Файл: Лекции по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В
указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей, и их помощников.
По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ,
осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры,
определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются
Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура –
Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых


9
распространяются полномочия
Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.
На Волжскую межрегиональную природоохранительную прокуратуру возложены следующие полномочия:
– надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,
которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
– уголовное преследование по делам об экономических преступлениях,
совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.
Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте.
Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте,
оперативно-розыскной деятельностью,
дознанием и
предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В
настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от
09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»
действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно- территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).
Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных


10
образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях,
обслуживающих их режим и
непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

3.
Министерство юстиции, структура, функции.
Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр,
который по должности входит в Правительство Российской Федерации.
Деятельность этих органов носит в основном организационно- управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний,
назначенных судом, и других судебных решений.
Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ "О
Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах
Президента РФ.
На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно- правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.
Система органов юстиции состоит из:
* Министерства юстиции РФ;
* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений
(отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области,
Москвы и Санкт-Петербурга;
* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему
Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат,
загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.
Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является центральным органом,
осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций,
входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ
проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции


11
Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ
и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов
Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.
Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений
(департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства:
Управление систематизации законодательства,
Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В
качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы.
Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые
Министром.
При Министерстве юстиции РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.
Органы юстиции субъектов Российской Федерации. В субъектах
Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы)
юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящихся к ведению
Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции
РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организации работы нотариата, лицензионной работы.
Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений
(отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов,
осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.