Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современных условиях уход государства от регулирования межотраслевых соотношений цен и финансового положения отраслей, от ответственности за обеспечение социально приемлемых разрывов в уровнях оплаты труда и доходов, наконец, от соблюдения своевременности выплаты зарплаты - это политика разрушения ряда отраслей российской экономики. Необходимо замкнуть кругооборот финансовых и бюджетных ресурсов в национальной экономике, перекрыть пути утечки капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора. Для проведения такой политики требуются концентрация и усиление федеральной власти, в том числе повышение координирующей роли федеральных экономических и финансовых ведомств.
Концепция «безинфляционного развития» искусственна. 1995 - 1996 гг. явились периодом приостановления инфляции посредствам невыплаты заработной платы бюджетникам, что чревато серьезнейшими социальными потрясениями. Без соответствующего развития реального сектора экономики это не более чем очередной миф российского реформирования экономики.
В последние годы в стране наблюдается рост общего уровня цен при падающем производстве - стагфляция, в то время как правительство применяет методы, рекомендуемые для борьбы с инфляцией при растущем производстве.
Практика показывает, что антиинфляционная политика является мощным инфляционным фактором. Жесткая политика через задержки расчетов по госзаказам, сокращение финансирования бюджетных отраслей ведет к спросовым ограничениям, которые, не стимулируют производство, а дают рыночные сигналы к его свертыванию. Жестокий дефицит оборотных средств предприятий также ограничивает производство, даже на платежеспособном секторе рынка. При этом денежная масса в экономике остается неизменной или сокращается, а процесс производства выступает сильным инфляционным фактором. В 1992 - 1996 гг. в российской экономике инфляция раскручивалась при падающем производстве, экономика находилась в состоянии стагфляции, а правительство боролось с инфляцией методами, уместными для ситуации роста общего уровня цен при растущем производстве.
Следует вспомнить российскую специфику: наличие огромного запаса незанятых трудовых, технологических и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг, при дефиците оборотных средств у производителей, нехватке денег у потребителей для приобретения готовых товаров и услуг или авансирования своих заказов. Между тем правительство продолжает популистский курс устрашения инфляцией, хотя единственной основой реальной динамики доходов является динамика производства, которую обслуживает денежная масса.
Одним из главных факторов нестабильности отечественной экономики является разрыв в движении денежных и товарных потоков. Не забывая, что регулирование тех и других, будучи двумя сторонами единого процесса управления развитием хозяйственного организма, подчиняется своим специфическим законам, необходимо твердо уяснить, что взаимоувязка, приведение в систему товарных и денежных отношений есть важнейшая макроэкономическая задача и залог нормализации воспроизводства. Поскольку такая увязка должна осуществляться в ходе непрерывного и относительно автономного движения товарной и денежной массы, она потребует особого искусства регулирования.
На поверхности явлений в современной экономической жизни России взаимосвязь движения стоимостей, их материально-вещественных носителей (товаров) и денег проявляется крайне слабо. Захлестнувшая отечественный товарный, фондовый и валютный рынок волна спекулятивных сделок привела к тому, что капитал, не овеществляясь в средствах производства, рождает капитал с такой величиной прироста, которая перекрывает все мыслимые показатели деятельности в материальной сфере.
Действие теневых механизмов в финансово-банковской сфере приобрело в России угрожающие масштабы. Они подрывают потенциал государственной власти, внушают устойчивое недоверие к политике правительства. В связи с этим требуется разработка специальной системы финансовой безопасности страны.
Под системой финансовой безопасности подразумевается создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.
Чем меньше угроз для финансов, тем большая от них отдача. Однако для формирования системы финансовой безопасности в виде целостной концепции необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов за весь период реформирования. Основным направлением и конечным результатом подобного анализа должна стать разработка концептуальных основ системы, обеспечивающей создание финансовых условий в первую очередь для экономического роста. При этом основной акцент должен быть сделан на целенаправленном анализе финансовой и денежной политики, ориентированной на решение основных текущих финансово-экономических проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа направлена на рассмотрение этапов развития финансовых отношений от 1861 года до современной России. Актуальность темы работы обусловлена тем, что финансовая система Российского государства в различный период находится на стадии развивающейся. Из-за нестабильности политических режимов страны, а также мировой экономики, финансовая система вынуждена постоянно перестраиваться. Но независимо от кардинальных различий внешних обстоятельств и времени, основная сущность финансов для России остается неизменной.
Финансовая система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.
В настоящее время финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительства РФ.
Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление.
К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику.
В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства, совершенствования налогового регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М., 1997.
Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.