Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
268 9—10 баллов (высокий уровень) - обладает качествами (знаниями, умениями) в большой степени;
6—8 баллов (оптимальный уровень) – обладает необходимыми качествами
(знаниями, умениями);
4—5 баллов (допустимый уровень) – обладает необходимыми качествами
(знаниями, умениями) в слабой степени;
0 - 3 балла (критический уровень) - отсутствие знаний и умений.
Личностный уровень фармацевтического специалиста может проявляться во внешних достоинствах и недостатках провизора как человека (поведением в конфликтных ситуациях, манерами, привычками). Способность к определённому объему и степени усвоения знаний показывает теретический уровень.
Практический опыт выражается в виде усвоенных умений и знаний, которые будут использованы в своей работе будущим специалистом.
Определение уровня готовности включает три этапа. Первый этап состоит из оценки комиссией, состоящей из преподавателей института, уровня теоретической готовности интерна. При этом происходит учёт текущей успеваемости интерна, результатов экзаменов и тестирования.
Второй этап состоит из анкетирования интернов, при этом оцениваются общая культура, эрудиция, потребность помогать людям, социальная зрелость, то есть происходит выявление личностной готовности интерна к профессиональной деятельности. Некоторые позиции оцениваются самим анкетируемым в отношении уровня общей культуры, эрудиции, позитивной мотивации к профессии, потребности помогать людям, этического уровня; социальной зрелости, активности; ответственности; состояния психического и физического здоровья.
Для оценки других позиций рекомендуется использование специальных тестов. Позицию «умение работать с людьми» можно оценить при помощи теста
269
Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» и теста
В.Рощаховского на решительность.
Оценку коммуникативных, организаторских способностей и качеств, стиля общения, мотивации к достижению цели к успеху можно провести с помощью методики
В.А.Федоришина
«выявление коммуникативных и организаторских способностей»; методики В.М.Шепеля «определение стиля общения»; методики
Т.Элерса «оценка мотивации к достижению цели к успеху» [294].
Третий этап состоит из оценки практической готовности интерна руководителем его от аптечной организации. По запросам работодателей полученные результаты доводятся до их сведений. Разработанный нами интегральный анализ готовности выпускников представлен на примере интерна N
2012 года выпуска медицинского института ФГБОУ ВПО «ОГУ».
Уровень теоретической подготовки интерна N представлен в таблице 67.
Таблица 67
Теоретическая готовность интерна N , баллы
№ п/п
Направление
Баллы
Уровень
1
Правовые основы и принципы здравоохранения
5
Допустимый
2
КРС обеспечения качества ЛС
6
Оптимальный
3
Фармацевтическая экономика
5
Допустимый
4
Фармацевтический маркетинг
6
Оптимальный
5
Бухгалтерский учёт
6
Оптимальный
6
Фармацевтический менеджмент
6
Оптимальный
7
Технология аптечного изготовления ЛП
7
Оптимальный
8
Применение и действие различных фармакологических групп ЛП
8
Оптимальный
9
Особенности рецептурного и безрецептурного отпуска ЛП
6
Оптимальный
10 Сбытовая логистика в системе лекарственного обеспечения
5
Допустимый
11 Средний балл (Т)
6,0
Оптимальный
270
Результаты анкетирования по личностной готовности интерна N представлены в таблице 68.
Таблица 68
Личностная готовность интерна N , баллы
№ п/п
Направление
Баллы
Уровень
1
Общая культура, эрудиция
9
Высокий
2
Позитивная мотивация к профессии
7
Оптимальный
3
Умение работать с людьми
8
Оптимальный
4
Потребность помогать людям
7
Оптимальный
5
Этический уровень
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 26
8
Оптимальный
6
Социальная зрелость, активность
7
Оптимальный
7
Ответственность
9
Высокий
8
Коммуникативные способности и качества
8
Оптимальный
9
Организаторские способности и качества
7
Оптимальный
10 Состояние психического и физического здоровья
7
Оптимальный
11 Средний балл (Л)
7,7
Оптимальный
Практическая готовность была оценена руководителями интернов от аптечной организации (табл.69).
Разработанная нами методика опробована на выпускниках медицинского института ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Целью наших исследований было выявление процесса формирования психологической, теоретической и практической готовности интернов к профессиональной деятельности провизора и обоснование практических рекомендаций по совершенствованию развития профессиональных качеств выпускников.
271
Таблица 69
Практическая готовность интерна N , баллы
№ п/п
Направление
Баллы
Уровень
1
Приёмы организации работы в основных звеньях товаропроводящей системы фармрынка
8
Оптимальный
2
Техника принятия управленческих решений и методы анализа социально- психологических процессов
9
Высокий
3
Методы фармакоэкономики, планирования экономических показателей
8
Оптимальный
4
Методики и принципы изучения спроса, разработки товаров, услуг в сфере обращения лекрственных мредств
9
Высокий
5
Приёмы формирования и анализа ассортимента
9
Высокий
6
Приёмы ценообразования
8
Оптимальный
7
Правила и порядок проведения фармацевтической экспертизы рецептов
8
Оптимальный
8
Приёмы изготовления лекарственных форм
9
Высокий
9
Методы организации внутриаптечного контроля
9
Высокий
10
Приёмы общения провизоров и фармацевтов с коллегами, потребителями лекарственных средств
9
Высокий
11
Средний балл
8,6
Оптимальный
Нами были проведены исследования среди интернов специальности
«Фармация» медицинского института Орловского государственного университета
2012, 2013, 2014 годов выпусков. Результаты проведённых исследований представлены в таблице 70.
272
Таблица 70
Результаты исследований среди интернов ФГБОУ ВПО ОГУ
Оценка готовности, %
Год выпуска
Виды готовности
(уровень в баллах)
2012 2013 2014
Теоретическая
Высокий (9-10)
18,0 18,0 18,6
Оптимальный (6-8)
66,5 69,2 35,0
Допустимый (4-5)
15,5 12,8 46,4
Критический (0-3)
0,0 0,0 0,0
Практическая
Высокий (9-10)
12,5 52,4 66,0
Оптимальный (6-8)
58,2 44,9 32,0
Допустимый (4-5)
29,3 2,7 2,0
Критический (0-3)
0,0 0,0 0,0
Личностная
Высокий (9-10)
35,9 57,5 60,0
Оптимальный (6-8)
53,8 40,2 40,0
Допустимый (4-5)
10,3 2,3 0,0
Критический (0-3)
0,0 0,0 0,0
Проведённые исследования среди трёх поколений интернов позволили сделать вывод об улучшении качества их готовности (теоретической, практической и личностной). Это даёт нам основание полагать, что преподаватели фармацевтических дисциплин медицинского института ФГБОУ ВПО ОГУ и представители практической фармации за исследуемый период внесли немалый вклад для обучения и развития интернов.
По разработанной нами методике профессиональной и личностной оценки молодых специалистов три уровня
(теоретический, практический и психологический) количественно увязываются между собой, так как, именно совокупность теоретических, практических и психологических знаний и умений показывает то, на чём основывается действенность специалиста социальной
273 сферы. Появляется обратная связь между практической деятельностью и обучением, происходит тестирование практической и психологической базы с отражением полученных знаний. Формируется ССП для каждого индивидума
(личностная сбалансированная система показателей), позволяющая произвести количественную оценку степени готовности интерна к профессиональной деятельности провизора, что является привлекательным для работодателей.
Разработанная нами методика позволяет Работодателям быстро и качественно решить проблему подбора аптечного персонала среди интернов; обратить внимание работодателя на то, какие позиции усилить при обучении и развитии молодых специалистов; преподавателям ВУЗов выявить тот раздел дисциплины, где проявился низкий уровень подготовки студентов, в связи с этим пересмотреть программу обучения в сторону усиления этого раздела.
7.5. Адаптационная программа и анализ удовлетворённости персонала в процессе адаптационного периода
Процесс подбора и приема на работу специалистов является длительным и дорогостоящим, т. к. на нового работника с первых дней организацией затрачиваются значительные средства, поэтому у руководства есть интерес в быстрой интеграции специалиста в бизнес-процессы предприятия с целью скорейшего получения от него экономической выгоды. Нами разработана адаптационная программа, которая обозначена разными аспектами адаптации: организационным, профессиональным, психофизиологическим, социально- психологическим (рис.65).
274
Рис. 65. Блок-схема адаптационной программы
275
В разработанной нами адаптационной программе организационный аспект подразумевает усвоение роли и организационного статуса рабочего места и бизнес-процесса в общей организационной структуре, а также понимание особенностей управления аптечной сетью, прохождение медицинского осмотра, инструктажей, присвоение группы по электробезопасности.
Профессиональный аспект содержит: изучение документов, необходимых на рабочем месте, освоение технических средств, ориентацию на рабочем месте.
Например, фармацевтическим специалистам по отпуску товара населению и организациям необходимо обучение работе на компьютере с корпоративными информационными программами; знакомство с системами закупки товара и ценообразования, действующими на предприятии. Провизорам и фармацевтам, участвующим в процессе «Реализация товара населению», необходимо познакомиться со стандартами обслуживания клиентов, руководствами по приёмке товара, размещению товара по местам хранения, выкладке товара на витрины.
Адаптация психофизиологическая подразумевает приспособление к физическим условиям труда на конкретном рабочем месте (зрение, слух, умственная нагрузка, нагрузка на нижние конечности и т.д.); к режиму труда и отдыха (количество часов в смене, ночные дежурства и т.д.). Она проходит благоприятно, когда администрация соблюдает охрану труда, создаёт комфортные условия на рабочих местах.
Социально - психологический аспект представляет собой включение работника в систему взаимоотношений коллектива, освоение им корпоративных традиций и норм поведения.
Каждый из перечисленных аспектов адаптационной программы способствует усвоению собственной роли в организации.
276
Для того чтобы повысить производительность труда, усилить приверженность работников к своему предприятию, снизить текучесть кадров можно использовать исследования среди персонала, применяя индекс удовлетворённости. В аптеках
ЦФО путём проведённого опроса среди аптечных работников нами был проведён анализ условий их трудовой деятельности.
Данный анализ указал на недовольство многих фармацевтических специалистов системой вознаграждения и обучения, режимом работы, рабочим местом, наличием необходимых материалов.
Проведённые исследования позволили нам адаптировать методику расчёта индекса удовлетворённости персонала на основе факторного анализа к аптечным условиям. Методика состоит из нескольких этапов:
1.Формирование групп факторов, по которым будет проводиться исследование.
2.Разработка опросного листа (приложение 13).
3. Оповещение персонала и проведение анкетирования.
4.Присвоение коэффициента каждому качественному критерию оценки удовлетворённости.
5.Расчёт индекса удовлетворённости по каждому фактору.
6.Ранжирование групп факторов по уровню удовлетворённости.
7. Анализ факторов, принятие стратегических решений.
Первый этап характеризуется формированием групп факторов, по которым проводятся исследования в отношении:
- стратегии аптечной организации (аптеки как лидера рынка, выбора правильной стратегии развития, выполнения руководством своих обещаний);
- условий работы (режима работы; рабочего места; необходимых материалов);
277
- системы вознаграждения (основной заработной платы; дополнительных выплат; социальных выплат);
- обучения и развития (довольство или недовольство системой обучения в аптеке, должностью, реализацией своих творческих и интеллектуальных способностей);
- коммуникации (ощущение себя членом команды, в дружном коллективе, с неконфликтными отношениями);
- отношение к руководству (руководитель является примером для подражания, создателем высокопрофессиональной команды; протягиваюшим руку помощи в решении личных проблем работника).
Затем нами была разработана анкета для фармацевтических специалистов, которая включает 18 факторов, сформированных в группы. Критерий оценки показателей – числовое значение, отображающее качественную характеристику:
- (+1,0) - совершенно удовлетворён;
- (+0,5) - удовлетворён;
- (0,0) - затрудняюсь ответить;
- (-0,5) - не удовлетворён;
- (-1,0) - совершенно не удовлетворён.
В 2012 году было проведено анкетирование среди работников аптечной сети г. Орла, количество респондентов составило 42 человека. Данные анкетирования и рассчитанный нами по формуле 4 индекс удовлетворённости персонала представлены в таблице 66. В результате нашего исследования установлено, что персонал исследуемой аптеки имеет средний индекс удовлетворённости своим предприятием (0,58). Более всего сотрудники ощущают себя членом команды (I
уд
=0,8), самый низкий индекс имеют социальные (I
уд
=0,27) и дополнительные (I
уд
=0,32), выплаты (табл. 71).