Файл: 1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования определение, задачи. Основные понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
динамические характеристики движений), 2. способность к сохранению равновесия обусловленное совокупностью мобилизации возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем, 3. чувство ритма (способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений), 4. ориентирование в пространстве (способность человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее рациональными двигательными действиями), 5. способность к произвольному расслаблению мышц (при выполнении движений непрерывно изменяется степень напряжения и расслабления разных мышц (рациональное чередование режимов работы). Мышцы, не участвующие в выполнении упражнения находясь в состоянии расслабления создают условия для экономного, свободного и с широкой амплитудой выполнения упражнения.
Координированность движений (ловкость) - способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе двигательных умений и навыков.
Факторы, обуславливающие проявление координации: способность к анализу и восприятию движений, наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений и их взаимодействие, способность к формированию плана и способа решения двигательных задач, контроль параметров движений, моторная (двигательная) память, внутри и межмышечная координация.
Средства развития координации: выполнение движений, стоя на одной ноге, выполнение движений, стоя на ограниченной опоре, внезапное прекращение движения по сигналу или резкое изменение направления или характера движения, выполнение разных двигательных действий с закрытыми глазами.
Методика развития координации:

Сложность движений (от простых к сложным)

Интенсивность работы

Продолжительность отдельного упражнения (от 10-200с)

Количество повторений (6-12)

Продолжительность и характер пауз между упражнениями (от 1 до 2-3 мин)
Методические рекомендации по предупреждению травм: перед упражнениями на координацию проводят разминку с применением подобных упражнений, скорость, амплитуду и координационную сложность увеличивают постепенно, при выполнении упражнений с отягощением необходимо согласовать величину с индивидуальными особенностями занимающихся, нельзя проводить сложно координированные упражнения при неблагоприятных внешних условиях.
Контроль
эффективности
координации:
равновесие
(продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук и туловища, свободной ноги, стойка на двух

или одной руке или на голове (с разными положениями свободной руки, и ног), стойка или передвижение на ограниченной опоре, гимнастическое бревно, скамейка и др.), челночный бег.
Вопрос 23.Характеристика физического качества «сила»: определение,
виды, физиологическая характеристика и факторы определяющие
силовые качества, возрастная динамика развития силы.
СИЛА – способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Различают следующие
виды силы: абсолютная, относительная, скоростная, взрывная, сила
выносливости.
Абсолютная сила - способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением. Наибольшая сила, которую может развить человек при мышечном напряжении.
Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы тела.
Скоростная сила ˗ способность с максимально большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление.
Взрывная сила ˗ способность проявить самое большое усилие за максимально короткое время.
Силовая выносливость ˗ способность как можно дольше преодолевать внешнее сопротивление.
К факторам, определяющим силовые возможности, относятся: структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц ), объем мышечной массы, количество источников энергии (АТФ, КрФ, гликоген), внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур), межмышечная координация (синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, фиксация суставов свободных от движений, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена).
При развитии силовых качеств используют статическую, динамическую и комбинированную работу мышц. Статическая работа (удерживающая) – развитие напряжения мышц без изменения их длины. Динамическая работа делится на преодолевающую и уступающую. Преодолевающая работа выполняется в следствие уменьшения длины мышцы, т.е. мышца укорачивается (концентрический режим), а уступающая выполняется в следствие увеличения длины напряженной мышцы (эксцентрический режим). Комбинированная работа – чередование преодолевающего и уступающего режима работы.
Возрастная динамика естественного развития силы
Прогрессивное естественное развитие силы человека происходит до 25-
30-летнего возраста. При этом одни возрастные периоды характеризуются низкими темпами развития силы, другие – высокими (сенситивные периоды).


Развитие силы отдельных мышц и развитие отдельных разновидностей силы также имеет гетерохронный характер.
Возрастной период от 9-10 до 16-17 лет характеризуется наиболее высокими темпами прироста абсолютной мышечной силы. В дальнейшем темпы прироста силы постепенно замедляются. Максимальных показателей абсолютной силы люди достигают в среднем в 25-30 лет.
Возрастная динамика относительной силы имеет несколько иной характер. В 10-11 лет относительная сила достигает высоких показателей, особенно у девочек – их показатели приближаются к показателям взрослых женщин. В 12-13 лет она стабилизируется или даже снижается вследствие ускоренного развития тотальных размеров и массы тела. Повторное возрастание темпов развития относительной силы приходится на период 15-
17 лет.
Скоростно-силовые качества имеют наиболее высокие темпы прироста у девочек в 10-11 лет, у мальчиков – в 10-11 и в 13-15 лет.
Силовая выносливость юношей имеет высокие темпы прироста в 13-
18 лет. Средние темпы её прироста наблюдаются в детском возрасте и в начале подросткового возраста.
До 10-11-летнего возраста величины годового прироста силы у девочек и мальчиков практически не отличаются. Начиная с 12-ти лет, мышечная сила у девушек возрастает медленнее, чем у юношей.
Вопрос 24.Характеристика физического качества «сила»: методы,
средства, используемые при развитии силы, особенности силовой
тренировки девушек и женщин.
Средства развития силы (силовые упражнения)
1.Упражнения с отягощением массой собственного тела (подтягивания, отжимания, прыжки, приседания);
2. Упражнения с отягощением массой предметов (штанга, гири, гантели и т.д.);
3. Упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов
(эластичные ленты, пружины и т.д.);
4. Упражнения в преодолении сопротивления партнера или дополнительного сопротивления;
5. Упражнения с комбинированным отягощением (подтягивания с отягощением, приседания со штангой и т.д.);
6. Упражнения на силовых тренажерах: 1. узколокального действия –для одной мышечной группы синергистов и с движением одного звена (для работы только с плечевым суставом, голеностопным и т.д.); 2. локального воздействия – несколько групп мышц и несколько суставов; 3. многофункциональные – позволяют тренировать различные группы мышц в разных и.п.
7. Изометрические упражнения позволяют добиваться высокой эффективности при ограниченной амплитуде движений, развивать силу и силовую выносливость, воздействуют на все мышечные группы.


Принцип построения тренировки:
• Обязательно разминка до и заминка после, включая стретчинг;
Сначала выполняют упражнения для более крупных групп мышц, потом для более мелких;
Величина сопротивления должна быть такой, чтобы человек мог ее преодолеть в течение 25-30с;
Оптимальное количество повторений 6-8 или 10-12раз;
• Начальное количество подходов 2-3, при хорошей подготовленности 5-
6 подходов на одну группу мышц;
• Первый подход «на мышцу» разминочный;
После выполнения необходимого количества подходов для одной группы мышц переходят к другой;
Длительность тренировки – 1,5 часа, 15-20 упражнений.
Рекомендации по предупреждению травм:
• Перед силовой тренировкой обязательно размяться;
• Величину отягощения и объем силовых нагрузок увеличивают постепенно;
• Соблюдать правильную технику выполнения упражнений;
• Гармонично развивать все мышцы;
• Не задерживать дыхание при выполнении упражнения;
• Правильно выбирать исходное положение;
• Целесообразно применять средства профилактики травм
(фиксирующие повязки, пояса, разнообразные хваты, сухая магнезия);
• Необходимо укреплять подошвенные мышцы;
Методы развития силы:
Упражнения с предельным и околопредельным отягощением нельзя выполнять на жестком полу, а обувь должна быть с хорошей фиксацией голеностопного сустава.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления
(например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий.
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100.
Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.


1   2   3   4   5   6   7