Файл: Административное право и административное законодательство..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип демократизма в правотворческой и правоохранительной деятельности создает широкие возможности для участия населения, государства и общественных объединений в прямом (через референдум) и косвенном (через выборные органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правоприменения принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля и делегирование более широких полномочий по правоприменению непосредственно населению и общественным объединениям.

Часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Реализация этого принципа не должна наносить ущерб процессу государственного управления, поскольку неконтролируемое участие народа в ведении государственных дел может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное социальное явление требует адекватной подготовки населения к участию в управлении государственными делами. Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.

Принцип гуманизма выражается в признании высшей ценности человека, его прав и свобод (статья 2 Конституции РФ). Государство признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Реализация административно-правовых норм предполагает установление -определенных правовых ограничений, которые, однако, являются не самоцелью, а необходимым условием достижения общественно полезных результатов в управлении государством. Никто не может ограничивать неотъемлемые основные права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и т.д.).

Гуманизм проявляется как в процессе закрепления правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного управления. По этой причине сотрудникам полиции запрещено подвергаться унижающему достоинство обращению. При -применении административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 Закона «Об административных правонарушениях в Российской Федерации»).

Одним из принципов административного права является принцип равенства прав. Суть этого принципа заключается в следующем: равенство субъектов Российской Федерации; равенство гражданства независимо от причин его приобретения; равенство религиозных и общественных объединений перед законом; равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равный доступ к государственной службе; равенство сторон в судебном процессе и др. Равенство прав означает равенство административного и правового статуса участников руководящих отношений, если дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе руководящих отношений, например, равенство свидетелей в случае административного правонарушения, равенство понятных лиц и т.д. Однако не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, против которого возбуждено дело об административном правонарушении.


Принцип справедливости или правовой соразмерности Этот принцип находит свое выражение как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. В законодательной сфере его суть находит свое отражение в установлении в законодательстве таких правовых мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, определяющие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поддержки и административного принуждения, должны быть справедливыми по форме и содержанию, т.е. -должны приниматься во внимание все обстоятельства управленческого дела и должен определяться соответствующий уровень влияния. Этот принцип отражает одну из основных целей юридической практики — реализацию общественного правосудия. Это наблюдается как в -правоприменительной деятельности, такой как административная ответственность, так и в применении вознаграждений.

Учитывая территориальное устройство государственной власти в России, принцип федерализма имеет важное значение. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции -законодательство об администрировании и административных процедурах осуществляется -совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. На основании -совместных соглашений органы исполнительной власти Российской Федерации вправе делегировать определенную часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и иные ресурсы для осуществления делегированных полномочий.

Различие между субъектами Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установлено статьей 1.3 КоАП РФ. Данная статья исчерпывающе определяет только объем полномочий Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов -Российской Федерации определяются «остаточным принципом», установленным статьей 73 Конституции Российской Федерации.

В современных условиях возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Как правило, публичное управление представляет собой административно-правовые отношения, которые предполагают наличие взаимных прав и обязанностей сторон этих отношений. Юридическая ответственность должна возникать в случае -нарушения одной из сторон административных отношений. Традиционно речь идет об индивидуальной ответственности перед государством. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность привлечения государства к ответственности в случае нарушений. «Каждое лицо имеет право на возмещение со стороны государства ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». (Статья 53).



Принципы административного права могут быть закреплены в текстовой или семантической форме. Текстовый способ подразумевает, что правовой принцип непосредственно закреплен в норме административного права. В связи с тем, что источники административного права характеризуются низкой степенью систематизации административного права и отсутствием единого кодифицированного правового акта, принципы административного права были смыслообразно закреплены по аналогии с Уголовным кодексом в области уголовного права. Принципы отдельных институтов административного права, таких как институт государственной службы, закреплены в тексте.

Заключение


Как мы видели, административное право является самостоятельной отраслью российского права, что важно в системе правового регулирования общественных отношений. Административное право регулирует управленческие отношения, которые развиваются в сфере функционирования, особенно исполнительной власти. Однако административное право выполняет важные регулятивные и защитные функции во всей сфере публично-правового регулирования, регулируя отношения государственных органов и других участников правоотношений. Нормы и институты административного права и административных правоотношений имеют определенные особенности в силу своей правовой природы, структуры, применения и сферы влияния. Административное право, измеряемое по объему нормативного материала, является одной из крупнейших отраслей права. Все эти обстоятельства требуют внимательного и ответственного отношения курсантов и студентов к изучению административного права.

Список литературы


  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Тейс, 2013.

  2. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник. МОСКВА: БЕК, 2013.

  3. Коренев А.П. Административное право Российской Федерации: через 2 часа. М., 2013.

  4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.Л. Административное право РФ. М.,2013.

  5. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Серия лекций. М.: Юрист, 2013.

  6. Белский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 2013.