Файл: Отчет по учебной практике Выполнил студент 1 курса гр. 44. 02. 02 специальности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;
конечная система знаний, способов деятельности;
перечень формируемых умений и навыков ;
перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.
При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:
– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
– Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.
– Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала.
Тип урока.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).
Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).
Домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.
Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы.
Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:
название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение;
требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»);
содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предметов «Русский язык», «Литература».
Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.
Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебно-спортивного инвентаря и оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование, методические и дидактические материалы и др.
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.
Примерный алгоритм составления рабочей программы
Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.
Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения.
Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы.
Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовленности учащихся, а также оценки теоретических знаний и методических умений.
Внедрение рабочей программы
Первый этап. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата. Если в школе менее трех учителей-предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании районного (городского) методического объединения.
Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.
Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям:
отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления;
иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения;
обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета;
обеспечивать полноту раскрытия целей обучения
Второй этап. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану ОУ и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне и представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку. По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования.
На последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;
конечная система знаний, способов деятельности;
перечень формируемых умений и навыков ;
перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.
При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:
– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
– Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.
– Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала.
Тип урока.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).
Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).
Домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.
Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы.
Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:
название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение;
требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»);
содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предметов «Русский язык», «Литература».
Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.
Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебно-спортивного инвентаря и оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование, методические и дидактические материалы и др.
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.
Примерный алгоритм составления рабочей программы
Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.
Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения.
Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы.
Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовленности учащихся, а также оценки теоретических знаний и методических умений.
Внедрение рабочей программы
Первый этап. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата. Если в школе менее трех учителей-предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании районного (городского) методического объединения.
Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.
Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям:
отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления;
иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения;
обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета;
обеспечивать полноту раскрытия целей обучения
Второй этап. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану ОУ и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне и представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку. По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования.
На последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.