Файл: Административное право и административное законодательство..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, каждая отрасль российского права использует в своей деятельности следующие методы: запрещение, назначение, разрешение.

Запрет подразумевает обязательство воздерживаться от определенного поведения под угрозой государственного принуждения. При этом ограничивается свобода действий субъектов хозяйственной деятельности. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит нормы, устанавливающие состав административных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к административной ответственности.

Положение как метод правового регулирования подразумевает, что субъекту управленческой деятельности присваиваются задачи, определенные административными и правовыми нормами. Эта характеристика аналогична предписанию запрета, но разница заключается в том, что последний требует от субъекта воздерживаться от определенного типа поведения. Приоритет правила среди средств административного и правового регулирования -обусловлен природой управленческих отношений, называемых «властными отношениями», отношений, характеризующихся обязательным субъектом, наделенным полномочиями государственного характера.

Разрешение — это возможность для участников управленческих отношений выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в рамках, установленных нормами административного права. Речь идет не об уступчивости, не о неконтролируемом поведении субъектов -правоотношений, а о предоставлении им свободы выбора в определенных пределах.

Метод административного права — это определенное соотношение запретительных, предписывающих и разрешающих средств. Индивидуализация этого отношения зависит от конкретного административного дела, от ситуации. В то же время наблюдаются общие тенденции в развитии системы административно-правовых средств. Таким образом, все чаще используются разрешительные средства, что обусловлено федеративным устройством Российского государства и возложением административно-процессуального и административно-процессуального права на субъект общей юрисдикции и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.


Тенденция к все более разрешительному методу не означает ослабления позиции средств принуждения. Это должен быть принцип уместности при определении средств воздействия на управленческие отношения.

Таким образом, административно-правовой метод характеризуется следующим:

  1. связь между предписанием, запретом и разрешением

  2. присущ апелляциям административного характера

Метод административного права подразумевает одностороннее волеизъявление одной из сторон в регулируемых отношениях. Эта характеристика связана с существованием подчиненных отношений в администрации.

Рамках, установленных правовыми нормами, повышает степень самоорганизации системы управления.

Сфера применения метода административного права расширена Это связано с его реформированием, наличием диспозитивных принципов, позволяющих регулировать экономические отношения в условиях рынка.

Метод административного права — это совокупность предписывающих, запретительных и разрешительных средств воздействия на административно-правовые нормы в отношениях между руководителями.

В связи с этим административное право можно определить как совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области публичного администрирования и отношения управленческого характера, возникающие в других сферах публичной жизни и использующие -средства разрешения, запрещения и регулирования, при этом последние являются преобладающими…

Источники административного права


Источниками административного права являются выражения содержания административного права. Рассмотрение источников административного права важно как философские категории в силу диалектической связи между «содержанием» и «формой». В качестве ведущего элемента содержание определяет форму своего выражения, но это также влияет на содержание.

Следующие правовые формы известны юридической реальности: обычаи права, административные и судебные прецеденты, правовая доктрина, договор нормативного содержания, правовой акт, акт референдума.

Основным источником административного права является нормативный акт, который служит резервуаром правовых норм. Доминирование нормативного правового акта связано с тем, что российское право принадлежит к романо-германской правовой семье. Нормативный акт является результатом законотворческой деятельности государственных органов. В Энциклопедии законов нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом; он устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы».

Рассмотрим существующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1-я Конституция Российской Федерации. Она является нормативной основой действующего законодательства, в том числе административного. Многие нормы Конституции Российской Федерации имеют административно-правовую направленность. Они определяют структуру государственной власти (статьи 3-5, 10-12), участие граждан в государственной власти (статьи 31 и 4 статьи 29, статья 46); определяют сферу деятельности федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства Российской Федерации и др.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации, а также уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.


Федеральные конституционные и федеральные законы. Эти законы имеют высшую юридическую силу и принимаются высшим органом представительной власти. Федеральные законы, действующие на всей территории страны, имеют первостепенное значение. В качестве примеров можно привести «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и др.

Нормативные указы президента России. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент издает указы и распоряжения. Декреты, содержащие нормы административного права, ссылаются на их источники. Это достаточно эффективный источник, который обусловлен как юридической силой (которая подчиняется только законам), так и возможностью их быстрого принятия, изменения и отмены. Примером тому является Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2005 года № 890 «О мерах по укреплению дисциплины на государственной службе».

Нормативные решения Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе осуществлять Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты Президента Российской Федерации.

Система административного правосудия


Традиционно система административного права рассматривалась как состоящая из двух подсистем: Общей и Особенной. Этот подход в настоящее время поддерживается такими административными учеными, как Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов и др.

Некоторые ученые, в том числе А.П. Коренев, В.М. Манохин и другие, идут еще дальше и предлагают разделить нормы административного права на три части: Общие, специфические и специальные. Такой подход представляется возможным, но не бесспорным, поскольку в данном случае теория административного права значительно обеднела.

Административные отношения, являющиеся предметом административного права, весьма разнообразны, что не позволяет разделить отрасль права на части, независимо от их количества. -Однако это не исключает разделения административного права на части в образовательных целях.


С учетом вышеизложенного, наиболее целесообразно сгруппировать нормы -административного права в следующие правовые институты:

  • Принципы государственно-административной, управленческой деятельности;

  • Административно-правовой статус граждан (физических лиц);

  • Административно-правовой статус органов исполнительной власти;

  • административно-правовой статус общественных объединений и иных организаций;

  • государственная служба (закон о службе);

  • Формы публичного администрирования и административно-правовые акты;

  • административные и правовые нормы;

  • методы государственного управления (включая административные ограничения);

  • административный процесс;

  • административно-правовые основы управления в области экономики (экономической деятельности);

  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере;

  • административно-правовая база для управления в социальной и культурной сфере

  • верховенство закона в правительстве.

Предлагаемая система административного права соответствует существующему административному праву. Однако система административного права вытекает из предмета ее регулирования и может быть изменена. Существуют условия для трансформации -административного процесса в самостоятельную процессуальную ветвь российского права. Вполне очевидно, что уже сегодня административно-процессуальные нормы в отрасли административного права являются «узкими».

Государственное учреждение, сложное по своему количественному и качественному содержанию, имеет тенденцию становиться подотраслью. Институт государственного управления претерпевает фундаментальные изменения. Это связано с изменением концепции государственного управления, его силового механизма и инструментов. Нормы административной ответственности вместе образуют сложную систему, которая в ближайшем будущем может также стать правовым институтом. Примером тому является систематизация норм административной ответственности в части определения ответственности за административные правонарушения (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях), которая была осуществлена в середине 1980-х годов.