Файл: Диагностики, автора, на что направлена, аргументировав свой выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


P. Хартман).

• Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

• Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

• Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;

• Склонен к рискованным действиям;

• Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

• Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

• Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

• Не боится отличаться от других;

• Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.

3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:

- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам.

Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.

6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:

"Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.

Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

• О баллов - отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

• 1 балл - пересказ знакомой сказки. но свнесением новых элементов;


• 2 балла - внесены существенные элементы

новизны в известную сказку;

• 3 балла - в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;

• 4 балла - полностью самостоятельно

придуманная, но схематично изложенная сказка;

• 5 баллов - развернутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

• «Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.

Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А - фигура напоминает каплю; форма В - фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки.Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершенные фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы.

Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

• - продуктивность (беглость, скорость) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;• - гибкость - характеризует способность выдвигать разнообразные иде, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

• - оригинальность - предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

• - разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

• Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевленными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает. При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень



- образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень - переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень - образ не воспринят; выразительность отсутствует.

• Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образноемышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

• Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр - озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

• Творческое задание «Соотнеси музыку». Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3

- 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку. • Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер). В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б.

Богоявленская, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И.

Савенков и до.). По мнению Л.С. Выготского.


Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предьявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.

Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то - в большей степени, у кого-то - в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.



Что такое творческие способности?

Творческие способности - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Диагностика творческих способностей дошкольников

Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты.

Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.

Развитие творческих способностей старших дОШКоЛьНИКОВ

Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям.

Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста.

Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участиеродителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома.


Развитие художественно творческих способностей

ДОШКОЛЬНИКОВ

По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне.

Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит.

Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.

Развитие музыкально творческих способностей

ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр,например, повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пишей для души.

Заключение.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого

- целую картину вокруг нее.

Игры на развитие творческих способностей:

«Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.