Файл: личность, право, государство правовое государство, права и свободы человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же существует позитивистское понятие правового государства. Позитивисты, такие как К. Гербер, Д. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.И. Коркунов. Позитивисты считают, что государство будет правовым тогда, когда оно ограничивает себя созданным правом, т.е. законами. Многие ученые сильно критикуют позитивистов, утверждая то, что из концепции позитивистов получается, что государство становиться над правом, что государство само творит право, в том числе и естественные права человека.

Помимо вышеперечисленных взглядов и работ на тему правовое государство, существует еще огромное количество, которые дают разные определения правовому государству. Но при многих отличиях, все эти определения сводятся в одну сторону - в сторону верховенства права.

Именно исходя из того, что существует так много точек зрения по поводу правового государства, мне бы хотелось, на основе признаков правового государства, дать своё понимание этому явлению.

Правовое государство — это такая организация общества, в которой право занимает наивысшее положение и гарантированно государственным принуждением, в котором власть является не собственностью одного человека, а всего общества и человеческая жизнь в соответствии с конституцией является высшей ценностью.

Выше уже было указано, что определение выведено на основе признаков правового государства, поэтому стоит более подробно остановиться на них.

Верховенства права. Этот признак говорит о том, что право является господствующим во всех сферах деятельности. Это значит, что праву подчиняются все граждане без исключения, невзирая на их финансовое и должностное положение. Все организации, находящиеся на территории правового государства. А так же само государство, деятельность которого должна именно основываться на нормах права. Этот признак так же предполагает и развитую правовую культуру общества, когда каждый человек уважает нормы права, понимает для чего они нужны, и почему нужно подчиняться им.

Верховенство закона. Этот признак говорит о том, что в системе нормативно-правовых актов закон должен занимать высшее место, а остальные должны быть лишь подзаконными правовыми актами. Стоит отметить и тот факт, что законы имеют право принимать, изменять, отменять лишь компетентные на то органы (законодательная власть, об этом ниже), и все законы должны соответствовать конституции и основным принципам права, таким как: принцип демократизма, принцип законности, принцип гуманизма,
принцип равноправия, принцип справедливости, принцип единства прав и обязанностей. Так же этот признак говорит о том, что закону должны подчиняться все без исключения, в том числе и само государство. В случае не соблюдения этого условия в государстве появляется произвол.

Реальное разделение властей. Один из базовых признаков правового государства. Суть этого признака в том, что вся государственная власть должна быть в руках не одного государственного института (как, например, в СССР вся полнота власти была в руках одной партии), а была разделена между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной. Это сделано для того, чтобы государственную власть никто не смог монополизировать, и все ветви власти уравновешивали друг друга, предотвращая тоталитаризм в государстве. Получается, что каждая из ветвей самостоятельна и строго ограничена в определенных рамках, и это поддерживается правовыми мерами, при этом им приходиться часто взаимодействовать друг с другом, чем они часто и занимаются. К примеру, в Конституции Российской Федерации этот принцип закреплен в статье 10, в ней написано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Каждой из ветвей власти присущи свои функции.

Законодательная власть занимается принятием, изменением и отменой законов. Эта власть создает правовую основу деятельности государства, а в частности и других ветвей власти. Но стоит отметить, что законы, принимаемые законодательной властью должны строго соответствовать Конституции и принципам права.

Исполнительная власть занимается тем, что реализуют на практике нормы права, которые приняла законодательная власть и Конституцию.

Судебная власть занимается тем, что охраняет право от посягательств. Главная функция судебной власти — вершить правосудие. Эта ветвь власти наказывает любого нарушителя законодательства данного государства, вне зависимости от его положения в обществе. Суд в своей деятельности руководствуется только законом, никто не вправе повлиять на решения суда. Судебная власть является абсолютно самостоятельной ветвью.



Гарантированность и защищенность прав и свобод человека и гражданина. Это значит, что у каждого человека в правовом государстве есть права и свободы, которые закреплены в Конституции, а также существует особый механизм их защиты, а точнее - судебная защита прав и свобод гражданина. Этот признак правового государства является одним из основополагающих, так как во многих тоталитарных и авторитарных государствах существует закрепление в Конституции прав и свобод человека и гражданина, но реального механизма защиты не существует. В качестве примера можно привести Конституцию СССР 1936 года, ее прозвали самой демократической, так как в ней были закреплены многие права и свободы, но по факту это была лишь фикция и реально закрепленные в Конституции права не учитывались и не защищались.

А именно, гарантия прав и свобод человека предполагает, что есть реальные механизмы защиты. Существуют международные гарантии прав и свобод личности, и национальные.

Национальные гарантии делятся на:

Экономические — наличие стабильной национальной экономики;

Политические — демократическое государство, политический плюрализм;

Юридические — стабильная система судебных и правоохранительных органов, наличие механизмов осуществления прав и свобод;

Организационные — разработка программ по улучшению жизни населения;

Культурные — развитие в обществе общей и правовой культуры.

Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак говорит о том, что личность в равной мере ответственна перед государством, как и государство перед личностью в области взятых на себя обязанностей. Не может быть такого, что, к примеру, государство не будет ответственно перед личностью. Получится так, что государство будет делать абсолютно все, что пожелает и это приведет к узурпации народа, абсолютному бесправию. Именно эта причина является основной причиной революций в мире, ведь если государство не заботится о гражданах, то пропадает смысл в таком государстве, и граждане требуют радикальных перемен.

Наличие Конституционного Суда. Смысл этого признака в том, что конституционный суд занимает место гаранта соблюдения конституционного строя. Он следит за верховенством Конституции, за ее законностью. Так же одна из основных функций Конституционного суда, это надзор за тем, чтобы законы соответствовали и не нарушали Конституцию данного правового государства.


Наличие Конституции. Вокруг этого признака возникает множество споров известных ученых. Одни утверждают, что наличие Конституции не является признаком правового государства, другие же наоборот.

Я считаю, что этот признак не является признаком правового государства.

Ведь можно привести государства, в которых Конституция формально существует, но фактически закрепленные в этой Конституции положения не осуществляются. Самый яркий пример, это Конституция СССР 1936 года. Как я уже говорил, эта Конституция не просто существовала, она получила название самой демократической. В ней было закреплено множество прав и свобод граждан, но фактически эти права и свободы не осуществлялись, а страна была тоталитарной.

Исходя из всего вышенаписанного, я хочу сказать о том, что правовые государства являются самыми прогрессивными государствами. Именно в таком государстве не просто соблюдаются, а гарантируются права и свободы гражданина, все деятельность осуществляется в соответствии с правом. Что позволяет гражданам не волноваться о нарушении своих прав, и сосредоточении на своей жизни и деятельности в целом. А это неизбежно ведет к улучшению жизни людей и возвышению государства на международной арене.


2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

2.1. Основные понятия прав и свобод человека и гражданина

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц - равенство всех перед судом и законом;

  • равенство мужчины и женщины;

  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.


Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека — это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека, прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация