Файл: Административное право и административное законодательство..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Место административного права в российской правовой системе


Административное право является самостоятельной отраслью российского права и имеет свой объект правового регулирования, отдельные инструменты (метод регулирования), свою нормативную базу. Важность регулируемых отношений и их объем позволяют отнести их (отрасль) к одной из основных отраслей российского права. Сохраняя присущую ему «идентичность», административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, что -предопределено необходимостью комплексного регулирования общественной жизни.

Реформа системы государственного управления привела к изменениям в правовом регулировании административного права: некоторые отношения теперь находятся в интересах муниципальной, таможенной, экологической, земельной и других отраслей российского права. Существенной коррекции подлежат и методы административно-правового регулирования: Все чаще в регулировании административных отношений используются диспозитивные принципы.

Роль административного права в российской правовой системе обусловлена не только необходимостью осуществления правовой защиты, где меры административного принуждения широко распространены, но и важностью позитивного регулирования общественных отношений.

Административное право наиболее тесно взаимодействует с конституционным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, конституционное право закладывает основы государственного (конституционного) строя, федеративного устройства, компетенции, порядок формирования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основные права и свободы человека и гражданина. Многие положения -российской Конституции подробно изложены в административных и правовых нормах, содержащихся как в законах, так и в законодательных актах. В то же время следует помнить, что приоритет по-прежнему отдается конституционным и правовым нормам.

Существует глубокая связь между административным и гражданским правом. Регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, гражданское право часто требует их посредничества через административное право. Так, п. 2 п. 2. 1. ст. 2. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что гражданские права и обязанности могут вытекать из правовых актов органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства и иные федеральные органы исполнительной власти могут принимать правовые акты, содержащие нормы гражданского права (пункты 4 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Государство устанавливает общие правовые основы хозяйствования, т.е. осуществляет «мягкое» регулирование деятельности субъектов частной и государственной -собственности. В то же время государство выступает в качестве крупнейшего собственника, что -подразумевает прямое управление в отношении собственных субъектов хозяйственных отношений, но с учетом объективных экономических законов.



Однако разница между этими отраслями заключается в предмете и методе правового регулирования, что привело к их классификации в качестве частного или публичного права.

Существует тесная связь между административным и трудовым правом. Трудовые отношения в значительной степени регулируются законодательными актами (Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации). Важную роль в обеспечении законности и дисциплины в трудовых отношениях играют различные инспекционно-контрольные органы, деятельность которых регулируется нормами административного права.

Особенно плодотворно нормы рассматриваемых отраслей права взаимодействуют в -регулировании вопросов государственной службы. Набор, аттестация госслужащих, перевод госслужащих и т.д. регулируются нормами административного права. В то же время вопросы, связанные с регистрацией служебных отношений, регулируются нормами трудового законодательства.

Существует глубокая связь между административным и финансовым правом. Правовой статус органов управления кредитно-финансовой сферой (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ и др.) регулируется нормами -административного права, устанавливается административная ответственность за нарушение норм финансового права.

Взаимодействие административного и уголовного права обусловлено наличием института правовой ответственности. Предмет его регулирования во многом сходен, а различие определяется степенью общественной опасности действий, составляющих основу административной и уголовной ответственности.

Существуют глубокие органические связи между административным правом и таможней. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, влияющие на нормальную деятельность таможенных органов — эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административного права.

Административное право, точнее его институт — административно-процессуальное право — тесно взаимодействует с уголовным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года, так и Гражданским процессуальным кодексом.


Приведенный выше краткий анализ взаимодействия административного права с другими отраслями российского права свидетельствует о том, что консолидация, размывание границ между ними отражает объективно существующую тенденцию, которая постоянно усиливается.

Предмет и метод науки административного права


Административно-правовая наука является неотъемлемой частью юриспруденции и связана с ней как единое целое. Ю.Н. Старилов определяет науку об административном праве как составную часть юриспруденции, которая представляет собой государственную систему, административные взгляды, идеи, представления о законах, регулирующих отношения в сфере -государственного управления (исполнительной власти), их социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформах и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Изучение административного права как отрасли научного знания объективно требует уточнения его предмета и метода.

Объектом административного права является научный поиск ученых-администраторов. Основным элементом их изучения является административное право как отрасль права, т.е. совокупность административных регламентов, содержащихся в действующем -законодательстве. В то же время трудно представить, что продуктивное изучение норм административного права возможно вне субъекта административного права как отрасли, без учета специфики отношений в сфере публичного администрирования.

Эта взаимосвязь рассматривается теорией государственного управления, которая объединяет целую систему наук об управлении, таких как «организация управления», «социология управления», «психология управления». В этом контексте возникает вопрос о взаимосвязи между теорией государственного управления и административно-правовыми науками. Темы этих двух научных направлений во многом схожи, но различаются по содержанию. Теория государственного управления рассматривает последнее как целостное, системное образование, изучающее структурные, социологические, психологические характеристики управленческой деятельности, ее содержание, принципы, уровни, методы, стиль, но избегающее анализа правовой стороны проблемы. Административное право, в свою очередь, изучает проблему правового регулирования в области управления, т.е. правового посредничества в управленческих отношениях. В этом контексте наука об административном праве должна предложить наиболее рациональные правовые формы консолидации отношений в области публичного администрирования. Что касается перспектив развития теории государственного управления, то следует отметить, что ее связи с административной доктриной консолидируются и укрепляются.