Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Пример 4
Ответ обучающегося
Балл
1) Скаты пропускают воду через брызгальце потому, что их
жабры находятся на нижней части тела. Если пропускать воду
через жабры, то вместе с водой в полость тела попадёт песок
и лёгкие камни, что приводит к загрязнению жабр.
2) Акулы являются живородящими рыбами, то есть мальки
вынашиваются и развиваются в чреве матери. А костные рыбы
откладывают икру (большое её количество) и в большинстве
своём оплодотворение является внешним.
3) Акулы должны всегда находиться в движении, так как акула
хрящевая рыба, поэтому у неё нет жаберных крышек. Акулы
дышат, заглатывая воду и пропуская её через жаберные щели.
А заглатывание воды ртом происходит только в движении

45
Пример 5
Ответ обучающегося
Балл
1) За счёт остатка жаберной щели.
2) Костные рыбы откладывают гораздо больше икринок, чем
рождают или откладывают яйца хрящевые рыбы.
3) Акулы способны дышать только во время движения

46
Задание 25
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный внёс результаты своих опытов, и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Интенсивность
света (в свечах)
Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в см³)
Серия 1
Серия 2
Серия 3
В среднем
100 15 17 16 16 200 34 36 38 36 300 52 49 49 50 400 67 69 68 68 500 88 85 85 86 600 101 101 101 101 1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, кроме освещённости, Вы можете привести?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) различия в данных могут быть вызваны ошибками в измерениях или статистической погрешностью;
2) с возрастанием освещённости интенсивность фотосинтеза увеличивается;
3) температурный фактор
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок
2
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3


47
Пример 1
Ответ обучающегося
Балл
1) В трёх сериях опытов значения немного колеблются. Я считаю
это связано с лучами Солнца или света, которые доходили до
фотосинтезирующих растений. К примеру или это было на
Солнце, то какая-нибудь маленькая туча или какое-то тело
создало тень.
2) Чем больше освещённость, тем больше поглощается
углекислого газа.
3) Температура окружающей среды
Пример 2
Ответ обучающегося
Балл
1) Освещение от свечей является неравномерным.
2) Чем (больше) сильнее освещение, тем интенсивнее идёт
фотосинтез.
3) Ещё один фактор, влияющий на большую интенсивность
фотосинтеза – это содержание кислорода и углекислого газа
в пространстве

48
Пример 3
Ответ обучающегося
Балл
1) Разность данных можно объяснить тем, что интенсивность
света не была абсолютно точна во всех сериях.
2)
Фотосинтез
зависит
от
освещённости
прямо
пропорционально. То есть чем выше освещённость, тем
интенсивнее фотосинтез.
3) Кол-во доступной для растения воды влияет на интенсивность
фотосинтеза
Пример 4
Ответ обучающегося
Балл
1) Он может быть не всегда точным, а приблизительным.
2) Чем больше освещённость, тем активнее фотосинтез.
3) Дополнительным фактором является углекислый газ

49
Пример 5
Ответ обучающегося
Балл
1) Разное растение.
2) Чем больше интенсивность света, тем больше объём газа.
3) Кол-во кислорода и воды

50
Задание 26
На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 1, 2 и 4, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?
2) Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам
10-летнего Николая?
3) В чём особенность пищевых продуктов животного происхождения?
Таблица 1
Калорийность при четырёхразовом питании
(от суточной нормы)
Первый завтрак Второй завтрак
Обед
Ужин
14%
18%
50%
18%
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры, г/
кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10 2,3 1,7 330 2550 11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100
Таблица 4
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
школьной столовой
Блюда
Белки, г Жиры,
г
Углеводы,
г
Энергетическая
ценность, ккал
Каша манная на молоке (1 порция)
10,6 5,4 69,6 371,3
Каша из овсяных хлопьев на воде
(1 порция)
6,2 1,7 32,0 158,0
Морковь с сахаром
(1 порция)
0,7
-
25,4 65,3
Кукурузные хлопья с тёртым яблоком
(1 порция)
7,5 0,4 87,4 360,2
Творожная масса с изюмом (1 порция)
21,0 5,0 15,6 185,0


51
Блины
(2 шт. в порции)
5,1 3,1 32,6 189,0
Сдобная булочка (50 г)
3,9 4,8 27,3 170,0
Чай с сахаром
(2 чайные ложки)
0 0
14,0 68,0
Какао с молоком и сахаром (1 стакан)
8,7 37,6 60,5 138,3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) энергетическая ценность второго завтрака 679,6 ккал (680 ккал);
2) общее количество полученных углеводов – 157,4 г, что составляет 47,7% (48%) от их суточного объёма;
3) продукты животного происхождения содержат много белков и жиров, но мало углеводов
ИЛИ содержат незаменимые аминокислоты
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок
2
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Пример 1
Ответ обучающегося
Балл
1) 371,3 + 138,3 + 170 = 679,6.
2) 69,6 + 60,5 + 27,3 = 157,4
норма – 330
330 – 157,4 = 172,6.
3) –

52
Пример 2
Ответ обучающегося
Балл
1. 371,3 + 138,3 + 170 = 679,6 ккал.
2. Предложенное меню восполняет суточную потребность
10-летнего Николая на 47,7%.
3. Пищевые продукты животного происхождения имеют большое
количество белка в отличие от растит. прод. Так же содержат
относительно большое количество жиров
Пример 3
Ответ обучающегося
Балл
1. 679,6 ккал.
2. Суточная норма углеводов для ребенка десяти лет: 330 г.
Количество углеводов в меню Николая: 157,4 г.
157,4 / 330 × 100% = 47,7% – на столько меню восполняет
суточную норму углеводов.
3. В продуктах животного происхождения содержатся все
аминокислоты, необходимые человеку

53
Пример 4
Ответ обучающегося
Балл
1) Энергетическая ценность выбранного завтрака 679,6 ккал.
2) На 47,6%.
3) Продукты животного происхождения являются источником
белка и минеральных веществ
Пример 5
Ответ обучающегося
Балл
1. 679,6 ккал.
2. Нет, т.к. нужно 330 г углеводов, а у него в блюдах только 157,4 г.
3. В пищевых продуктах животного происхождения много жиров,
белков и углеводов

54
Ответы на задания
Задание 22
Номер примера
Балл
1 2
2 1
3 1
4 1
5 0
Задание 23
Номер примера
Балл
1 1
2 0
3 0
4 1
5 2
Задание 24
Номер примера
Балл
1 3
2 2
3 1
4 2
5 1
Задание 25
Номер примера
Балл
1 3
2 2
3 3
4 2
5 1
Задание 26
Номер примера
Балл
1 1
2 3
3 3
4 3
5 2


55
Вариант 1
(сохранена нумерация заданий 2022 года)
Рассмотрите рисунок с изображением паразитического простейшего. Какое заболевание развивается у человека при заражении простейшим, изображённым на рисунке? Назовите одно из правил, которого следует придерживаться человеку для профилактики заражения данным заболеванием.
Баллы'>Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) заболевание: лямблиоз;
2) правило: не пить сырую нефильтрованную воду
ИЛИ мыть перед употреблением фрукты, овощи, ягоды и зелень
ИЛИ мыть руки перед едой
ИЛИ закрывать еду от насекомых
ИЛИ соблюдать правила личной гигиены
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
25

56
Китайские учёные изучали влияние видового состава пустынной экосистемы на годовую продукцию и эффективность использования воды данной экосистемой. В пустынных экосистемах растительность чётко делится на два яруса: кустарниковый и травянистый. Оказалось, что эффективность использования воды в начале вегетационного периода выше у растений травянистого яруса, а затем становится выше у растений кустарникового яруса.
Какой вывод можно сделать на основании данных результатов? Как Вы считаете, какой из ярусов имеет большую продуктивность в начале и в конце вегетационного периода?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) травянистые растения быстрее начинают вегетацию, но вытесняются затем кустарниковыми;
2) травянистый слой имеет большую продуктивность в начале вегетационного периода, а кустарниковый – в конце
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК
Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения – как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма – кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа – просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление, – операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен
26


57 мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля.
Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними – о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями.
Рациональные люди, по Аристотелю – это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.
Используя содержание текста «Представления древних о том, как мыслит человек» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?
2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) головной мозг;
2) мозг принимает участие в охлаждении сердца;
3) точка зрения Гиппократа. Многочисленные исследования мозга здорового и больного человека
Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок
2
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.
Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
27
28

58
Таблица
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
Время после введения
бактерий в культуру, мин.
Число бактерий
в колбе 1
Число бактерий
в колбе 2
20 18 20 40 36 40 60 72 80 80 140 160 100 262 314 120 402 620 140 600 1228 1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
1   2   3   4   5