Файл: 1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования определение, задачи. Основные понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ощущения позволяют лучше почувствовать координационные особенности движения, осуществляемого при разной скорости.
4. Он является методом воспитания волевых качеств, так как длительная работа в аэробно-анаэробных условиях связана с нарастающим утомлением и предъявляет высокие требования к умению преодолеть чувство усталости.
Равномерный метод предполагает выполнение специально- подготовительных и соревновательных упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени. При этом на занятии упражнение выполняется один раз в одном подходе. Основная цель этого метода — повышение аэробных возможностей организма спортсмена. Метод применяется в основном на этапе общей физической подготовки.
В зависимости от подготовленности спортсмена вес гирь, темп и продолжительность выполнения упражнения будет различным. Например, выполнение упражнения толчок с гирями 24 кг в течение 10 минут в темпе 10 подъемов в минуту можно рассматривать как медленный для мастеров спорта, но для новичков, готовящихся к выполнению норм первого разряда, он является недоступным.
Вопрос 10. Формы организации и методы проведения практических
занятий (интервальный, круговой, соревновательный,
комбинированный): задачи, методические особенности, примеры.
\
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ метод характеризуется выполнением упражнений с короткими паузами отдыха, не обеспечивающими полного восстановления перед очередным повторением. Интервальный метод содействует повышению работоспособности организма за счет эффективной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Установлено, что при кратковременной интенсивной работе потребление кислорода достигает максимума не во время работы, а в период первых 30 сек. отдыха. Сразу после прекращения упражнения частота сердечных сокращений снижается, но повышается ударный объем сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только во время работы, и в интервале отдыха (отсюда название «интервальный метод»). Многократное повторение такой нагрузки приводит к довольно быстрому повышению работоспособности организма. Следовательно, интервальную тренировку в большей мере можно рассматривать как способ направленного воздействия на функциональную подготовку спортсмена, результатом которой является развитие выносливости в различных ее проявлениях. В настоящее время в практике подготовки спортсменов применяется много разновидностей интервального метода. Это многообразие связано с решением конкретных задач, уровнем подготовленности спортсменов,
4. Он является методом воспитания волевых качеств, так как длительная работа в аэробно-анаэробных условиях связана с нарастающим утомлением и предъявляет высокие требования к умению преодолеть чувство усталости.
Равномерный метод предполагает выполнение специально- подготовительных и соревновательных упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени. При этом на занятии упражнение выполняется один раз в одном подходе. Основная цель этого метода — повышение аэробных возможностей организма спортсмена. Метод применяется в основном на этапе общей физической подготовки.
В зависимости от подготовленности спортсмена вес гирь, темп и продолжительность выполнения упражнения будет различным. Например, выполнение упражнения толчок с гирями 24 кг в течение 10 минут в темпе 10 подъемов в минуту можно рассматривать как медленный для мастеров спорта, но для новичков, готовящихся к выполнению норм первого разряда, он является недоступным.
Вопрос 10. Формы организации и методы проведения практических
занятий (интервальный, круговой, соревновательный,
комбинированный): задачи, методические особенности, примеры.
\
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ метод характеризуется выполнением упражнений с короткими паузами отдыха, не обеспечивающими полного восстановления перед очередным повторением. Интервальный метод содействует повышению работоспособности организма за счет эффективной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Установлено, что при кратковременной интенсивной работе потребление кислорода достигает максимума не во время работы, а в период первых 30 сек. отдыха. Сразу после прекращения упражнения частота сердечных сокращений снижается, но повышается ударный объем сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только во время работы, и в интервале отдыха (отсюда название «интервальный метод»). Многократное повторение такой нагрузки приводит к довольно быстрому повышению работоспособности организма. Следовательно, интервальную тренировку в большей мере можно рассматривать как способ направленного воздействия на функциональную подготовку спортсмена, результатом которой является развитие выносливости в различных ее проявлениях. В настоящее время в практике подготовки спортсменов применяется много разновидностей интервального метода. Это многообразие связано с решением конкретных задач, уровнем подготовленности спортсменов,
этапом тренировки и т.д. Но сущность педагогического воздействия во всех этих формах остается одинаковой.
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы.
Задача круговой тренировки – достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.
В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы.
Задача круговой тренировки – достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.
В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
—выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
—обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
—содействовать воспитанию волевых качеств.
Комбинированный или статико - динамический метод (сочетание изометрического и динамического методов), который может выражаться самыми различными характеристиками. Показана эффективность следующих вариантов статико -динамических упражнений: изометрического напряжения (80% от максимума) сменяется динамической работой динамического характера против отягощения 30% от максимума, в которых в изометрических и динамических компонентах используются постоянные отягощения 75-80% от максимума. Комбинированный режим мышечной деятельности создает условия для относительно меньшего привыкания (адаптации) и положительно влияет на развитие силы и других физических качеств.
1 2 3 4 5 6 7
Вопрос 11. Понятие «физическое утомление»: определение, его виды и их
характеристика.
Утомление - функциональное состояние организма, временно возникающее под влиянием физической работы, приводящее к снижению ее эффективности и сигнализирующее о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов в организме.
Утомление виды
ЦЕНТРАЛЬНое
ПЕРИФЕРИЧЕСкое
Центральное утомление- снижение уровня функциональной активности нервных структур, управляющих деятельностью мышц и вегетативным обеспечением.
Центральное утомление
Снижение запасов энергетических ресурсов в нервных клетках;
Снижение снабжения мозга кислородом и глюкозой;
Развитие охранительного торможения.
Периферическое утомление
Снижение рН приводит к нарушению деятельности нервных клеток, ухудшению передачи нервного импульса;
Истощение энергетических ресурсов скелетных мышц;
Накопление продуктов метаболизма и разрушение внутриклеточных структур;
Снижение скорости образования АТФ;
Накопление свободных радикалов.
Три вида периферического утомления
Локальное – в работе участвовало менее 30% общего объема скелетных мышц;
Региональное – в работе участвовало от 30% до 70% мышечной массы;
Тотальное – более 70% мышечной массы.
Вопрос 12. Физическое утомление: стадии формирования и степени
переутомления по К.К. Платонову.
Утомление - функциональное состояние организма, временно возникающее под влиянием физической работы, приводящее к снижению ее эффективности и сигнализирующее о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов в организме.
Стадии утомления
Скрытое утомление – наличие существенных функциональных изменений в работающих органах и системах, но компенсированных другими функциями;
Явное утомление – работа продолжается при значительном волевом усилии и низком КПД;
Хроническое утомление - пограничное состояние организма, при котором к началу очередного рабочего цикла сохраняются признаки утомления от предыдущей работы;
Переутомление – патологическое состояние, которое проявляется перенапряжением ВНД и срывом ее компенсаторных механизмов.
Степени переутомления по Платонову
1-я степень (начинающееся переутомление) –
сопровождается незначительным снижением работоспособности, не требующем компенсации волевым усилием, появляется чувство усталости при усиленной нагрузке; снижается интерес к работе; изредка возникает трудность засыпания и просыпания, ощущение утраты «свежести»;
2-я степень (легкое переутомление) – наблюдается заметное снижение работоспособности, компенсируется волевым усилием, чувство усталости при обычной нагрузке временами неустойчивое настроение, трудности засыпания и просыпания, концентрации на выполняемой работе;
3-я степень (выраженное переутомление) –значительное снижение работоспособности, не полностью компенсируемое волевым усилием, чувство усталости при облегченной нагрузке, раздражительность, дневная сонливость, временами – забывчивость;
4-я степень (тяжелое переутомление) – резкое снижение работоспособности, незначительно компенсируемое волевым усилием, чувство усталости при любой нагрузке, резкая (неконтролируемая) раздражительность, бессонница, заметное снижение внимания и запоминания.
13. Понятие «восстановление»: определение, виды и характеристика. Фазы восстановления.
Восстановление - восстановление количественных и качественных показателей до рабочего уровня.
Восстановление бывает:
1. Текущее
2. Срочное
3. Отставленное
Срочное восстановление (первые 90 мин после нагрузки)
Восстановление О2 в организме и ликвидация кислородного долга:
- первые 2-3 мин – алактатный компонент кислородного долга (макс 8-10 л);
- последующие 30-60 мин – лактатный компонент кислородного долга (макс
20-22 л).
Восстановление КрФ – 2-5 мин;
Устранение лактата – 30-90 мин.
Текущее восстановление- восстановительные процессы во время
тренировки.
Отставленное восстановление
2-я степень (легкое переутомление) – наблюдается заметное снижение работоспособности, компенсируется волевым усилием, чувство усталости при обычной нагрузке временами неустойчивое настроение, трудности засыпания и просыпания, концентрации на выполняемой работе;
3-я степень (выраженное переутомление) –значительное снижение работоспособности, не полностью компенсируемое волевым усилием, чувство усталости при облегченной нагрузке, раздражительность, дневная сонливость, временами – забывчивость;
4-я степень (тяжелое переутомление) – резкое снижение работоспособности, незначительно компенсируемое волевым усилием, чувство усталости при любой нагрузке, резкая (неконтролируемая) раздражительность, бессонница, заметное снижение внимания и запоминания.
13. Понятие «восстановление»: определение, виды и характеристика. Фазы восстановления.
Восстановление - восстановление количественных и качественных показателей до рабочего уровня.
Восстановление бывает:
1. Текущее
2. Срочное
3. Отставленное
Срочное восстановление (первые 90 мин после нагрузки)
Восстановление О2 в организме и ликвидация кислородного долга:
- первые 2-3 мин – алактатный компонент кислородного долга (макс 8-10 л);
- последующие 30-60 мин – лактатный компонент кислородного долга (макс
20-22 л).
Восстановление КрФ – 2-5 мин;
Устранение лактата – 30-90 мин.
Текущее восстановление- восстановительные процессы во время
тренировки.
Отставленное восстановление
Отставленное – восполнение затраченных ресурсов;
Восстановление запасов гликогена в печение и внутримышечных – 12 -
36 ч;
Восстановление запасов жиров – 36-48ч;
Восстановление белков – 48-72 ч;
Восстановление мышечных белков и структур – 72-96 ч.
Фазы восстановления
Фаза истощения
Фаза восстановления
Фаза сверхвосстановления (суперкомпенсация).
Вопрос 14. Понятие «адаптация»: определение, виды, характеристика и
свойства.
Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Виды адаптации: Срочная и Долговременная.
Срочная - непрерывно протекающие приспособитель-ные изменения во время выпол-нения нагрузки
Долговременная – протекает в промежутках между тренировками
(структурная перестройка органов и тканей)
Свойства адаптации:
Обратимость - нестойкость адаптационных изменений, т.е. при прекращении занятий структурные и функциональные изменения утрачиваются;
Последовательность- быстрее развивается адаптация алактатной системы, затем лактатной системы; дольше всего формируется аэробная адаптация;
Специфичность - стремление организма к наивысшей приспособленности к конкретному раздражителю;
Перекрестность - развитие адаптации к ряду однотипных возмущающих воздействий (физ.нагрзка, гипоксия и т.д.);
Адекватность - соответствие силы возмущающих воздействий функциональным возможностям организма.
Вопрос 15. Срочная и долговременная адаптация: характеристика,
управление, закономерности и стадии формирования.
Адаптация: Срочная и Долговременная.
Срочная - непрерывно протекающие приспособитель-ные изменения во время выпол-нения нагрузки
Симпатико-адреналовая система: повышает активность нервно- мышечного аппарата, печени, миокарда и кислородтранспортной системы
Гипоталамо-гипофизарная система: включение метаболических резервов, поддерживающих постоянство внутренней среды (рН, О2,
СО2, электролитов, воды, глюкозы).
Долговременная – протекает в промежутках между тренировками
(структурная перестройка органов и тканей)
Стадии развития долговременной адаптации:
1-я стадия – мобилизация функциональных резервов организма на основе срочной адаптации;
2-я стадия – на фоне возрастающих систематических нагрузок структурные и функциональные преобразования в органах и тканях. В конце стадии наблюдается гипертрофия органов;
3-я стадия – устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимых резервов;
4-я стадия – наступает при нерациональных тренировках, неполноценном питании или восстановлении; характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональных систем.
Вопрос 16. Физиология сердечно-сосудистой, дыхательной и
мышечной систем при выполнении физической нагрузки.
Сердечно-сосудистая: Усиленная мышечная деятельность активизирует работу сердечно-сосудистой системы: 1)учащается сердцебиение;
2)увеличивается сила сокращения сердца и артериальное давление;
3)напрягается тонус кровеносных сосудов; 4)усиливается кровоток; 5)больше крови поступает к органам, задействованным в работе, меньше к другим системам организма.
Действие физических нагрузок на сердечно сосудистую систему
Сердце, не получая необходимой нагрузки, постепенно теряет способность быстро и правильно реагировать на различные физические. Нетренированное сердце гораздо чувствительнее к нервно- эмоциональным перегрузкам. А возникающее при малоподвижном образе жизни нарушение обмена веществ ведет к развитию атеросклероза, наиболее благоприятной физической нагрузкой для укрепления сердечно-сосудистой системы является такая, при которой пульс достигает 130 ударов в минуту. Этот средний ориентир доступен людям разного возраста, гарантирует от перегрузок и обеспечивает в то же время надежный тренировочный эффект