Файл: Цель диагностики управление личностным ростом ребенка. Принципы педагогической диагностики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.
Принципы педагогической диагностики
1. Целенаправленность.
2. Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в соответствии с определённым планом работы.
3. Последовательность и преемственность. Необходим последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности.
4. Доступность диагностических методик. Необходим такой подбор методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития учеников.
5. Активизация учащихся. Активизация ребят во время педагогической диагностики позволяет обучать их самодиагностике, развить их способность к самонаблюдению и самоанализу.
6. Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в учёте тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения необходимости их поддерживать или изменять.
Функции педагогической диагностики
1. Выявление уровня подготовки учащихся.
2. Определение степени реализации образовательной программы.
3. Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.
4. Целесообразная организация образовательного процесса.
5. Подбор индивидуального образовательного маршрута
Этапы педагогической диагностики
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя несколько этапов.
Этапы организации:
1. Подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания параметров, таблиц показателей.
2. Организационный: определение и обсуждение механизма проведения диагностики.
3. Обработка данных и их анализ.
4. Оформление результатов диагностики.
Этапы проведения:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся. В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год.
Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала изучения образовательной программы.
Её цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Задачи:
1. Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе.
2. Выбор уровня сложности программы, темпа обучения.
3. Оценка дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
1. Индивидуальная беседа.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Анкетирование.
Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела образовательной программы или по мере необходимости.
Её цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
1. Оценка правильности выбора технологии и методики.
2. Корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом ОУ.
Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной программы.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
1. анализ результатов обучения;
2. анализ действий педагога.
Методы проведения итоговой диагностики:
1. творческие задания;
2. контрольные задания;
3. тестирование;
4. олимпиада;
5. выставка работ и т.д.
Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:
1. Четко определить цель диагностики.
2. В соответствии с целью определить объекты диагностики.
3. В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
4. Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
5. Выделить направления анализа получаемых данных.
6. Изучать развитие всех учащихся без исключения (желательно).
7. Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития учащихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо учащегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
8. Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).
9. Изучать личность учащегося комплексно, то есть охватывать все основные стороны развития учащихся.
10. Определить реальные достижения учащегося с учетом его возраста, генетической предрасположенности, условий жизни и особенностей воспитания.
11. Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития.
12. Оценивать результаты диагностики того или иного учащегося путем их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии. Оценивать усилия самого учащегося в учебной деятельности и самовоспитании.
13. У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
14. В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную «зону ближайшего развития».
15. Корректировать недостатки, опираясь на достоинства учащегося.