современная молодежь. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежный язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм.





  • ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

    Вариант 1
    1. Поставьте ударение.

    Занятой (человек), занятый (дом), избаловать, издавна, издревле, иероглиф, иначе, инсульт, искра, каталог, кашлянуть, квартал, километр, корысть, кухонный, кедровый, красивее, кулинария, медикаменты, мельком, наговор, наискось, наатмашь, нарост, начать, незадолго, некролог, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, осведомить, пломбировать, премировать.

    2. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, среднего, женского родов и множественного числа). Поставьте ударение во всех формах.

    ОБРАЗЕЦ: жить- жил, жила, жило, жили.

    Класть, нанять, понять, взять, красть, звать, дать, ржать, снять, занять,

    Продать, лить, прожить.

    3. Определите, употребление каких синонимов стилистически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

    На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника.

    К концу года рапортуюттруженики торговой сети столицы.

    Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма.

    Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре.

    4. Составьте предложения или словосочетания с паронимами.

    Действенный – действительный; деловитый – деловой; дипломатический – дипломатичный; дефектный – дефективный ; конструкторское –конструктивный; эффектный – эффективный; логический – логичный.

    5. Составьте словосочетание существительное + прилагательное со следующими словами.

    визави, судья, жюри, желе, брокколи, такси, тюль, кофе, кафе, пони, пенальти, иваси, торнадо, мозоль, шампунь, бандероль, сирота, староста, какаду, белоручка, хинди, колибри, моль, бра.

    6. Образуйте родительный падеж множественного числа.

    Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, бланки, вафли, георгины, гольфы, гектары, грузины, иглы, карты, килограммы, носки, оладьи, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, яблони, ясли.
    Вариант 2

    1. Поставьте ударение.

    Алкоголь, алфавит, арахис, аналог, бюрократия, бомбардировить, боязнь, балованный, вероисповедание, ветеринария, втридорога, вчистую, высококвалифицированный, газопровод, гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диспансер, договор, договоры, досуг, досыта, дремота, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, запломбировать, звонят, злоба, заговор,

    2. От прилагательных образуйте краткие прилагательные женского рода и множественного числа. Поставьте ударение.



    ОБРАЗЕЦ: меткий – метка, метки.

    Бойкий, тесный, густой, глупый, грубый, вредный, быстрый, холодный,

    близкий.

    3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

    1. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка.

    2. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

    3. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

    4. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.


    4. Разделите существительные на три группы: с окончанием во множественном числе –а,я; с окончанием во множественно числе – ы,и; с вариативным окончанием –а,я и –ы,и.

    Бухгалтер, выбор, инструктор, герб, шофёр, крендел, инженер, контейнер, офицер, токарь, трактор, редактор, лектор, порт, борт, буфер, цех, инспектор, цвет, директор, инспектор, штабел, купол, округ, образ, свитер.
    5. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

    Это самый новейший проект. Завод оказался более лучше, чем его конкурент. Гоголь изображает помещиков наиболее реалистичнее. Вариант заместителя оказался самым худшим. В комнате теперь очень светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Сегодня спортсмены в более лучшей форме. Посетителей в ресторане вчера было меньше.
    6. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

    Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стояли в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперёд по площадке. На концерте выступили 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащило другую. Много птиц сидели на ветвях. Серёжа с Петей долго ждал возвращения матери.
    ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 2,4. Итоговый контроль.

    (Контрольная работа № 1)


    Вариант 1.

    Найдите в приведенных предложениях случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов. Отредактируйте предложения.

    Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции.

    У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки (предварительной подготовки).

    Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий струхнули (испугались).

    В нашем классе не любят тех, кто больше языком чешет (много разговаривает).

    За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком (в нетрезвом состоянии).
    1. Поставьте ударение.

    АлкогОль, алфавИт, арАхис, анАлог, бюрокрАтия, бомбардировАть, боЯзнь, балОванный, вЕроисповЕдание, ветеринАрия, втрИдорога, вчИстую, высококвалифицИрованный, газопровОд, гастронОмия, гЕрбовый, давнИшний, дефИс, диспансЕр, договОр, договОры, досУг, дОсыта, дремОта, жалюзИ, завИдно, задОлго, закУпорить, запломбировАть, звонЯт, злОба, зАговор, занятОй (человек), зАнятый (дом), избаловАть, Издавна, Издревле, иерОглиф, инАче, инсУльт, Искра, каталОг, кАшлянуть, квартАл, киломЕтр, корЫсть, кУхонный, кедрОвый, красИвее, кулинАрия, медикамЕнты, мЕльком, наговОр, нАискось, наОтмашь, нарОст, начАть, незадОлго, некролОг, обеспЕчение, облегчИть, обОдрить, оптОвый, освЕдомить, пломбировАть, премировАть, паралИч, приговОр, принУдить, принЯть, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, партЕр, подросткОвый, похорОн, пОхоронам, предложИть, придАное, призЫв, радУшный, свЕкла, сиротЫ (род. падеж), сирОты (множ. число), слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, танцовщИца, тУфля, углубИть, украИнский, умЕрший, фарфОр, фенОмен, ходатАйство, хребЕт, христианИн, цемЕнт, шассИ, шофЕр, щавЕль, экспЕрт, экспЕртный, Экспорт, эскОрт, языкОвая (колбаса), языковАя (система).
    2. От прилагательных образуйте краткие прилагательные женского рода и множественного числа. Поставьте ударение.

    ОБРАЗЕЦ: меткий – метка, метки.

    Бойкий- бойка, бойки

    тесный – тесна, тесны

    густой – густа, густы

    глупый – глупа, глупы

    грубый – груба, грубы

    вредный – вредна, вредны

    быстрый – быстра, быстры

    холодный – холодна, х
    олодны

    близкий – близка, близки
    3. Образуйте от глаголов формы прошедшего времени мужского, среднего, женского родов и множественного числа). Поставьте ударение во всех формах.

    ОБРАЗЕЦ: жить- жил, жила, жило, жили.

    Класть – клал, клала, клало, клали

    нанять- нанял, наняла, наняло, наняли

    понять – понял, поняла, поняло, поняли

    взять – взял, взяла, взяло, взяли

    красть – крал, крала, крало, крали

    звать – звал, звала, звало, звали

    дать – дал, дала, дало, дали

    ржать – ржал, ржала, ржало, ржали

    снять – снял, сняла, сняло, сняли

    занять – занял, заняла, заняло, заняли

    продать – продал, продала, продало, продали

    лить – лил, лила, лило, лили

    прожить – прожил, прожила, прожило, прожили
    4. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени и поставьте в них ударения.

    ОБРАЗЕЦ: формировать – формированный.

    транспортировать - транспортированный

    пломбировать - пломбированный

    премировать - премированный

    нормировать - нормированный

    компрометировать - компрометированный

    игнорировать - игнорированный

    бомбардировать - бомбардированный
    5. Поставьте ударения в страдательных причастиях женского рода.

    Принята, отозвана, названа, начата, отобрана, взята, выдрана, избрана, вита.
    6. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «ЧН».

    <шн>

    <чн> и <шн>

    <чн>

    ЧН- конечный, прочный, скрипичный, тепличный, столичный, порядочный, огуречный, заочный, закусочная, поручни, горчичник, ячневая

    ШН- конечно, сливочный, скучно, нарочно, прачечная, яичница, яичный, перечница, Кузьминична, Ильинична, скворечник.

    ЧН и ШН- булочная, подсвечник.
    7. Разделите на 2 колонки заимствованные слова.

    <е>

    <э>

    Авиамоделизм, академия, анестезия, атеизм, астероид, ателье, акварель, бенефис, вундеркинд, гантель, депрессия, дека, дезинфекция, диспансер, демагог, декан, интервью, интернат, интерьер, купе, коттедж, модель, спринтер, сепсис, темп, тире, шимпанзе, фреза, феномен.