Файл: Реферат Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1861

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессионально-педагогический колледж федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

РЕФЕРАТ

«Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации»
Автор Яшин Д.С.

Студент 1 курса

Профессионально-педагогического колледжа

СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Группа НГМ-911

Отделение ЭТО
Научный руководитель

Преподаватель введения в специальность/

Основ проектно-исследовательской деятельности

Павлов-Русинов Н.Ю


Саратов 2023г.

Содержание


Введение

3

  1. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов

5

  1. Система воинских традиций и ритуалов

7

  1. Подготовка воинских ритуалов

17

Заключение

19

Список использованной литературы

20


Введение
Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

– преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;

– верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;

– верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;


– товарищество;

– неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Важную роль в формировании нравственного облика воина играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы.

Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявлений общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции.

Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами.

Ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения.

Идейное ядро ритуала составляют идеология и мировоззрение определенных социальных групп, классов или общества в целом. В ритуалах также находят выражение нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.

Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.


  1. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности

воинских коллективов

Ратные победы Вооруженных Сил России, способствовавшие обеспечению нашему государству статуса великой державы, достигались прежде всего осознанной готовностью воинов защищать свое Отечество, их твердостью духа, дисциплинированностью и профессионализмом. Большую роль в формировании у военнослужащих этих качеств играют воинские традиции и ритуалы.

Весь уклад военной службы определяется и регулируется не только нормами права, закрепленными в уставах, приказах командиров и начальников, но и моральной силой традиций и ритуалов, которые сплачивают воинов, воспитывают у них высокие морально-боевые и нравственно-эстетические качества.



Каждый ритуал, как правило, связан с важными моментами в жизни воинского коллектива, Вооруженных Сил государства и оказывает сильное влияние на психологию и духовный мир воинов. Всякое нарушение традиционного порядка проведения ритуала ведет к разрушению его как системы и к резкому ослаблению его эмоциональной действенности.

Традиции и ритуалы в значительной степени определяют жизнедеятельность и морально-психологическую атмосферу воинских коллективов армии и флота.

Во-первых, имея в своей основе определенные идеи и установки, они способствуют формированию духовного единства и сплоченности личного состава Вооруженных Сил, нацеливают его на осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством.

Во-вторых, обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовных ценностей, которые складывались в процессе всей истории Вооруженных Сил.

В-третьих, регулируют взаимоотношения между военнослужащими, заставляют людей, вливающихся в воинские коллективы, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения.

В-четвертых, подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт.

В основе воинских традиций и ритуалов лежат три ключевых нравственных понятия – «Родина», «честь», «воинский долг», а также закреплены духовно-нравственные и организационные принципы, на которых держатся Вооруженные Силы – патриотизм, войсковое товарищество, профессионализм, дисциплина и субординация. Воинские традиции поддерживаются и выполняются прежде всего в силу внутренней убежденности военнослужащих в их необходимости, так как приказом и страхом наказания невозможно заставить человека длительное время переносить тяготы и лишения службы, жертвовать здоровьем и жизнью.

Многие воинские традиции и ритуалы закреплены в Военной присяге, уставах, наставлениях и инструкциях. Таким образом они приобретают не только моральную необходимость, но и юридическую значимость. Так, например, в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации определены ритуалы служебно-боевой деятельности и традиционные нормы поведения военнослужащих.

Кроме того, в Вооруженных Силах России есть ритуалы и традиции, о которых не говорится в уставах, но они прочно вошли в жизнь воинских коллективов и широко практикуются. Это посвящение в гвардейцы (под- j водники, десантники); встречи 1 молодого пополнения; чествования ветеранов и сослуживцев, отличившихся при выполнении воинского долга, и другие.


Однако в отечественной армии и на флоте проявляются традиции и негативного характера. Так, например, в отдельные периоды истории Русской императорской армии в ней процветали «муштра», плац-парадность и рукоприкладство. Советская армия в 70–80-е годы XX века «болела» так называемой дедовщиной и связанными с ней ритуалами, унижавшими личность солдата. Эти порочные явления в армейской и флотской среде обычно появлялись в мирное время и были отражением негативных процессов, происходивших в стране. В Русской армии с ними всегда решительно боролись. Так, например, в конце XIX века генерал М.И. Драгом иров требовал докладывать по команде, до штаба округа включительно, о каждом случае рукоприкладства, как о чрезвычайном происшествии, но до конца изжить это позорное явление так и не удалось. Перед началом Первой мировой войны (1914 г.) кулачная расправа в Русской армии еще сохранялась, поэтому «считалась изнанкой казарменного быта и была скрываемой, осуждаемой и преследуемой».

Вооруженные Силы не могут существовать без традиций и ритуалов. В отечественной истории был трагический период, когда в годы Первой мировой войны на смену кадровым солдатам и офицерам, погибшим на ее фронтах, пришло пополнение из новобранцев, не имевшее никаких традиций. Кадровая Русская армия из опоры государства и защитника Отечества превратилась в вооруженный народ, переодетый в солдатские шинели. Современник этих событий, военный историк и публицист А.А. Керсновский писал: «Стоя в строю действовавших частей, эти люди чувствовали себя не гвардейцами, гренадерами, стрелками старых полков, чьи победы помнила Европа, а землепашцами, ремесленниками, фабричными, для которых военная служба была несчастным событием жизни».

Традиции и воинские ритуалы являются душой армии и флота. Они создают благоприятную социальную среду, в которой происходит формирование у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, они вызывают у них нравственный подъем и чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и своей части.

2. Система воинских традиций и ритуалов
В Российских Вооруженных Силах исторически сформировалась стройная система традиций и ритуалов, охватывающая все сферы военной службы: боевую деятельность, повседневную жизнь, обучение и воспитание войск.


Ведущую роль в жизни Вооруженных Сил России играют боевые традиции, в которых сконцентрирован опыт по защите Отечества. Их исключительно важная роль обусловливается особенностями жизни нашего народа, государства, его Вооруженных Сил. Русская государственность складывалась в тяжелых, главным образом, оборонительных войнах. За 625 лет от Куликовской битвы (1380 г.) до сегодняшнего дня Россия провела в войнах свыше 370 лет. Только проявляя несокрушимую стойкость и мужество при защите Отечества, умелое владение боевой техникой и оружием, взаимовыручку и войсковое товарищество – качества, лежащие в основе боевых традиций и ритуалов, наш народ смог сохранить свою государственность. Среди боевых традиций можно назвать следующие.

1. Верность Военной присяге и торжественный ритуал ее принятия. Принятие Военной присяги – наиболее торжественный и волнующий момент в жизни каждого воина. В Российских Вооруженных Силах традиционно рассматривают принятие Военной присяги как:

– акт духовно-нравственный, закрепляющий клятву на верность Отечеству, своим знаменам и славным боевым традициям. Выдающийся военный педагог и психолог генерал М.И.

Драгомиров говорил, что присягу следует «держать не в уме, а в сердце»;

– акт юридический, определяющий момент вступления в военную организацию и принятие обязанностей по вооруженной защите государственный интересов;

– акт волевой, требующий гражданского мужества и готовности жертвовать жизнью, защищая с оружием территориальную целостность и независимость России.

В Российской армии принято присягать один раз, повторное принятие присяги превращает ее из священной клятвы в пустую формальность.

Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников – первых профессиональных военных – существовал ритуал «Посвящение в воины». Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.

В Русской императорской армии сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». При этом присягавшие держали левую руку на Евангелии, а правую поднимали вверх в крестном знамени (солдаты, подняв только правую руку, повторяли текст за читавшим). После принятия присяги в строю воины подписывали присяжные листы. В Советских Вооруженных Силах этот ритуал неоднократно изменялся, совершенствовался. В послевоенные годы принятие Военной присяги молодыми воинами начали проводить у памятников боевой славы: в Волгограде – на Мамаевом кургане, в Москве – у Могилы неизвестного солдата.