Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
Задание 22
Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображены виды наружного кровотечения у человека. Какой сосуд повреждён на рисунке 3? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Ответ учащегося
Повреждена артерия, так как кровь вытекает фонтаном.
Пошаговый тренинг эксперта
Вопросы к эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли данный ответ эталону?
Отчасти Формулировка отличается от данной в эталоне
2. Раскрывают ли позиции, приведённые в ответе, суть задания?
Да
Даны ответы на оба вопроса.
Верно указан повреждённый сосуд и признак
3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?
Нет
Поскольку в ответе допускаются иные формулировки, не искажающие суть ответа, вытекание крови фонтаном можно принять как верный ответ
4. Как оценить этот ответ?
2
Самостоятельно оцените ответы обучающихся и выставьте баллы за каждый из приведённых ответов.
Примеры ответов обучающихся
Балл
На рисунке 3 повреждён артериальный сосуд, так как кровь бьёт «ключом» из раны
Повреждена вена. Выплёскивание крови
25
Правильные ответы
Оценка первого обучающегося
Даны ответы на оба вопроса. Верно определён сосуд. При описании признака ученик использует бытовой язык, но при этом верно отражает суть признака.
2 балла.
Оценка второго обучающегося
Даны ответы на оба вопроса. Сосуд определён неверно. При описании признака ученик опирается на изображение, при этом показывает незнание физиологии.
0 баллов.
Задание 23
В 1930 г. советский ученый Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
Как называются взаимоотношения между этими двумя видами инфузорий?
Почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?
Ответ учащегося
Взаимоотношения между этими двумя видами инфузорий - конкуренция. Ушастые инфузории- туфельки выжили потому, что они были более конкурентно способные в данных созданных условиях
.
Пошаговый тренинг эксперта
Вопросы к эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли данный ответ эталону?
Отчасти Формулировка отличается от данной в эталоне
2. Раскрывают ли позиции, приведённые в ответе, суть задания?
Да
Даны ответы на оба вопроса. Верно указан тип отношений, верно указано свойство, благодаря которому выжили ушастые инфузории
26 3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?
Нет
Поскольку в ответе допускаются иные формулировки, не искажающие суть ответа, словосочетание
«конкурентно способные» может быть засчитано вместо термина
«адаптация»
4. Как оценить этот ответ?
2
Самостоятельно оцените ответы обучающихся и выставьте баллы за каждый из приведённых ответов.
Примеры ответов обучающихся
Балл
Естественный отбор.
Выжили ушастые инфузории-туфельки, т. к. они плотоядны
1) конкуренция
2) потому что смогли лучше приспособиться к условиям окружающей среды
Правильные ответы
Оценка первого обучающегося
Даны ответы на оба вопроса. Естественный отбор указан как тип отношений, что позволяет судить об отсутствии у обучающегося системы знаний о типах отношений в живой природе. Ответ на второй вопрос неверный, кроме того, он демонстрирует невнимательное прочтение описания эксперимента.
0 баллов.
Оценка второго обучающегося
Даны ответы на оба вопроса. Тип отношений указан верно. В ответе на второй вопрос формулировка немного отличается от эталона, но не искажает его смысл.
2 балла.
Задание 24
Прочитайте текст «Развитие бычьего цепня» и выполните задания.
РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ
В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м
27 и состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.
Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.
С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финны. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.
Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в организме человека, где взрослый червь может прожить до
15 лет.
1 2 3 4 5
Ответ обучающегося
Корова ела траву, заражённую личинками. Личинки вбурились в стенку желудка коровы, попали в кровь и мышцы. Убили корову, заражённую бычьим цепнем.
Расчленили её и отправили и отправили на рынок.
Мужчина купил говядину
(заражённую), решил пожарить ляжку, но долго решил не жарить, а приготовить полусырое мясо. Личинки при готовке не умерли, так как мясо было плохо прожаренным и съевши кусок за куском, мясо с личинками попало в кишечник, где эти личинки очень удачно стали развиваться.
Пошаговый тренинг эксперта
Вопросы к эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли данный Нет
Прочтите ещё раз ответ
28 ответ эталону? экзаменуемого и эталон
2. Раскрывают ли позиции, приведённые в ответе, суть задания?
Отчасти В ответе описан путь паразита, но имеются биологические ошибки
3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?
Да
Яйца и финны паразита именуются личинками
4. Как оценить этот ответ?
1
Есть прямое указание на возможность попадания паразита в организм человека через плохо прожаренное мясо
Самостоятельно оцените ответы обучающихся и выставьте баллы за каждый из приведённых ответов.
Примеры ответов обучающихся
Балл
Крупный рогатый скот проглотил яйца цепня вместе с травой, таким образом, он становится болеющим животным, потом на ферме убивают это животное, и его мясо отдают в магазин (рынок). Человек купил это мясо и съел, и заразился бычьим цепнем
Допустим корова и другой скот может проглотить яйца бычьего цепня вместе с травой или какой-либо другой пищей, которую скот поглощает. А в дальнейшем корова даёт молоко, которое поставляют в торговые лавки, магазины, гипермаркеты, и люди, покупая заражённые молочные продукты, могут заразиться бычьим цепнем
Правильные ответы
Оценка первого обучающегося
Сравнение ответа с критерием позволяет судить, что учащемуся не удалось подробно и обосновано воспроизвести критерии ответа. Нет использования биологической терминологии
29 0 баллов.
Оценка второго обучающегося
Ответ на вопрос отсутствует. Обучающийся высказывает ошибочную, но встречающуюся в быту точку зрения.
0 баллов.
Задание 25
Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Химический состав морской воды и сыворотки крови
Химические элементы и их
соединения
Морская
вода, %
Сыворотка
крови, %
Натрий (Na)
30,5 39,0
Магний (Mg)
3,8 0,5
Кальций (Ca)
1,2 1,0
Калий (K)
1,8 2,6
Хлор (Cl)
55,2 45,0
Кислород (O)
5,6 9,9
Другие элементы и соединения
1,9 2,0
Итого
100 100 1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?
2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?
Ответ обучающегося
1. Na (натрий), К (калий), О
2
(кислород), другие элементы;
2. хлор;
3. В сыворотке содержится железо (Fe), чего нет в морской воде
Пошаговый тренинг эксперта
Вопросы эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли
Да
Дан ответ на все три вопроса
30 ответ вопросу задания? в соответствии с задачей
2. Можно ли считать правильным первый элемент ответа?
Отчасти Три элемента названы верно, но «другие элементы» говорит о непонимании школьником сути данной строки
3. Можно ли считать правильным второй элемент ответа?
Да
Ответ верный
4. Можно ли считать правильным третий элемент ответа?
Нет
Ответ неправильный
5. Как оценить этот ответ?
1
Ответ содержит два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок
Самостоятельно оцените ответы обучающихся и выставьте баллы за каждый из приведённых ответов.
Примеры ответов обучающихся
Балл
В морской воде меньше кислорода и калия, чем в сыворотке крови.
Элемент, не относящийся к металлам, преобладает в морской воде и сыворотке крови – хлор.
В сыворотке крови и морской воде присутствуют все из приведённых химических элементов в разных количествах
Na, K, O
2
; другие элементы и соединения. Хлор преобладает
Правильные ответы
Оценка первого обучающегося
Приводятся ответы на все три поставленных вопроса, но с негрубыми ошибками: в первом ответе не упоминается натрий, третий ответ неправильный.
1 балл.
Оценка второго обучающегося
Учащийся записал два ответа из трёх. Первый ответ содержит негрубую ошибку. Ответ на третий вопрос отсутствует.
1 балл.
31
Задание 26
Вариант 1
На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 1, 2 и 4, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?
2) Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам
10-летнего Николая?
3) В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?
Ответ обучающегося
1.
371,3+170,0+138,3=679,6 – энергетическая ценность второго завтрака;
2.
69,6+27,3+60,5=157,4 в то время, как суточная норма по углеводам 10-летнего Николая равна 330г.
=> этот завтрак восполняет приблизительно ½ суточной нормы углеводов.
3.
высокое содержание белков, жиров и углеводов; высокая калорийность; малый срок хранения.
Пошаговый тренинг эксперта
Оцените ответ обучающегося на вопрос 30, ответив на вопросы к тренингу эксперта.
Вопросы эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли ответ вопросу задания?
Да
Ответ соответствует вопросу задания и содержит все элементы эталона
2. Можно ли считать правильным ответ на первый вопрос?
Да
Ответ полностью соответствует заданию
3. Можно ли считать правильным ответ на второй вопрос?
Да
Ответ несколько отличается от эталонного, не искажает его сути.
Приведены верные расчёты, верно определена суточная норма углеводов для 10-летнего Николая. Указано соотношение
4. Можно ли считать правильным ответ на третий вопрос?
Нет
Все приведённые аргументы могут быть применены и к некоторым продуктам растительного происхождения
32 5. Есть ли в ответе ошибочные суждения?
Нет
Биологических ошибок в ответе нет
6. Как оценить этот ответ?
2
Ответ содержит два верных элемента
Самостоятельно оцените ответы обучающихся и выставьте баллы за каждый из приведённых ответов.
Примеры ответов обучающихся
Балл
1. молочная манная каша – 371,3 какао с молоком и сахаром – 138,3
}
итого 679,6 булочка – 170,0;
2. белки 2,3 + жиры 1,7 + углеводы 330 + ЭП 2550 =
= 2904,7 : 100% = 29%;
3. продукты животного происхождения богаты белками и жирами
1. 679,6;
2. на 157,4;
3. в продуктах животного происхождения содержится клетчатка, которая просто усваивается нашим организмом
Правильные ответы
Оценка первого обучающегося
Ответ соответствует заданию и содержит все элементы эталона. Верно рассчитана энергетическая ценность второго завтрака. Расчёт углеводов показывает полное непонимание сути задания, ответ неверный. На третий вопрос дан верный ответ.
2 балла.
Оценка второго обучающегося
Ответ соответствует заданию и содержит все элементы эталона. Верно указана энергетическая ценность второго завтрака. Приведено верное количество углеводов, но ученик демонстрирует непонимание сути задания.
Ответ на второй вопрос не может быть засчитан как верный. В ответе на третий вопрос содержатся грубые биологические ошибки.
1 балл.
33
Вариант 2
14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности.
Перед экскурсией в Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сосиски с гречневой кашей, блинчики со сгущённым молоком и чай сладкий. Используя данные таблиц 1,
2 и 4, выполните задания.
1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Софья питается четыре раза в день.
2) Рассчитайте реальную калорийность второго завтрака и количество белков в нём, а также отношение поступивших с пищей белков к их суточной норме, если Софья весит 46 кг.
3) Где расположен безусловно-рефлекторный центр желудочного сокоотделения у человека?
Ответ обучающегося
1. 406 ккал;
2. реальная калорийность завтрака 49910 ккал, количество белков в нем - 1242. Суточная норма =
1242/92=12,5;
3. в поджелудочной железе
Пошаговый тренинг эксперта
Вопросы эксперту
Ответ
Комментарий
1. Соответствует ли ответ вопросу задания?
Да
Ответ соответствует вопросу задания и содержит все элементы эталона
2. Можно ли считать правильным ответ на первый вопрос?
Нет
Ответ неверный. Расчёты не приведены, логика ответа не ясна
3. Можно ли считать правильным ответ на второй вопрос?
Нет
Расчёт показывает неумение пользоваться таблицами
4. Можно ли считать правильным ответ на третий вопрос?
Нет
Ответ неверный
5. Есть ли в ответе ошибочные суждения?
Да
В ответе на третий вопрос содержится биологическая ошибка
6. Как оценить этот ответ?
0
Все элементы ответа даны ошибочно