Файл: 1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования определение, задачи. Основные понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приводит к снижению результата, ошибкам, снижению работоспособности
•Предстартовая апатия: преобладание процессов торможения ЦНС понижение уровня глюкозы в крови и увеличение уровня молочной кислоты снижение физиологических показателей основных систем организма снижение работоспособности и результативности
Мёртвая точка - состояние временного снижения работоспособности.
Характеризуется повышением напряжения CO2 и снижением содержания O2 в оорганизме, а также резким снижением pH и ацидозом.
Второе дыхание - это преодоление мёртвой точки.Резко возрастает ЧД, ЧСС и потоотделение, повышается содержание О2 и снижение СО2, повышение pH крови.
Вопрос 6. Двигательный навык
Двигательный навык -индивидуальная форма двигательной деятельности, реализующаяся путем выполнения упражнения. формируется по механизму временных связей и является автоматизированным способом управления движениями.
• Три стадии:
Стадия иррадиации;
Стадия концентрации;
Стадия стабилизации.
Стадия иррадиации
• Физиологические особенности:
1.Образование доминанты;
2.Широкая иррадиация возбуждения в коре;
• Регуляция:
1.Активное участие в управлении движением высших отделов ЦНС
2.Управление движением на основе зрительного анализатора.
• Биомеханические особенности:
1.Излишняя мышечная фиксация;
2.Неточность и скованность движений;
3.Плохая координация и распределение сил;
4.Отсутствие слитности движений;
5.Неустойчивый ритм.
Стадия концентрации
• Физиологические особенности:
1.Формирование динамического стереотипа;
2.Развитие процессов торможения и концентрация возбуждения
(уравновешивание процессов возбуждения и торможения);
•Предстартовая апатия: преобладание процессов торможения ЦНС понижение уровня глюкозы в крови и увеличение уровня молочной кислоты снижение физиологических показателей основных систем организма снижение работоспособности и результативности
Мёртвая точка - состояние временного снижения работоспособности.
Характеризуется повышением напряжения CO2 и снижением содержания O2 в оорганизме, а также резким снижением pH и ацидозом.
Второе дыхание - это преодоление мёртвой точки.Резко возрастает ЧД, ЧСС и потоотделение, повышается содержание О2 и снижение СО2, повышение pH крови.
Вопрос 6. Двигательный навык
Двигательный навык -индивидуальная форма двигательной деятельности, реализующаяся путем выполнения упражнения. формируется по механизму временных связей и является автоматизированным способом управления движениями.
• Три стадии:
Стадия иррадиации;
Стадия концентрации;
Стадия стабилизации.
Стадия иррадиации
• Физиологические особенности:
1.Образование доминанты;
2.Широкая иррадиация возбуждения в коре;
• Регуляция:
1.Активное участие в управлении движением высших отделов ЦНС
2.Управление движением на основе зрительного анализатора.
• Биомеханические особенности:
1.Излишняя мышечная фиксация;
2.Неточность и скованность движений;
3.Плохая координация и распределение сил;
4.Отсутствие слитности движений;
5.Неустойчивый ритм.
Стадия концентрации
• Физиологические особенности:
1.Формирование динамического стереотипа;
2.Развитие процессов торможения и концентрация возбуждения
(уравновешивание процессов возбуждения и торможения);
• Регуляция:
1.Передача управления деталями движения ниже лежащим отделам нервной системы;
2.Периодический осознанный контроль над выполнением движения
•Биомеханические особенности:
1.Уменьшение мышечной фиксации и скованности движений;
2.Улучшение координации движений отдельных звеньев тела по величине усилий и амплитуде;
3.Сохранение постоянного ритма и темпа выполнения упражнения, плавность и пластичность движений;
4.Слабая устойчивость к помехам.
Стадия стабилизации• Физиологические особенности:
1. Локализация доминанты;
2. Стабилизация и согласованность процессов возбуждения и торможения;
3. Структура движений не меняется при больших нагрузках или помехах.
4. Автоматизация выполнения• Регуляция:
1. Точное распределение функций отделов ЦНС;
2. Контроль сознания за смысловой частью (целью) движения, а за его деталями – ниже лежащих отделов ЦНС
•Биомеханические особенности:
1.Отсутствие мышечного напряжения и скованности движения;
2.Максимальное использование при выполнении движений реактивных сил, массы биозвеньев и всего тела;
3.Точное согласование движений между отдельными звеньями тела;
4.Движения выполняются четко с оптимальной дозировкой усилий;
5.Оптимальный темп, ритм, амплитуда;
6.Структура движений не меняется при больших.
Вопрос 7. Двигательный навык: этапы формирования, управление и
регуляция двигательного навыка.
Двигательный навык -индивидуальная форма двигательной деятельности, реализующаяся путем выполнения упражнения.
Формируется по механизму временных связей и является автоматизированным способом управления движениями.
Есть несколько этапов формирования двигательных навыков:
I этап — формирования первоначального двигательного умения - короткая по времени, когда люди знакомятся с новым движением. В связи с этим у них наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность
мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.
II этап – углубленное разучивание: формирование двигательного
навыка. Более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим человек проявляет большую осознанность задач и собственных действий. Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.
III этап – закрепление и совершенствование двигательного навыка:
формирование двигательного умения высшего порядка, реализация
двигательного навыка в меняющихся условиях — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа. Человек уже овладевает навыком.
Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации. Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
Управление движениями происходит автоматизировано, характерные признаки навыка автоматизированные управления движениями, слитность движений, то есть объединение ряда элементарное движение в единое целое, устойчивость, прочное запоминания.
Регуляция движения осуществляется: корковым отделом,
проводниковым отделом и рецепторным.
Корковый отдел.
Первичная моторная область (прецентральная извилина и парацентральная долька) образована корковыми нейронами двигательной системы, регулирует способность к координированным сокращениям мышц
II этап – углубленное разучивание: формирование двигательного
навыка. Более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим человек проявляет большую осознанность задач и собственных действий. Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.
III этап – закрепление и совершенствование двигательного навыка:
формирование двигательного умения высшего порядка, реализация
двигательного навыка в меняющихся условиях — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа. Человек уже овладевает навыком.
Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации. Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
Управление движениями происходит автоматизировано, характерные признаки навыка автоматизированные управления движениями, слитность движений, то есть объединение ряда элементарное движение в единое целое, устойчивость, прочное запоминания.
Регуляция движения осуществляется: корковым отделом,
проводниковым отделом и рецепторным.
Корковый отдел.
Первичная моторная область (прецентральная извилина и парацентральная долька) образована корковыми нейронами двигательной системы, регулирует способность к координированным сокращениям мышц
Премоторная зона- задние участки лобных извилин (впереди прецентральных извилин), регулирует высшие двигательные функции, связанные с планированием и координацией произвольных движений, их последовательность, координацию, сокращение проксимальной мускулатуры, участвует в формировании позы и ритмичных движений.
Добавочная моторная область (часть верхней лобной извилины на медиальной поверхности около парацентральной дольки) – поза, ритмичные движения и некоординированные движения.
Проводниковый отдел
Проводящие пути – пучки нервных волокон, соединяющие различные функциональные центры ЦНС и проводящие одинаковые нервные импульсы.
Выделяют:
Ассоциативные нервные волокна – соединяют функциональные центры
(кора мозга, ядра серого вещества) в пределах одной половины мозга;
Комиссуральные нервные волокна – соединяют одинаковые центры правой и левой половины головного мозга, координируя ее функции;
Проекционные – соединяют различные отделы (ядра) спинного мозга с головным мозгом, ядра мозгового ствола с базальными ядрами и корой.
Выделяют: восходящие (чувствительные, афферентные) и нисходящие
(двигательные, эфферентные)
Рецепторный отдел
Мышечные веретена – реагируют на изменение длины мышцы,
Сухожильные рецепторы Гольджи – датчики силы сокращения мышцы,
Суставные рецепторы – реагируют на изменения положения суставов
Нервная регуляция работы скелетных мышц, (регуляция запуска и выполнения всех движений), осуществляется двигательными центрами ЦНС.
Они должны гарантировать строго необходимую степень возбуждения и торможения иннервирующих эти мышцы мотонейронов, чтобы возникающие мышечные сокращения обеспечивали только нужное движение не больше и не меньше. Однако точное выполнение движений возможно только в случае адекватного, исходного положения туловища и конечностей. Нервная регуляция соответствия позы и движения, их правильного сопряжения одна из важнейших и функций двигательных центров.
Вопрос 8. Дидактические принципы организации занятий физкультурой
и спортом. Методы
обучения двигательным навыкам: метод расчлененного, целостного и
сопряженного упражнения.
Методические принципы физического воспитания – это наиболее важные положения, отражающие общие закономерности воспитания. Дидактические принципы физического воспитания:
Принцип сознательности и активности - осмысленное отношение и устойчивый интерес к цели и конкретным задачам занятий; сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений; инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Принцип наглядности: необходимая предпосылка освоения движений; неотъемлемое условие совершенствования двигательных навыков, развития физических способностей.
Принцип доступности и индивидуализации: определение меры доступного означает полное соответствие возможностей и трудностей; преемственность физических упражнений (от освоенного к неосвоенному); постепенность в переходе от одних заданий к другим (от простого к сложному, от легкого к трудному); осуществление индивидуального подхода к воспитуемым и создание условий для наибольшего развития их способностей.
Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом; сочетание повторяемости и вариативности; последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
Принцип постепенного повышения требований (динамичности): необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок; нагрузки должны быть посильны для занимающихся; динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью.
Метод физического воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (преподавателя, тренера), целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающегося, обеспечивающие освоение им двигательных действий и направленное развитие физических качеств.
Следует выделить три основных категории методов освоения и совершенствования двигательных действий: целостного и расчлененного упражнения; облегчения и усложнения условий выполнения упражнения; упражнения при различных состояниях организма обучаемых.
Методы расчлененного обучения предполагают разучивания упражнения по частям с последовательным объединением их по мере освоения в целостное действие.
Этот метод применяется в следующих случаях: при изучении координационно-сложных двигательных действий, когда нет возможности изучить их полностью; если упражнение состоит из большого числа элементов органически мало связанных между собой; если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части; когда целостное выполнение действия может быть опасным без предварительного изучения его элементов; при необходимости обеспечить быстрый успех в обучении, сформировать уверенность занимающихся в своих силах.
Методы целостного обучения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжка, метания). Этот метод преимущественно используется: при разучивании наиболее простых упражнений; при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения целесообразно изучать по частям; при закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.
Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Суть его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условия, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмены на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.д..
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Вопрос 9. Формы организации и методы проведения практических
занятий (равномерный, переменный, повторный): задачи, методические
особенности, примеры.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности
точной дозировки нагрузки, а также его направленности на
совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и
устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и
дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен. Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.
При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.
Интервальный метод характеризуется многократным повторением
упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной,
анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.
Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно
точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.
Метод ПЕРЕМЕННЫЙ характеризуется однократной непрерывной работой с меняющейся интенсивностью (например, бег со средней или максимальной скоростью чередуется с медленным бегом). В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия, соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным.
Ценность переменного метода заключается в том, что:
1. В процессе выполнения работы совершенствуется одновременно как аэробный, так и анаэробный механизм и, следовательно, повышается уровень как общей, так и специальной выносливости.
2. Переключение с одного режима деятельности на другой, с одних мышечных групп на другие, способствует повышению работоспособности спортсмена, исключает монотонность в работе, что позволяет увеличить объем нагрузки.
3. Варьирование форм и условий действия способствует расширению диапазона двигательных возможностей, так как техника движения совершенствуется в изменяющихся условиях. Контрастные мышечные
При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.
Интервальный метод характеризуется многократным повторением
упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной,
анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.
Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно
точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.
Метод ПЕРЕМЕННЫЙ характеризуется однократной непрерывной работой с меняющейся интенсивностью (например, бег со средней или максимальной скоростью чередуется с медленным бегом). В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия, соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным.
Ценность переменного метода заключается в том, что:
1. В процессе выполнения работы совершенствуется одновременно как аэробный, так и анаэробный механизм и, следовательно, повышается уровень как общей, так и специальной выносливости.
2. Переключение с одного режима деятельности на другой, с одних мышечных групп на другие, способствует повышению работоспособности спортсмена, исключает монотонность в работе, что позволяет увеличить объем нагрузки.
3. Варьирование форм и условий действия способствует расширению диапазона двигательных возможностей, так как техника движения совершенствуется в изменяющихся условиях. Контрастные мышечные