Файл: Введение 3 1 Специфика программ для детей младшего возраста на современном 5.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Структура детских программ уникальна и своеобразна, но в их составе можно выявить общие элементы. Программы начинаются нарисованной анимированной заставкой. Далее в кадре появляются телеведущие, которые приветствуют зрителей и представляются. В основной части телепрограмм составляющие элементы разнятся. В каждом медиапродукте они имеют свою уникальную последовательность, свое соотношение основного структурного элемента от второстепенных. Чаще всего входят в состав программы для детей входят викторины, игры, видеосюжеты, мастер–классы, опыты, эксперименты, беседы, вопрос–ответ, интервью, встречи с выдающимися людьми, кумирами, живое общение с участниками. Завершаются телепрограммы прощанием ведущих, конечной заставкой или титрами, а вот такой элемент как анонс в детских передачах отсутствует;
7. Дизайн студий, в которых ведется съемка детских телепрограмм, также уникален, ведь его главная задача состоит в том, чтобы помогать раскрывать концепцию той или иной программы. Если по замыслу авторов, действие происходит в лаборатории, то соответственно, дизайн студии будут наполнять колбы, микроскопы, вещества в пробирках и так далее. Или же это волшебная мастерская, с иллюзией витражных окон, замками, волшебными палочками и другими сказочными атрибутами. Программы для детей старшего возраста снимают в студиях, чей дизайн приближен к комнате подростка: стены обклеены постерами, вокруг легких хаос из расставленных музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, книг, журналов;
8. Образ ведущего. У телепрограмм есть ведущие. Это как известные актеры, спортсмены, артисты, так и телеведущие, в том числе и дети. Характерной особенностью детских телепрограмм является то, что ведут программу известные личности, которых дети с легкостью узнают и любят.
Несмотря на то, что детское телевидение в России все–таки существует, оно по–прежнему недоступно для большинства детей и, следовательно, не может рассматриваться как массовое. Необходимо менять сложившуюся ситуацию. Прежде всего, необходима планомерная подготовка профессиональных кадров, способных создавать качественные телевизионные продукты для детей. Необходима программа целевой государственной поддержки телеканалам для того, чтобы они были заинтересованы в создании детских и подростковых передач.
Таким образом, рассмотрели особенности современного телевидения для детей младшего возраста и выявили что структура телевизионных программ для детей уникальна и разнообразна, так рассчитана на разные возрастные группы. Здесь приходится учитывать многие особенности детской психологии, придумывать интересную подачу, вводить любимых героев. Главная задача детских телепрограмм дать ребенку с одной стороны отдохнуть, а с другой закрепить пройденный в школе материал или рассказать о чем–то новом.
2 Влияние детского телевидения на ребенка: психологические проблемы
Сегодня наиболее мощным средством воздействия СМИ на человека является телевидение, поскольку влияет одновременно на два органа чувств – слух и зрение, в отличие от получающих информацию читателей (печать) или слушателей (радио). Потому, «благодаря широким коммуникативным возможностям – оперативности, «эффекту присутствия» – является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе».
Арсенал методов и приемов воздействия телевидения на общественное сознание описан в трудах В. М. Бехтерева, П. Рюхова, Е. Я. Малышевой, Е. Е. Прониной.
Мы же предлагаем рассмотреть и проанализировать методы, предлагаемые Д.А. Жуковой, поскольку на наш взгляд, эта классификация является наиболее полной. Автор выделяет следующие методы:
1) убеждение;
2) внушение (суггестия);
3) повторение;
4) фрагментарность подачи информации;
5) стереотипизация [6].
Убеждение и внушение являются самыми эффективными способами манипуляции над аудиторией. Под убеждением понимают метод влияния на сознание при помощи доказательства и эмоционального давления. Убеждение включает в себя четыре этапа: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение. Действенность этого метода часто бывает достигнута при влиянии авторитета убеждающего.
Внушение – метод воздействия, связанный с ослаблением сознательного контроля, при существенном влиянии на представления, установки, мотивы и акты деятельности человека. Особенность внушения состоит в готовности внутренне принять передаваемые сведения, без обдумывания и критического осмысления.
Метод повторения нацелен на прочном закреплении передаваемой информации в подсознании, которая постепенно начинает оказывать влияние на сознание человека.
Фрагментарность подачи информации или ее дробление, а также очередность, позволяет сместить акценты важного на второстепенное. Благодаря этому методу у зрителя отсутствует целостная картина восприятия действительности.
Метод стереотипизации нацелен на формирование устойчивого представления или образа каких–либо людей, событий, явлений. Стереотипы, подаваемые СМИ, зачастую основаны на поверхностном знании и являются ложными.
Методы, предложенные Жуковой, зачастую являются косвенными и скрытыми, что для детей, при их отсутствии критического мышления и недостатке знаний о мире, воспринимается за истину [2].
Рассмотрим психологию детей и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период ознаменует подготовку к самостоятельности, происходит формирование ценностей ребенка, его мировоззрения. В результате и под воздействием социально–личностных факторов перестраивается вся система отношений школьника с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. В этот период СМИ играют активную роль в построении детьми собственной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Телевидение оказывает как положительное, так и отрицательно воздействие. Начнем с плюсов:
– Расширяет кругозор. Образовательные телепередачи могут быть более эффективны, чем книги или аудио материалы. При правильном выборе программ ребенок может узнать о людях, традициях, информационных технологиях и тд. понятным для него языком.
– Имеет большое воспитательное значение. Телевидение знакомит с музыкой и искусством, воспитывает любовь к Родине и природе, прививает интерес к спорту и т.д.
– Формирует индивидуальные интересы. Выбор телепередач ребенком формирует его предпочтения, на основе которых можно выбрать секцию, а также помочь определиться с выбором профессии.
Теперь рассмотрим негативное влияние телевидения на детей младшего школьного возраста:
– Проблема телевизионного насилия. Этот термин давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Кровавые убийства, насилие, террор не вызывают у детей отвращение и чувства страха, для них подобные действия становится естественными в результате привыкания к таким телевизионным программам. Результат такого воздействия мы часто видим в реальной жизни.
– Искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением. Телевизионная зависимость является одной из самых распространенных психологических аддикций.
– Отставание в развитии ребенка. Чтение книг, занятия спортом, прогулки, встречи с друзьями заменяются многочасовым просмотром телепередач. Телевидение гипнотизирует, «зомбирует» детей, что ограничивает восприятие и переработку информации. По этой причине происходит снижение физической, интеллектуальной и социальной активности ребенка.
– Подмена системы ценностей. Семья и школа придерживаются установок, которые призывают к гуманности, трудолюбию, уважению, в то время как телевидение в открытой и скрытой форме пропагандирует агрессию, насилие, преступность, зло, обман и т.д.
– Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.
Как мы видим, неконтролируемое информационное пространство несет в себе опасность существования личности, усугубляет ощущение беззащитности, одиночества, десоциализирует детей, изменяет их восприятие мира. Очевидно, что в современном обществе не представляется возможным полностью оградить ребенка от негативного влияния СМИ. Но поиск методов снижающих данное влияние необходим.
3 Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
В век практически вседозволенности СМИ подрастающее поколение, особенно малолетние дети и подростки очень часто садятся на компьютерную «иглу». Начиная порой, на первый взгляд, с безобидных фильмов про космические войны, бои с пришельцами, зомби. Все это медленно и верно, как капля воды точит камень, поражает хрупкую детскую психику.
В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через СМИ. Потому почти любая информация, полученная из СМИ, закладывает в психике ребенка установки и образец последующего поведения. Жестокость, насилие, разврат, часто появляющиеся в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, в компьютерных играх, ведут к неосознанному желанию подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что наряду с другими условиями открывает путь для многих из них к правонарушениям. В связи с всеобщей доступностью сети «Интернет», участились случаи доведения до самоубийства несовершеннолетних через социальные сети [7].
Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная РФ в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Забота о нравственном и физическом здоровье детей проводится в разных направлениях. Одним из них является информационное законодательство. Попытки оградить детей от негативной информации, полученной из СМИ также предпринимаются и в нашей стране. Результатом такой работы российского законодательства служит ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436–ФЗ, который на сегодняшний момент остается одним из основных источников права в рассматриваемой сфере, но, к сожалению, имеет пробелы и недостатки.
Во–первых, регулирование защиты детей от информации в части эротического и порнографического характера не распространяется на оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. В связи с чем дети не защищены от изображений или описаний половых органов человека, полового сношения, либо иных действий сексуального характера.
Во–вторых, практическое применение закрепленных в нем категории «возрастной» классификации и маркировки информационной продукции не соответствует действительности. Таким образом, знаки разрабатываются производителями продукции самостоятельно, возможно, даже преднамеренно занижая возрастные категории. В результате чего, в обороте появляются знаки, которые не обеспечивают доведение информации до тех лиц, для которых они предназначены.
В–третьих, неоднозначность в распределении полномочий между государственными органами. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти. Если же проанализировать ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», контроль в указанной в сфере, касающейся дошкольных образовательных учреждений, возложен на субъекты РФ.
В–четвертых, Федеральное законодательство не учитывает специфику организационно–правовых механизмов ограничения доступа детей к компьютерным играм, в том числе распространяемым в сети Интернет и сетях мобильной телефонной связи. То есть, ребенок, зайдя в сеть «Интернет» на любом из сайтов, может позволить себе принять участие в виртуальной игре, например, «Counter–Strike», которая отличается довольно высоким уровнем насилия и наличием крови.
В–пятых, отсутствие в законе категории «универсальная». В результате необоснованного объединения категории «для всех» и категории «от 0 до 6 лет» любые буклеты, печатная продукция не рекламного характера, любые популярные журналы, книги рецептов должны обязательно подвергаться маркировке и возрастной классификации.
В–шестых, существующие системы фильтрации информационных ресурсов, которые установлены, например, в общеобразовательных учреждениях не обеспечивают должной фильтрации информации. Также возникает вопрос о соразмерности использования сети «Интернет» в общеобразовательных учреждениях разных направлениях. На данный момент в данных учреждениях введена система «Электронный дневник».