Файл: 1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования определение, задачи. Основные понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц
(например, спрыгивание с возвышения высотой 45—75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80—90% от максимума продолжительностью
4—6 с, 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6- секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Особенности силовой тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между мужчинами и женщинами:
• женщины в среднем меньше и легче мужчин;
• гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;
• доля мышц в общей массе тела у женщин значительно меньше и составляет всего 30-35% по сравнению с 40-47% у мужчин;
• центр масс тела у женщин находится ниже, чем у мужчин в связи с особенностями телосложения – у женщин более длинное туловище и более короткие ноги;
• женщины в силу более быстрого созревания их организма, на 2-4 года быстрее мужчин достигают своих физических, в том числе и силовых кондиций;
• для женщин характерным является увеличение жировых отложений на бедрах и ягодицах, у мужчин – на животе;
• женщины, в среднем, обладают большей гибкостью по сравнению с мужчинами;
• женщины имеют более высокий болевой порог( т.е. они более терпеливы), чем мужчины.
Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно- связочный аппарат женщин. При тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение следует отдавать упражнениям, не “перегружающим” позвоночник, т.е. выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости
О
СНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПОДРОСТКОВ
,
ДЕВУШЕК
,
ЖЕНЩИН И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
.
•
Занимаясь силовыми упражнениями, строго соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса.
•
Общефизическая подготовка – основа успехов в развитии силы.Поэтому. включайте в тренировку упражнения для развития выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений.
Спортивные и подвижные игры.
•
Тренировки не должны быть монотонными.
•
До 16 лет не выполняйте силовые упражнения с максимальными весами. Применяйте более легкие отягощения с возможностью выполнить каждое тренировочное упражнение по 10-15 раз.
•
Уделяйте внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины.
•
Предупреждайте травмы – они являются следствием неправильной тренировки.
•
Не выполняйте глубоких приседаний с большими отягощениями и прыжки в глубину, становые тяги штанги, жимы тяжелой штанги в положении стоя. При выполнении упражнений со штангой следите, чтобы спина была выпрямлена.
•
Не увлекайтесь упражнениями с эксцентрическим режимом работы.
•
Прекращайте тренировку при возникновении болей.
•
Регулярно проходите осмотр у врача.
Вопрос 25. Характеристика физического качества «быстрота»:
определение, физиологическая характеристика и факторы, влияющие
на скоростные возможности человека, методы развития.
Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин
«быстрота»
СКОРОСТЬ – способность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего
Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от инд.максимума;
• Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения; скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности;
Скоростные упражнения в облегченном режиме;
Скоростные упражнения в усложненном режиме;
Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов;
Скоростно-силовые упражнения.
Вопрос 26. Характеристика физического качества «быстрота»: простые
и сложные двигательные реакции, методы и упражнения для развития
скоростных качеств.
Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин
«быстрота»
СКОРОСТЬ – способность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
Методика тренировки скоростных способностей при занятиях
физкультурой и спортом
предусматривает развитие и совершенствование простых и сложных
двигательных реакций.
Простая двигательная реакция – способность максимально быстро отвечать двигательным действием на стандартный сигнал. Алгоритм развития простых двигательных реакций состоит из четырех этапов:
1 этап – овладение техникой выполнения упражнения, рациональным темпом и ритмом,
2 этап – выполнение упражнений соревновательного характера, направленных на улучшение показателей быстроты реагирования на сигнал,
3 этап – комплексное совершенствование быстроты и моторного компонента реакции,
4 этап – совершенствование быстроты реагирования спортсмена в различных условиях пространства, времени, виды раздражителя.
Методические правила развития простых двигательных реакций
• Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой;
• Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа;
• Выполнять реагирования из разных исходных положений;
• Изменять характер сигнального раздражителя и силу (зрительный, слуховой)
Сложные двигательные реакции - комплексная согласованная деятельность нервной системы и опорно-двигательного аппарата на основе информации отдельных анализаторов, которая позволяет эффективно реагировать на сигнал и перемещаться в пространстве с максимально высокой скоростью. Алгоритм развития сложных двигательных реакций включает: 1 овладение технико- тактическими характеристиками, 2 совершенствование быстроты и адекватности восприятия сигнальных раздражителей, 3 высокая скоростная эффективность моторного компонента, 4 овладение умением прекращать начатое действие, 5 умение изменять скорость движения от умеренной до максимальной, 6 способность быстро реагировать на объект, появляющийся неожиданно, 7 взаимосочетание реакций моторного компонента и ответа на сигнальный раздражитель.
Средства развития быстроты
• Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
• Эстафеты;
• Бег с утяжелителями;
• Силовые упражнения;
• Упражнения на растягивание мышц и связок;
• Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений;
Бег, плавание с ускорением;
Бег, плавание «с хода» - преодоление короткого отрезка с максимальной скоростью;
• Тренировка «стартового разгона»;
Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от инд.максимума;
• Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения; скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности;
Скоростные упражнения в облегченном режиме;
Скоростные упражнения в усложненном режиме;
Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов;
Вопрос 27.Характеристика физического качества «выносливость»»:
биохимические основы выносливости, средства и методы развития
выносливости, методы контроля и средства профилактики травм.
ВЫНОСЛИВОСТЬ ˗ способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающее утомление. Выделяют выносливость общую и специальнаю.
Общая выносливость - это способность человека максимально долго совершать динамическую работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии. Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга.
Методы развития выносливости
• Непрерывного стандартизированного упражнения (пример: ходьба 20-30 мин, сначала достигают должной продолжительности, а затем должной интенсивности);
• Непрерывного вариативного упражнения (многоразовое изменение интенсивности нагрузки за время тренировки);
• Непрерывного прогрессирующего упражнения (неуклонное возрастание величины нагрузки в ходе выполнения тренировочного задания);
• Интервального стандартизированного упражнения – выполнение строго дозированных
Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма.
К факторам, влияющим на развитие выносливости относятся структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц ), количество источников энергии (гликоген, глюкоза, жиры, белки), активность буферной системы мышц и крови, внутримышечная координация
(согласованность внутримышечных структур), межмышечная координация
(синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена), подвижность нервных процессов, производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, концентрация волевых усилий, уровень развития других физических качеств, техническая, тактическая и психическая подготовка.
Главный фактор, определяющий высокий уровень выносливости
• Эффективность функционирования системы снабжения организма кислородом;
• Показатель мощности аэробного источника – максимальное потребление кислорода (МПК)
Вопрос 29. Врачебный контроль: задачи, методы, этапы. Врачебно-
педагогическое наблюдение. Самоконтроль.
Врачебный контроль - комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок , установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.
Задачи
(например, спрыгивание с возвышения высотой 45—75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80—90% от максимума продолжительностью
4—6 с, 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.
Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6- секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Особенности силовой тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между мужчинами и женщинами:
• женщины в среднем меньше и легче мужчин;
• гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;
• доля мышц в общей массе тела у женщин значительно меньше и составляет всего 30-35% по сравнению с 40-47% у мужчин;
• центр масс тела у женщин находится ниже, чем у мужчин в связи с особенностями телосложения – у женщин более длинное туловище и более короткие ноги;
• женщины в силу более быстрого созревания их организма, на 2-4 года быстрее мужчин достигают своих физических, в том числе и силовых кондиций;
• для женщин характерным является увеличение жировых отложений на бедрах и ягодицах, у мужчин – на животе;
• женщины, в среднем, обладают большей гибкостью по сравнению с мужчинами;
• женщины имеют более высокий болевой порог( т.е. они более терпеливы), чем мужчины.
Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно- связочный аппарат женщин. При тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение следует отдавать упражнениям, не “перегружающим” позвоночник, т.е. выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости
О
СНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПОДРОСТКОВ
,
ДЕВУШЕК
,
ЖЕНЩИН И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
.
•
Занимаясь силовыми упражнениями, строго соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса.
•
Общефизическая подготовка – основа успехов в развитии силы.Поэтому. включайте в тренировку упражнения для развития выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений.
Спортивные и подвижные игры.
•
Тренировки не должны быть монотонными.
•
До 16 лет не выполняйте силовые упражнения с максимальными весами. Применяйте более легкие отягощения с возможностью выполнить каждое тренировочное упражнение по 10-15 раз.
•
Уделяйте внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины.
•
Предупреждайте травмы – они являются следствием неправильной тренировки.
•
Не выполняйте глубоких приседаний с большими отягощениями и прыжки в глубину, становые тяги штанги, жимы тяжелой штанги в положении стоя. При выполнении упражнений со штангой следите, чтобы спина была выпрямлена.
•
Не увлекайтесь упражнениями с эксцентрическим режимом работы.
•
Прекращайте тренировку при возникновении болей.
•
Регулярно проходите осмотр у врача.
Вопрос 25. Характеристика физического качества «быстрота»:
определение, физиологическая характеристика и факторы, влияющие
на скоростные возможности человека, методы развития.
Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин
«быстрота»
СКОРОСТЬ – способность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего
сопротивления.
Скоростные способности человека определяются быстротой двигательных реакций.
Схематично двигательная реакция состоит их пяти компонентов:
1 восприятие раздражения,
2 передача возбуждения от рецептором мышечного аппарата в ЦНС,
3 «осознание» полученного сигнала и формирование ответной реакции,
4 передача сигнала-ответа к мышце,
5 возбуждение мышц и ответ определенным движением.
К факторам, влияющим на развитие скоростных способностей, относятся структура мышц
(степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц ), количество источников энергии (АТФ, КрФ, гликоген), активность буферной системы мышц и крови, внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур), межмышечная координация
(синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена), подвижность нервных процессов, уровень развития скоростной и взрывной силы, концентрация волевых усилий.
Наиболее благоприятный период для развития быстроты двигательных реакций – с 7-8 лет до
11-12 лет. Прогрессивное развитие скорости у девушек до 14-15 лет, а у юношей до 15-16 лет.
Средства развития быстроты
• Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
• Эстафеты;
• Бег с утяжелителями;
• Силовые упражнения;
• Упражнения на растягивание мышц и связок;
• Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений;
Бег, плавание с ускорением;
Бег, плавание «с хода» - преодоление короткого отрезка с максимальной скоростью;
• Тренировка «стартового разгона»;
Скоростные способности человека определяются быстротой двигательных реакций.
Схематично двигательная реакция состоит их пяти компонентов:
1 восприятие раздражения,
2 передача возбуждения от рецептором мышечного аппарата в ЦНС,
3 «осознание» полученного сигнала и формирование ответной реакции,
4 передача сигнала-ответа к мышце,
5 возбуждение мышц и ответ определенным движением.
К факторам, влияющим на развитие скоростных способностей, относятся структура мышц
(степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц ), количество источников энергии (АТФ, КрФ, гликоген), активность буферной системы мышц и крови, внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур), межмышечная координация
(синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена), подвижность нервных процессов, уровень развития скоростной и взрывной силы, концентрация волевых усилий.
Наиболее благоприятный период для развития быстроты двигательных реакций – с 7-8 лет до
11-12 лет. Прогрессивное развитие скорости у девушек до 14-15 лет, а у юношей до 15-16 лет.
Средства развития быстроты
• Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
• Эстафеты;
• Бег с утяжелителями;
• Силовые упражнения;
• Упражнения на растягивание мышц и связок;
• Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений;
Бег, плавание с ускорением;
Бег, плавание «с хода» - преодоление короткого отрезка с максимальной скоростью;
• Тренировка «стартового разгона»;
Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от инд.максимума;
• Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения; скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности;
Скоростные упражнения в облегченном режиме;
Скоростные упражнения в усложненном режиме;
Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов;
Скоростно-силовые упражнения.
Вопрос 26. Характеристика физического качества «быстрота»: простые
и сложные двигательные реакции, методы и упражнения для развития
скоростных качеств.
Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин
«быстрота»
СКОРОСТЬ – способность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
Методика тренировки скоростных способностей при занятиях
физкультурой и спортом
предусматривает развитие и совершенствование простых и сложных
двигательных реакций.
Простая двигательная реакция – способность максимально быстро отвечать двигательным действием на стандартный сигнал. Алгоритм развития простых двигательных реакций состоит из четырех этапов:
1 этап – овладение техникой выполнения упражнения, рациональным темпом и ритмом,
2 этап – выполнение упражнений соревновательного характера, направленных на улучшение показателей быстроты реагирования на сигнал,
3 этап – комплексное совершенствование быстроты и моторного компонента реакции,
4 этап – совершенствование быстроты реагирования спортсмена в различных условиях пространства, времени, виды раздражителя.
Методические правила развития простых двигательных реакций
• Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой;
• Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа;
• Выполнять реагирования из разных исходных положений;
• Изменять характер сигнального раздражителя и силу (зрительный, слуховой)
Сложные двигательные реакции - комплексная согласованная деятельность нервной системы и опорно-двигательного аппарата на основе информации отдельных анализаторов, которая позволяет эффективно реагировать на сигнал и перемещаться в пространстве с максимально высокой скоростью. Алгоритм развития сложных двигательных реакций включает: 1 овладение технико- тактическими характеристиками, 2 совершенствование быстроты и адекватности восприятия сигнальных раздражителей, 3 высокая скоростная эффективность моторного компонента, 4 овладение умением прекращать начатое действие, 5 умение изменять скорость движения от умеренной до максимальной, 6 способность быстро реагировать на объект, появляющийся неожиданно, 7 взаимосочетание реакций моторного компонента и ответа на сигнальный раздражитель.
Средства развития быстроты
• Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
• Эстафеты;
• Бег с утяжелителями;
• Силовые упражнения;
• Упражнения на растягивание мышц и связок;
• Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений;
Бег, плавание с ускорением;
Бег, плавание «с хода» - преодоление короткого отрезка с максимальной скоростью;
• Тренировка «стартового разгона»;
Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от инд.максимума;
• Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения; скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности;
Скоростные упражнения в облегченном режиме;
Скоростные упражнения в усложненном режиме;
Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов;
Вопрос 27.Характеристика физического качества «выносливость»»:
биохимические основы выносливости, средства и методы развития
выносливости, методы контроля и средства профилактики травм.
ВЫНОСЛИВОСТЬ ˗ способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающее утомление. Выделяют выносливость общую и специальнаю.
Общая выносливость - это способность человека максимально долго совершать динамическую работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии. Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга.
Методы развития выносливости
• Непрерывного стандартизированного упражнения (пример: ходьба 20-30 мин, сначала достигают должной продолжительности, а затем должной интенсивности);
• Непрерывного вариативного упражнения (многоразовое изменение интенсивности нагрузки за время тренировки);
• Непрерывного прогрессирующего упражнения (неуклонное возрастание величины нагрузки в ходе выполнения тренировочного задания);
• Интервального стандартизированного упражнения – выполнение строго дозированных
тренировочных заданий по продолжительности и интенсивности рабочих фаз, а также по продолжительности и характеру пауз отдыха.
Биохимической основой выносливостиявляются:
Соотношение в мышцах быстрых и медленных МВ; соотношение быстрых окислительных (БО) и быстрых гликолитических (БГ) МВ; степень гипертрофии мышц.
Уровень АТФ-азной активности миозина; интенсивность аэробных (прежде всего) и анаэробных реакций ресинтеза АТФ: дыхательного (прежде всего), гликолитического и креатинкиназного; степень обеспеченности мышц кислородом.
Уровень в мышцах энергетических источников – гликогена (прежде всего) и
КФ; уровень гликогена в печени
Уровень механизмов внутримышечной и межмышечной координации.
Вопрос 28. Характеристика физического качества «выносливость»»:
психологическая и физиологическая характеристика, виды, факторы,
влияющие на развитие выносливости.
ВЫНОСЛИВОСТЬ ˗ способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающее утомление. Выделяют выносливость общую и специальнаю.
Общая выносливость - это способность человека максимально долго совершать динамическую работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии. Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга.
Психологическая характеристика выносливости.
Выносливость -
это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.
Физиологическая характеристика.
Биохимической основой выносливостиявляются:
Соотношение в мышцах быстрых и медленных МВ; соотношение быстрых окислительных (БО) и быстрых гликолитических (БГ) МВ; степень гипертрофии мышц.
Уровень АТФ-азной активности миозина; интенсивность аэробных (прежде всего) и анаэробных реакций ресинтеза АТФ: дыхательного (прежде всего), гликолитического и креатинкиназного; степень обеспеченности мышц кислородом.
Уровень в мышцах энергетических источников – гликогена (прежде всего) и
КФ; уровень гликогена в печени
Уровень механизмов внутримышечной и межмышечной координации.
Вопрос 28. Характеристика физического качества «выносливость»»:
психологическая и физиологическая характеристика, виды, факторы,
влияющие на развитие выносливости.
ВЫНОСЛИВОСТЬ ˗ способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающее утомление. Выделяют выносливость общую и специальнаю.
Общая выносливость - это способность человека максимально долго совершать динамическую работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
Специальная выносливость направлена на выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии. Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга.
Психологическая характеристика выносливости.
Выносливость -
это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.
Физиологическая характеристика.
Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма.
К факторам, влияющим на развитие выносливости относятся структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц ), количество источников энергии (гликоген, глюкоза, жиры, белки), активность буферной системы мышц и крови, внутримышечная координация
(согласованность внутримышечных структур), межмышечная координация
(синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена), подвижность нервных процессов, производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, концентрация волевых усилий, уровень развития других физических качеств, техническая, тактическая и психическая подготовка.
Главный фактор, определяющий высокий уровень выносливости
• Эффективность функционирования системы снабжения организма кислородом;
• Показатель мощности аэробного источника – максимальное потребление кислорода (МПК)
Вопрос 29. Врачебный контроль: задачи, методы, этапы. Врачебно-
педагогическое наблюдение. Самоконтроль.
Врачебный контроль - комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок , установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.
Задачи