Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Период 1917 - середина 1921 года ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 года о национализации банков. Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные банки с Государственным. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Но в условиях военного коммунизма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 января 1920 года активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению НарКомФина.
Строительством социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923 - 1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 года СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежных сумм, находящихся на руках у частных лиц, установив начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны денежного обращения, а также о мерах, необходимых для развития вкладной и переводной операций. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX века восстановило кредитную систему в виде Государственного банка и адаптировало ее к условиям рыночного хозяйствования.
Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги. Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались в два раза выше. Аналогичное положение было и при начислении подоходного налога с физических лиц. По положению о подоходном налоге 1924 года Высшая прогрессивная ставка составляла 37,5 % и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 году ставки дифференцировали по группам плательщиков.
Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5 %, а с 1927 г. - до 81 %. Кроме того, в 1931 году был введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200 %, то есть фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.
Таким образом в конце 20-х гг. XX века правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйства и переводу граждан в положение людей, работающих у государства по найму.
В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступавшие через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 году в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Крупным шагом в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 - 1931 гг., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов. Реформа обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 года, не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Он обеспечивал регулярную мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.
В 1932 году общие нормы распределения прибыли были устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.
В 1938 году завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов сопровождалось неуклонным ростом доходов.
В 30-е гг. XX века правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово - кредитную систему производились перераспределения национального дохода в пользу военных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, непосредственно на удовлетворение нужд войны.
В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий войны и восстановлению хозяйства.
Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 году путем проведения реформы, стимулирующей воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.
В 70-е гг. XX века усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.
В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансовом плане показателей министерствам устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств и др.
Жесткое нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не привело к улучшению положения в экономике, и способствовало появлению убыточных предприятий и отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в первой половине 80-х гг. XX века осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 году государственный бюджет оказался дефицитным, что в свою очередь негативно воздействовало на экономику, подрывало устойчивость денежного обращения, порождало инфляционные процессы. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.
Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполнения блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах.
Финансы в современной России
Сегодня перед экономикой страны стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности. Это требует последовательной целевой практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновление ее роста. Таким образом, создание концепции системы финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и обеспечение безопасного функционирования всех элементов финансово-экономического механизма современной России.
Необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом крупных проблем в финансовой сфере. На первый план сегодня выдвигаются инструменты учетной политики и наблюдения при явно неадекватной ситуации в экономике страны, слабой подготовленности органов госуправления к этой принципиально иной форме регулирования экономических процессов, предполагающих наличие определенных объективных предпосылок. Это касается прежде всего информационной базы, структурированной под задачи мониторинга и управления экономикой неадминистративными методами. Нет необходимой законодательной базы для отдельных видов и методов государственного регулирования, некоторые наиболее действенные инструменты регулирования существуют на уровне подзаконных актов, нормативных документов исполнительной власти. Крайне медленно и непоследовательно создается единая система учета и информационного обеспечения органов государственного управления.
Данное состояние экономики в определенной степени явилось следствием не целенаправленных действий, а стихийного приспособления экономики к финансовой политике правительства и спросовым ограничениям.
В подобных условиях представляется необходимым, сохраняя некоторые позитивные моменты политики финансовой стабилизации, дополнить ее эффективной промышленной политикой возобновления экономического роста.
Слом плановой системы управления и стихийное «реформирование» российской экономики привели к тому, что образовались перепады в уровне доходности вложений в производство и банковско-посреднический сектор, в отрасли, работающие на внешний и внутренний рынок.
При таких перепадах денежные средства активно изымаются из реального сектора экономики. Причины данного процесса, носящего обвальный характер, заключаются, во-первых, в отказе от защиты отечественных производителей, во-вторых, в ориентации на мировые цены, в-третьих, в отказе государства от контроля за межотраслевым паритетом цен, в-четвертых, в отсутствии дифференцированной таможенной политики.