Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План:

1 .Точность речи. Точность словоупотребления.

2. Синонимия, омонимия, многозначность и точность речи.

3.Терминология и точность речи.

4.Избыточность средств выражения и речевая недостаточность.

4. Паронимия и точность речи.

5.Точность речи и функциональные стили.
Литература:

1.Введенская и др. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов.-Ростов н\Д.: изд-во «Феникс», 2007

2.Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие.-М.: 2002

3.Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов.- Ростов н\Д: 2006
4. Коммуникативные качества речи

План:

1 .Чистота речи. Использование в речи иноязычных слов, терминов и профессионализмов. Речевые штампы и канцеляризмы.

2. Понятие уместности речи

3.Богатство речи. Речевое богатство и функциональные стили.

4. Выразительность речи и ее основные условия.
Литература:

1.Введенская и др. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов.-Ростов н\Д.: изд-во «Феникс», 2007

2.Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие.-М.: 2002

3.Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов.- Ростов н\Д: 2006
10. Технические и электронные средства обучения, иллюстрационные материалы: использование презентаций
11. Текущий и итоговый контроль по дисциплине

11.1. Формы и методы текущего контроля

С целью организации текущего контроля используются: контрольные работы, контрольные тесты, опросы.
11.2.Контрольные тесты для определения минимального уровня освоения программ

Примерные задания контрольных работ
Задание №1Сделайте стилистическую правку предложений учитывая нормы научной речи.

  1. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано образование соединений типа М2О3.

  2. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

  3. Полосы сближаются между собой.

  4. Был намечен целый ряд экспедиций.

  5. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.

  6. Наибольшее число докладов, а именно 75, было посвящено биологической борьбе.

  7. Все отмеченные недостатки объясняются лишь тем, что составители недооценивают словообразовательные возможности приставок.

  8. Три года тому назад состоялась первая конференция.

  9. Как показали наблюдения, благодаря авиаопылению, удалось получить хорошие результаты.

  10. Одному из замечательных зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие.


Задание №2. Найдите случаи речевой избыточности. Определите ее тип. Сделайте стилистическую правку.


  1. На этот день российские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта.

  2. И в завершение – ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду.

  3. В Москве, в музее А.С.Пушкина, что на Пречистенке, развернута удивительная и необычная выставка: экспонируются документы, имеюшие отношение к великому поэту.

  4. В этот вторник везучий счастливчик уедет от казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле.

  5. Новое поколение горожан, однако, судя по всему, исполнено решимости избавиться от репутации захолустной глухомани.

  6. Правда, профессиональные успехи никак не влияли на умение героя находить общий язык с людьми в каждодневной, обыденной жизни.

  7. Дешевизной и превосходным качеством отличаются южноафриканские алмазы.

  8. Во вторник и в среду возможно появление дополнительной подработки.

  9. Потянулись недели томительной двусмысленной неясности.


Задание №4. Найдите слово, выбор которого в этом контексте кажется вам ошибочным. Сделайте стилистическую правку.

1. Сейчас начнет накапливаться налоговое досье на каждого из физических граждан.

2. Роман писался в состоянии повышенной секретности.

3. Первый серьезный конфликт возник из-за материалов, в которых содержалась критика войны в Косово.

4. Историческое время не совпадает с повседневным. В повседневном мы еще натерпимся от этого деятеля, в историческом же его уже не существует.

5. Наши студенты имеют возможность выбирать между несколькими предложениями, многие из которых заканчиваются работой на данной фирме.

6. Мы, можно с уверенностью сказать, падение рубля остановили практически неотвратимо.

7. Книги Полякова – залог точной проблемы сегодняшнего дня.

8. В статье говориться, что послевоенное население скачком увеличилось.

9. Наш музей выполняет все те же особенности, что и другие музеи.

10. В апреле мы провели большой объем работы.
Задание №5. Определите род имен существительных.

  1. Вернувшись на пляж и не обнаружив там забыт… утром ( сандалий, сандалию ), он с горя швырнул а кусты и втор…

  2. В ( банкнот, банкноту ) нового образца добавлено несколько дополнительных уровней защиты.

  3. Заглянув в подпол, он убедился, что ( картофеля, картофели ) больше нет.

  4. Военный костюм в девятнадцатом веке предусматривал иногда только од… ( эполет, эполету).

  5. Без прозрачн.. ( тюля, тюли ) в комнате неуютно от слишком яркого света.

  6. Он нажал не на ( тот клавиш, ту клавишу ), и компьютер завис.

  7. Сух… сирокко обжигал… горло и легкие, так что невозможно было дышать.

  8. Жесток… регби сделал… его твердым и замкнутым человеком.

  9. Всем сразу было ясно, что новая затея с ограблением банка потерпит неизбеж… фиаско.

  10. К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка нов… протеже модельера.


Задание №6. Определите, склоняются или не склоняются приведенные в скобках собственные имена и поставьте их в нужном падеже.

  1. Знакомы с Павлом (Шевчук).

  2. Сонеты (Петрарка).

  3. Присутствовали на семинаре (Черных).

  4. Опера (Майборода) «Арсенал»

  5. Говорили об Адаме (Мицкевич).

  6. Оркестр под управлением (Клавдий Птица).

  7. Песни в исполнении (Эдит Пиаф).

  8. Говорили о философе (Сковорода).

  9. Визит к супругам (Питерсон).

  10. Песни (Окуджава).



Примерные тексты для анализа
1. Определите стиль текста.

2. Аргументируйте свой ответ.

3. Определите тип текста. Аргументируйте.

Общение относится к числу важнейших для молодежи сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование педагогов, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Сейчас жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современная молодежь. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежный язык подразумевает использование жаргонных слов
, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм.

Определите стиль текста, ответ аргументируйте.

В процессе делового общения менеджеру приходится выступать публично. В современных условиях это могут быть выступления на производственных совещаниях, деловых и коммерческих переговорах, на митингах и собраниях трудовых коллективов. В связи с этим, он должен приобретать навыки деловой риторики и публичных выступлений.
Риторика — это учение об ораторском искусстве, красноречии. Она возникла в Древней Греции, разрабатывает многие стилистические приемы живой речи. Язык играет большую роль в процессе управления как средство взаимопонимания и убеждения.Чаще всего встречается такой вид деловой коммуникации, как деловая беседа. Между речью и деловой беседой существуют как сходства, так и различия. Речь вообще — как, впрочем, и беседу — следует считать процессом общения, целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. По сравнению с деловой беседой, речь менеджера не всегда может быть процессом взаимного общения, она представляет односторонний процесс.
Основными видами речи менеджера следует считать информационную, убеждающую, побуждающую. Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний. Менеджер во время информационной речи в первую очередь должен обращать внимание на рациональный аспект: необходимо учитывать познавательные возможности слушателей и, прежде всего, их интеллектуальные способности восприятия информации.
Убеждающая речь, в основном, должна вызывать у слушателей те или иные чувства. В речах такого рода на первый план выступает эмоциональный аспект. Поэтому здесь надо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Побуждающая речь, в основном, направлена на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям в интересах коллектива и общества. По сравнению с информационной и убеждающей речью здесь важен именно этот аспект. Во всех речах, имеющих цель информировать слушателей, пробудить в них какие-либо чувства или побудить к тем или иным действиям, важно как используется язык. В общем, действует следующее правило: менеджер должен выбирать формулировки в соответствии с предметом речи, собеседниками и целью, преследуемой при изложении речи.