Файл: Лекции по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:
1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное
Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.
2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Министерством определен также полномочный орган,
осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных,
используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами - участниками СНГ.
3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства
Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям
Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям
Правительства
Российской
Федерации;
государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий - кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской
Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской
Федерации.
4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов
Министерства юстиции.
5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в


13
соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.
6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О
реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел
Российской
Федерации"
предусматривается передать уголовно- исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на
Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.
7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.
8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с
Министерством иностранных дел Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным,
уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры.
Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части,
относящейся к его компетенции.
9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:
* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;
* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
4.
Судебная система Российской Федерации, статус судей,
полномочия.


14
Конституция Российской Федерации провозгласила положение, согласно которому судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных, арбитражных заседателей. Судьи,
являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации и ими могут быть лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.
Это важнейшее положение усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей, независимо от того в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в РФ
обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Высокое положение и равный правовой статус и судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.
Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского гражданства или имеющие двойное гражданство судьями быть не могут.
Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.
Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Однако это требование уточняется в зависимости от суда, в котором будет работать кандидат:
судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста
40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда,
федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет.
Кандидат на должность судьи, должен иметь и определенный законом стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем в отношении стажа работы также есть некоторые особенности, установленные федеральным законодательством. Так, гражданин,
утверждаемый на должность судьи Конституционного суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судья Верховного Суда
РФ и Высшего арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда,
федерального арбитражного суда округа – не менее семи лет.


15
Вопросы, касающиеся порядка определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, регулирует соответствующая Инструкция, утвержденная Минюстом РФ N 10 (35)-5,
Верховным Судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ 27.12.1996.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования: государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с
Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в РФ до принятия действующей
Конституции РФ; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах
Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно- исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
Кандидат на должность судьи должен обладать здоровьем, чтобы осуществлять возложенные на него функции. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи,
проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
Кандидат на должность судьи должен также обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь судимостей. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ, кроме того, должен обладать признанным авторитетом в области права, то есть иметь ученое звание, степень,
научные труды и т.д.
Отбор кандидатов на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. В свою очередь, квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.


16
Любой гражданин, достигший установленного Федеральным законом «О
статусе судей РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование,
требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний,
препятствующих назначению на должность судьи,
вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.
Помимо указанного заявления в
экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о
претенденте;
подлинник документа,
подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Экзаменационные комиссии образуются и действуют в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» и
Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации», а также с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного 15 мая 2002 г
Высшей Квалификационной Коллегией судей РФ и Приказом Судебного
Департамента при Верховном Суде РФ от 31.05.1999 N 54 утверждено Положение об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции.
Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые – правоведы и преподаватели юридических дисциплин.
Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Срок полномочий экзаменационной комиссии равен сроку полномочий соответствующей квалификационной коллегии судей. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель.
Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов. Претенденту, представившему указанные документы,
не может быть отказано в допуске к экзамену. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.
Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.