Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 2.

1. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Помошник, пособник, соучастник, партнер.
2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

  1. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка.

  2. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

  3. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

  4. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.


3. Определите, употребление каких синонимов стилистически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

На полях животноводческой фермы трудится (работает) самая современная техника.

К концу года рапортуют (отчитываются о проделанной работе) труженики торговой сети столицы.

Кара ( результатом небрежности) за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма.

Строители обещали воздвигнуть (построить) здание нового вычислительного центра в сентябре.
4. Определите, являются ли данные слова многозначными или однозначными. Употребите их в контексте.

Зерно (многозначное слово) Крестьяне отдали последнее зерно нуждающимся горожанам. Рациональное зерно присутствовало в его высказываниях.

Холод (многозначное слово) Наступили январские холода. От его слов по спине пробежал холодок.

Октябрь (однозначное слово) Октябрь уж наступил.

Семестр (однозначное слово) В осеннем семестре нам предстоит сдать сложные предметы.

Зеркало (однозначное слово) Попугай с удивлением рассматривал свое отражение в зеркале.
5. К следующим словам подберите омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Употребите их в контексте.
Жгут костры. Плотно затянут жгут .(омоформы)

Ключ не подходил к двери. В лесу мы обнаружили холодный ключ. (омонимы).

Новый атлас пригодился на уроке географии. Платье было сшито из атласа. (омографы).

Мой окно получше. Мой друг опять опоздал на встречу. (омоформы).

Стекло показалось мутным. Полотенце еще не стекло. (омоформы).

Вина за поступок не покидала меня. Налейте вина! (омонимы)


К трем девушкам подъехало такси. Мы уже час трем грязные полы. (омоформы).

Род существительных определяется по окончанию. Пусть продлится род человеческий. (омонимы)

Дед сторожил склад. Мой дед старожил. (омофоны).
6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами.

Действенный метод – действительный поступок; деловитый вид –деловой костюм; дипломатический ужин – дипломатичный молодой человек; дефектный шов –дефективный ; конструкторское бюро –конструктивный способ; эффектный шаг –эффективный метод; логический взгляд –логичный метод; представить собеседника –предоставить путевку; размещать объявление –помещать в сумку; укрывать одеялом – скрывать недостатки; осудить за поступок-обсудить дела; ввести новшество-новинка сезона; необычное существо-сущность вопроса; типичный метод –типовой дом; одевать ребенка-надевать перчатки; явный поступок-явственный отпечаток.
7. Подберите несколько синонимов к словам. Составьте словосочетания.

Преимущество в соревновании; превосходство перед соперником

Влажный воздух; мокрый снег

Дерзкий поступок; наглый , смелый

Кроткий нрав; стеснительный ребенок

Неизвестный остров; незнакомый человек

Необъятный горизонт; всеохватывающий взор
8. Подберите несколько антонимов к словам.

Вежливость-невежливость-наглость, вечность-миг, возникать-пропадать-исчезать, гигант-лилипут, мальчик-спальчик, движение-остановка, естественный-искусственный, знание-незнание, искренность-неискренность, истина-ложь, красивый-ужасный, свет-тьма, свобода-неволя, цивилизация-хаос.

Вариант 3.

1. Найдите историзмы и архаизмы, укажите различные типы архаизмов (фонетические, словообразовательные, лексические, семантические).

  1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся (лексический)о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды (словообразовательный) в Петербурге.

  2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись (словообразовательный).

  3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни (лексический)

  4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны- покойные (лексический).

  5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник (историзм) с белым плюмажем (историзм)и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

  6. В Пьемонте карбонарии (историзм), друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

  7. Мелькают тракты (семантический), версты (семантический), запыленные листы придорожных деревьев.



2. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочёты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.

  1. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника.

  2. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года.

  3. В настоящее время имеется ввиду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

  4. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъёма туризма, ещё ждут своего решения.

3. Разделите существительные на три группы: с окончанием во множественном числе –а,я; с окончанием во множественно числе – ы,и; с вариативным окончанием –а,я и –ы,и.

Бухгалтеры, выборы, инструкторы, гербы, шофёры, крендели, инженеры, контейнеры, офицеры, токари, тракторы, редакторы, лекторы, порта.

Борта, буфера, цеха, инспектора, цвета, директора, инспектора, штабеля, купола, округа,

Образы (а), свитеры(а).

4. Составьте словосочетание существительное + прилагательное со следующими словами.

Мой визави, справедливый судья, справедливое жюри, густое желе, цветная брокколи, зеленоглазое такси, новый тюль , горячий кофе, придорожное кафе, резвый пони, назначенный пенальти, вкусная иваси, сильный торнадо, большая мозоль, новый шампунь, заказная бандероль, круглый (круглая) сирота, лучший староста, пестрый какаду, капризный белоручка, интересный хинди, прелестный колибри, большая моль, зеленое бра.
5. Образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы - абрикосов, ананасы - ананасов, апельсины - апельсинов, баклажаны - баклажанов, бананы - бананов, барышни - барышень, басни - басен, бланки - бланков, вафли - вафель, георгины - георгин, гольфы - гольф, гектары - гектаров, грузины - грузин, иглы - игл, карты - карт, килограммы - килограммов, носки – носков (носок), оладьи - оладий, погоны - погон, полотенца - полотенец, простыни – простынь (простыней), сапоги - сапог, туфли - туфель, чулки - чулок, яблони - яблонь, ясли - яслей.
6. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Это самый новый проект. Завод оказался более передовым, чем его конкурент. Гоголь изображает помещиков реалистичнее. Вариант заместителя оказался худшим. В комнате теперь светлее. Самая высокая гора Земли – Эверест. Сегодня спортсмены в лучшей форме. Посетителей в ресторане вчера было несколько меньше.

7. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоят в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке. На концерте выступила 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащили другую. Много птиц сидело на ветвях. Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери.

8. Определите, какого управления требуют приведённые ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться

за кого-нибудь, о ком-нибудь

Упрекать, порицать

в чем-нибудь, за что-нибудь

Удивляюсь, удивлён

чему-нибудь, чем-нибудь

Превосходство, преимущество

над чем-нибудь, перед чем-нибудь

Уверенность, вера

во что-нибудь, в чем-нибудь

Оплатить, заплатить

что-нибудь, за что-нибудь

Касаться, относиться

кого-нибудь, к кому-нибудь

Препятствовать, тормозить

чему-нибудь,что-нибудь


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

г. Дальнереченск

2009
Основная литература

    1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 31-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 539 с.

    2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред.: О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008.

  1. Симоненко, С. З. Русский язык : учеб.-метод. комплекс / С. З. Симоненко ; ДВГТУ. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2008. - 106 с.

Дополнительная литература


  1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.

  2. Гринько, Е.Н. Риторика и риторическая культура: история и теория : учебное пособие / Е.Н. Гринько. - Владивосток : ДВГТУ, 2004. - 163 с.

  3. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов : учебник / А.А. Данцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 320 с.

  4. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - 5-е изд. - М. : Флинта, 2003. - 200 с. –

  5. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие / О.М. Казарцева. - 4-е изд. - М. : Флинта, 2001. - 496 с.

  6. Карепанова, Л.В. Русский язык и культура речи : учеб.-метод. комплекс / Л.В. Карепанова. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2008. - 69 с.

  7. Кузнецов, И.Н. Современная риторика : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и Ко, 2003. - 480 с.

  8. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. - 3-е изд. - М. : Форум , 2012. - 368 с.

  9. Культура русской речи : учебник / под ред.: Л.К. Граудиной, В.Н. Ширяева. - М. : Норма, 2000. - 560 с.

  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / под ред.: И.М. Рожковой. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, 2002. - 315 с.

  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / под ред.: И.М. Рожковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, 1999. - 315 с.

  12. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие / М.Р. Львов. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

  13. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика : учебное пособие / Т.В. Матвеева . - М. : Флинта; Наука, 2003. - 432 с.

  14. Русский язык и культура речи : учебник / под ред.: В.И. Максимов. - М. : Гардарики , 2002. - 413 с.

  15. Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие / Г.Я. Солганик, Т.С Дроняева. - М. : Академия, 2002. - 256 с.