ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланк методики «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда
№ | Цвет | Стимулы- значимый человек | Валентность/ Нормативность | Сектор графика распределения |
0 | Серый | Отец | 6/7 | IV |
1 | Синий | Подруга П. | 2/5 | II |
2 | Зеленый | Партнер по бизнесу | 1/3 | I |
3 | Красный | Мама | 4/1 | I |
4 | Желтый | Сестра | 3/2 | I |
5 | Фиолетовый | Двоюродный брат | 5/4 | III |
6 | Коричневый | Помощница | 7/6 | IV |
7 | Черный | Бывшая девушка | 8/8 | IV |
Испытуемый: И.,
Пол: Мужской
Возраст: 36 лет
Испытуемый И., обратился с жалобами: потеря интереса к работе, сильная тревога относительно своего будущего, трудности в принятии решений в бизнесе и тяжелыми переживаниями, связанными с недавним расставанием с девушкой, также ключевым вопросом для испытуемого является работа над отношениями с близкими, и чувством вины перед ушедшим в полном одиночестве из жизни отцом.
Для первичной диагностики были использованы следующие методики: «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко и «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.
По результатам исследования эмоционального выгорания у испытуемого фаза «Напряжение» (78 баллов), равно как фаза «Резистенция» (77 баллов) сформированы, фаза «Истощение» (56 баллов) находится на этапе формирования.
В структуре фазы «Напряжения» в равной степени доминируют симптомы «переживание психотравмирующих обстоятельств» (20 баллов) и «загнанность в клетку» (20 баллов), что указывает на то, что само по себе ведение профессиональной деятельности является психотравмирующим фактором
, усугубляемое ощущением безысходности, невозможности устранения данных обстоятельств. «Тревога и депрессия» (30 баллов) является доминирующим симптомом. «Неудовлетворенность собой» (8 баллов) не является сложившимся, у клиента есть четкое разделение собственной личности, мысли о себе, в которых он не считает себя неудачником, и рабочих обстоятельств, последствий принятых решений, которые и дают ощущение «загнанности».
В структуре фазы «Резистенции» доминирующими симптомами являются симптом «Расширение сферы экономии эмоций» (28 баллов) и «Редукция профессиональных обязанностей» (22 балла), что указывает на отсутствие эмоционального ресурса, а поэтому клиент активно использует компенсаторную стратегию избегания для облегчения, сокращения обязанностей, рабочих контактов, требующих значительных эмоциональных затрат, делегируя все это на своего партнера, тем самым усугубляя коммуникацию между ними. Такие симптомы, как «Эмоционально-нравственная дезориентация» (15 баллов) и «Неадекватное эмоциональное реагирование» (12 баллов) находятся на стадии формирования. Клиент имеет довольно развитые волевые качества, помогающие ему в преодолении внутренних и внешних трудностей и саморегуляции в процессе профессиональной коммуникации и деятельности, что способствует сдерживанию развития вышеописанных негативных симптомов, и они имеют большую проявленность лишь в повседневной деятельности и общении.
Наконец, в структуре фазы «Истощение» доминирующим симптомом является симптом «Эмоциональной отстраненности» (23 балла), что указывает на почти полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности, сам клиент объясняет это единственной возможностью сохранения своего ресурса для жизни, а также более-менее стабильного общения с партнером, помощниками и заказчиками. При этом, такие симптомы, как «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (15 баллов), «Эмоциональный дефицит» (13 баллов) находятся в приграничном состоянии, и со слов клиента проявляются в виде периодических приступов мигрени, частых простудах и эмоциональной невовлеченности – отсутствием реакций на шутки друзей, отсроченной реакцией (обдумыванием над тем – а какую же эмоцию я должен сейчас изобразить, чтоб не обидеть собеседника)
. «Личностная отстраненность» (5 баллов) не является сформированной, нет проявлений агрессии по отношению к другим, но есть элементы апатии, которые исчезают на некоторое время в процессе погружения в рабочую деятельность.
По результатам методики ЦТО отмечается позитивное отношение и эмоциональное принятие по отношению к партнеру по бизнесу, маме и сестре (квадрат I). Мама для испытуемого ассоциируется с радостью, экстравертированностью, высокой силой при высокой активности, чувствительностью и обаянием, партнер по бизнесу – с интересом, доминантностью, интровертированностью, сестра - с активностью, энергичностью, открытостью, общительностью, и вместе с тем с некой поверхностностью – отсутствием глубины.
Характерно значительное влияние Подруги П. (квадрат II). И она ассоциируется у испытуемого с честностью, верностью и надежностью (синему – приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой).
Отмечено эмоциональное отвержение или несформированные отношения у клиента с двоюродным братом (квадрат III). Подтверждение тому – выбор фиолетового цвета. И этот цвет характеризуется низкой силой при низкой активности, такими чертами как эгоизм, неискренность, инфантильность. Данные черты действительно присущи выбранной личности, что вызывает чувство агрессии у испытуемого (из беседы с И.).
Эмоциональное отвержение имеется по отношению к отцу, помощнице и бывшей девушке (квадрат IV). Негативное отношение к покойному отцу происходит ввиду его прижизненной нерешительности, пассивности, неуверенности, слабости, вялости, и здесь выбор серого цвета подтверждает вышеописанные характеристики. Ассоциация помощницы с коричневым цветом происходит на основе ее слабости, пассивности и уступчивости, но ввиду неопределенности в профессиональной деятельности, испытуемый не видит возможности уволить ее на данном временном этапе. Черный цвет клиент выбрал в соответствии с образом бывшей девушки, и это свидетельствует о полном завершении отношений, по причине проявлений эгоизма с ее стороны, игнорирования потребностей партнера и отсутствия взаимопонимания, эмоциональной близости.
Таким образом, результаты методики указывают на отношение по типу эмоционального отвержения касательно фигуры отца, оно вызвано комплексом несоответствий собственных представлений о семейных ценностях и взглядов на воспитание детей, обидой и агрессией. Данное рассогласование, по всей видимости, отражается и на построении отношений с потенциальным партнером, является психотравмирующим фактором, и вызывает у испытуемого ощущение безнадежности и беспомощности (при формировании проблемной когнитивной концептуализации основным дисфункциональным глубинным убеждением является беспомощность). То же самое стоит отметить и в сотрудничестве с помощницей, здесь ситуация, касающаяся профессионального выгорания усугубляется вследствие ощущения невозможности избавления от груза бесполезного союза.
По отношению к партнеру – испытуемый имеет все-таки амбивалентные чувства – привязанности, благодарности за постоянную поддержку, и в то же время, чувство страха - высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения, что может привести к разрыву партнерских отношений и снова погружению в собственную несостоятельность и состояние беспомощности, здесь имеет место гипотеза о созависимости. Перманентное переживание сильных негативных эмоций и способствовало развитию имеющейся компенсаторной стратегии - избегания эмоционально насыщенной деятельности, и выраженной эмоциональной отстраненности, как защитных реакций в ходе профессиональной деятельности.
Эмоциональный круг поддержки испытуемого хоть и невелик, но при этом данная поддержка существенна. Мать, подруга, сиблинг (сестра), и как не парадоксально, партнер по бизнесу привносят значительный положительный ресурс, благодаря чему клиенту удается существовать в неком ощущении стабильности и даже чувствовать себя расслабленным время от времени. И все же, то самое «ощущение стабильности» само по себе нестабильно и обуславливается эпизодами энергетического и эмоционального подъема, а затем следует спад – депрессивные эпизоды, которые длятся в большем временном отрезке, вызывая физиологические недомогания и ощущения собственной беспомощности и никчемности (выявлена как мета-глубинное убеждение, структурируемое во второй проблемной концептуализации).