Файл: Сказка Путешествие в музей Старооскольской глиняной игрушки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа


Акция
«Ценности будущего в традициях народной культуры»



Конспект

ООД в подготовительной группе №3 «Сказка»

«Путешествие в музей Старооскольской глиняной игрушки»

Воспитатели:

Новикова А.В. Квасова Н.М.

г. Старый Оскол

2023 год

Цель. Расширять представления дошкольников о разнообразии народного творчества Старооскольского городского округа.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным творчеством –

Старооскольской глиняной игрушкой.

2. Совершенствовать связную речь: умение самостоятельно рассказывать об игрушке, вырабатывать четкую дикцию речи, используя загадки, заклички, развивать речевое дыхание.  

3. Развивать умение создавать узоры по мотивам Старооскольской игрушки, выделять цветовую гамму глиняной игрушки, подражая творчеству народных умельцев.

4. Воспитывать у детей радость, интерес к искусству родного края, уважение к творчеству мастеров родного города.

 Предварительная работа. Просмотр презентации на тему «Старооскольская игрушка»; лепка коника из глины, нанесение узора; создание мини-музея в группе.

Формы работы: мотивация к деятельности, беседа, отгадывание загадок, игра, пальчиковая гимнастика, расписывание игрушек, рефлексия.

Оборудование: Старооскольские свистульки, глина, доски для лепки, стеки, игрушки, слепленные детьми, гуашь, кисти, вода, салфетки, музыка, презентация.

Познавательные области. «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Ход образовательной  деятельности:

(Воспитатель в народном костюме  входит в групповую комнату).    

 Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас в нашем городе гончаров – Старом Осколе.  Я, хозяйка города – мастерица Варвара. Воспитатель приглашает детей.

День добрый, детушки, касатушки!

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Послушайте, что я вам расскажу.  

Рассказ воспитателя. В нашем городе случилось несчастье. Давно это было. Славилось наше Приосколье своими мастерами, своими поделками, изделиями, ремеслом.  Делали мастера звонкие горшки да крынки, а детям игрушки – свистульки. Злой, ленивый и завистливый волшебник заколдовал все ремесла, сделал их тусклыми, стер узоры с игрушек.


Воспитатель (Варвара). Ребята, помогите мне расколдовать наш город и снова возродить наши ремесла.  Сначала попробуем вспомнить историю поэтапно, а я вам помогу. Воспитатель задает вопросы детям.

  1. Как называются эти игрушки, из чего они сделаны? (Старооскольские глиняные игрушки). Дети называют все игрушки.

2. Кто лепил эти игрушки? (Дети рассказывают о сестрах Гончаровых по презентации).  

Каждая Старооскольская игрушка – это свисток. Старооскольская игрушка не похожа на другие. Она более простая по форме, лаконична, очень гармонична, сохранила наивную народность. Глиняные игрушки очень разнообразны, вы видите на выставке: коник, козлик, уточка, баранчик и другие. Видите, как ласково называют игрушки в народе.

Каждая игрушка имеет свою символику, так, например, женщина означает символ плодородия, баранчик-символ могущества, символ быстрого роста и здоровья детей, коник – символ Солнца, коровка – связана в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками. А фигурка мужчины на коне, с военной выправкой, но без оружия, стал символом Старого Оскола.

Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

Воспитатель (Варвара). Каждый элемент росписи имеет свое значение. Дети, давайте вместе рассмотрим узоры, которыми украшали глиняные старооскольские игрушки. На доске развешены символы украшений. Дети вместе с воспитателем  вспоминают, какие узоры и краски наносили мастера.

- зеленая полоса – небесная и земная твердь.

- волна голубая – вода

- древо в виде стрелы

- круг – солнышко

- капельки синие – дождь.

- крест с точками – огонь

- крест двойной – благополучие на все 4 стороны.

Воспитатель (Варвара). Ребята, а древние мастера не только работали, но и умели отдыхать, пели песни во время работы, играли в народные игры.

Вот и мы с вами поиграем.

Игра «Как у дядюшки Трифона было семеро детей»



Воспитатель (Варвара). Молодцы, ребята, историю нашего Старооскольского промысла знаете хорошо, а загадки любите отгадывать?

( да)

- Я вам загадку загадаю, а вы поищите отгадку среди игрушек.

Воспитатель (Варвара). Наездник на спине моей,

Обгоняем мы людей

Скачем мы через поля

Узнаете кто же я? (Коник)

Воспитатель (Варвара).  Дети, из чего лепили Старооскольские игрушки?

Дети. Игрушку лепили из целого куска глины, которую добывали на Казацких буграх, называлась она «Пескуша», затем обжигали в печи при очень высокой температуре – 900 градусов.

Воспитатель (Варвара).  Дети, давайте вместе рассмотрим узоры, которыми украшали глиняную старооскольскую игрушку «Коник»

На доске развешены символы украшений. Дети вместе с воспитателем вспоминают, какие узоры и краски наносили мастера на глиняную игрушку коника.

Пальчиковая гимнастика.

Вот что только захотим, мы из глины смастерим,  

(растирают руки ),

Кусочек глины разомнем.

Лепить игрушку мы начнем –

(сжимают, разжимают ладошки)

Слепим, пригладим, на полочку посадим.

( гладят поочередно руки)

Воспитатель. Хороша игрушка расписная

Вся поет бесхитростна, светла

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла!

Воспитатель (Варвара).  Сегодня мы мастера – художники. Наша задача слепить из глины и придумать интересные узоры для Старооскольской глиняной игрушки коник и расписать её. Давайте вместе с вами вспомним последовательность лепки игрушки коника.

Дети. Берем кусок глины, визуально делим на 4 части,1/4 часть отламываем для головы, остальное туловище. С двух сторон туловища делаем надрезы для ног. Формируем туловище с ногами-копытами. Формируем голову с шеей. Соединяем голову с туловищем приемом примазывания. Из двух маленьких кусочков глины катаем жгутики-колбаски, перекручиваем. Это грива и хвост. Соединяем гриву с головой, хвост с туловищем приемом примазывания. Маленькие треугольники - ушки примазываются к голове. После того как слепили лошадку приступаем к росписи
. Для этого понадобится гуашь, вода, кисть.

Игрушки из глины-макеты стоят у каждого на столах.

Практическая часть.

Дети берут макеты игрушки «Коника» и раскрашивают их, наносят узоры. (Когда дети закончат работу, делаем анализ выполненных работ.)

Звучит музыка - Старооскольские свистульки.

Воспитатель (Варвара).  Ребята, а теперь попробуйте как звучит ваша свистулька.

(Дети берут свистульку «Коника» и самостоятельно пробуют посвистеть)

Воспитатель (Варвара). Ой, да спасибо вам, ребята, ожил город мастеров, разрушены злые чары колдуна, а вы стали достойной сменой нашим мастерам. Вот у нас большая коллекция Старооскольских игрушек, часть из них мы сделали сами!
Создание в группе мини-музея Старооскольской глиняной игрушки.

Воспитатель (Варвара). Мне пора прощаться с вами. До новых встреч!

Рефлексия.

Воспитатель. Вам понравилось занятие? Какое настроение было, когда вы лепили и раскрашивали коника? Ребята, а какие игрушки, вы хотели бы иметь дома? Почему?

Дети еще раз называют целительную силу Старооскольской глиняной игрушки, подчеркивают ее достоинства.