Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подлежащее выражено: | Сказуемое выражено: |
- собирательным сущ. без управляемых слов -сочетанием колич. числительного или слов с колич. значением (более, несколько, много, масса, свыше, ряд, часть) с одушевл. сущ. -сочетанием собират. сущ. с неодушевл. сущ.
- однородными членами перед сказуемым | -в ед. числе: Большинство проголосовало за предложенную резолюцию. - в ед. числе (при координации по форме для подчеркивания целостности выполняющих действие: Большинство избирателей проголосовало за кандидата.) -во мн.числе (при координации по смыслу для подчеркивания активности каждого выполняющего действие: Большинство избирателей проголосовали за кандидата) -обычно в ед.числе: Часть книг лежала на полке. -во мн.ч.: Три книги лежат на столе. -обычно во мн.ч.: Таня и Оля идут крепко взявшись за руки. |
Употребление предложений с однородными членами
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять: |
Недопустимое сочет. - инфинитива и сущ - второстепенного члена и придаточного предложения - полн, и кр. форм прилаг. и причастий | - Я люблю футбол и плавать. - Легко читается книга, рассказывающая о приключениях друзей и которая знакомит с затерянным миром. - Его выводы простые и понятны. | - Я люблю футбол и плавание. - Легко читается книга, которая рассказывает о приключениях друзей и знакомит с затерянным миром. - Его выводы просты и понятны. |
Неправ, порядок слов при двойных союзах | Я не только люблю лето, но и зиму. | Я люблю не только лето, но и зиму. |
Неправильное использование пар сопоставит, союзов | - не только — а также/но - как — а также - поскольку — поэтому | - не только — но и - как — так и - поскольку — постольку |
Употребление причастных оборотов
Виды ошибок | Ошибочно употребление: | Следует употреблять (один из вариантов): |
Размещение определяемого слова внутри причастного оборота | -лежащая книга на столе | -лежащая на столе книга или книга, лежащая на столе |
Нарушение согласования прич. оборота с определяемым словом | - В магазине, принадлежащим В.К.Усынину, проведена проверка. | - В магазине, принадлежащем В.К.Усынину, проведена проверка. |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова | - Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова | - Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова. |
Нарушение видо-временной соотнесенности глагола и причастия | - О поступках, совершаемых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. | - О поступках, совершенных в прошлом, мы сожалели всю жизнь. |
Употребление деепричастных оборотов
Виды ошибок: | Ошибочно употребление: | Следует употреблять (один из вариантов): |
Употребление: -в предл, где действия, основное и дополн., относятся к разным лицам или предметам -в безличном предложении -в страдательной конструкции | -Познакомившись с отрывком из книги, у меня появилось желание прочитать ее. -Подходя к лесу, мне стало холодно. -Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Казани. | -Когда я познакомился с отрывком из книги, у меня появилось желание прочитать ее. -Подходя к лесу, я замерз. -Баржа поднимется вверх по Волге и будет выгружена на причалах Казани. |
Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия | -Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. | -Встретившись с гроссмейстером, шахматист одержал победу. |
-
Функциональные стили речи и их особенности.
Речевое мастерство предполагает умение общаться с учетом ситуации условий, целей и задач коммуникации), те. умение выбирать из системы языка соответствующие средства и создавать устные и письменные тексты определенного функционального стиля. В каждом национальном языке существует несколько функциональных стилей. На основе как внелингвистических, так и собственно лингвистических факторов в русском языке обычно выделяют пять стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-бытовой и стиль художественной литературы.
Наиболее общими стилеобразующими внелингвистическими факторами считаются формы общественного сознания и соотносимые с ними
сферы общения: наука — для научного стиля, право — для официально-делового, общественно-политическая — для публицистического, искусство — для художественного и "обиходное сознание" — для разговорно-бытового.
Функции | Тип содержания | Цели и задачи общения | Стилевые черты |
Научный | |||
сообщение | знание о закономерностях природы и общества | Объяснение, доказательство, опровержение | абстрактность, подчеркнутая логичность |
Официально-деловой | |||
регулирование | нормы, регулирующие отношения между государством и гражданином, между странами | Инструктирова-ние, констатация | императивность, объективность, точность, не допускающая инотолкования, клишированность |
Публицистический | |||
информирующее воздействие | отражение и анализ обществ-й жизни во всех ее проявлениях | сообщение, убеждение | сопряжение экспрессии и стандарта, открытая оценочность |
Разговорно-бытовой | |||
непосредственное общение | конкретная бытовая информация, отражающая жизнь человека | обмен информацией | спонтанность, диалогичность, фамильярность, эмоциональность, личностность |
Художественный стиль | |||
эстетическое воздействие | внешний и внутренний мир человека в его типичных, индивидуальных чертах | изображение | художественно-образная речевая конкретизация |
-
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Область функционирования научного стиля — наука, т.е. сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе и обществе. На службе у науки речь выполняет три основные функции: накопление знаний и передача их от поколения к поколению, распространение знания в обществе, общение между учеными в процессе получения новых знаний. Научный стиль реализуется главным образом в письменной речи, хотя в последние десятилетия в связи с резким возрастанием роли науки в обществе возрастает также роль и значение устной формы научной речи.
Научный стиль подразделяется на два подстиля — собственно-научный и научно-технический. Каждая из этих разновидностей делится далее в соответствии с отраслями науки. На следующем уровне дифференциации научного стиля проявляются жанровые различия текстов. Заметно отличаются друг от друга тексты монографий, статей, диссертаций, отчетов по НИР, технической документации, патентов (первичных текстов), а также аннотаций, рефератов, тезисов, конспектов, рецензий (вторичных текстов), функционирующих в письменной форме. Существуют также различия между текстами жанров, реализующихся в устной форме: лекций, докладов, сообщений и т.д.
Подстили и жанры научной речи, за редким исключением, могут быть представлены более доступно в научно-популярном изложении для широкого круга читателей-неспециалистов.
Обязательным элементом подготовки студента является написание учебных научных сочинений разных жанров: рефератов (докладов), тезисов, курсовых (дипломных) работ.
Реферат (доклад) — результат изучения какой-либо проблемы по научной литературе. В нем представлен анализ источников, сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему, выводы. Этот жанр не предполагает проведения практических исследований. Объём реферата может колебаться, но в среднем составляет от 10 до 25 страниц машинописного текста. В последнее время рефераты получили широкое распространение в лицеях, гимназиях, средних и высших учебных заведениях. Обычно практикуется защита реферата, как и более сложных работ — курсовых и дипломных.
Тезисы — краткая запись содержания научного сочинения в виде основных, сжато сформулированных положений, в которых что-то доказывается или опровергается.
По содержанию тезисы бывают первичными, авторскими и вторичными, созданными на основе чужого текста. Оригинальные тезисы предназначаются для массовой аудитории и публикуются в виде сборника. Тезисы состоят из трех частей: преамбулы (содержащей ввод в проблему, обоснование актуальности, описание предмета исследования), основных тезисов (3-6тезисов, объединенных общей идеей, отраженной в заглавии), заключительного тезиса (итога изложенному). По стилю изложения различают два типа тезисов: глагольного (с преобладанием глагольных сказуемых) и именного строя (с преобладанием имен существительных) Представляемые положения могут быть пронумерованы. На практике тезисы часто имеют вид мини-статьи.
Виды ошибок при составлении тезисов: неоправданное расширение преамбулы, нераскрытие темы в основной части, неверное членение тезисов на абзацы, чрезмерное усложнение фраз, нарушения точности, чистоты, лаконичности научной речи.
Курсовая работа — самостоятельная разработка студентом какой-либо конкретной темы по той или иной учебной дисциплине. Обычно курсовая работа выполняется на II — IV курсах и обязательно защищается публично. Объем работы 25—30 машинописных страниц в сброшюрованном виде.
Дипломная работа — сочинение, подводящее итог исследовательской работы студента в вузе, раскрывающее его профессиональные качества и свидетельствующее о полученных знаниях, навыках и умениях. Стандартный объём дипломной работы — 50—75 страниц машинописного текста.
-
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
Огромную роль в становлении национального русского языка сыграл официально-деловой стиль (ОДС) как одна из самых древних функциональных разновидностей литературной речи. Сложившийся еще в древнерусский период, именно этот деловой язык на народной основе являлся общенациональным, понятным и доступным всем средством общения. Г.О.Винокур видел в канцелярском языке "первую попытку человека овладеть языковой стихией".
Эффективное управление цивилизованным обществом невозможно без специального языка, обеспечивающего деловое общение в сфере государства, власти, права, администрации, коммерции. Эту область человеческой деятельности обслуживает ОДС, стилеобразуюшим экстралингвистическим фактором которого выступает право как система социальных норм, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, государственных и негосударственных органов и объединений. Право закрепляется в официальных документах, устанавливая всеобщую форму отношений, определяет меру свободы людей, поэтому ОДС реализуется в основном в письменной форме. Однако сегодня все большее значение приобретает устная форма официально-деловой речи; доклады и выступления государственных и общественных деятелей, судебные речи, переговоры, презентации, брифинги и пресс-конференции, собеседования и др.