Файл: Валентина Гризодубова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валентина Гризодубова

31 января 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой - незаурядной лётчицы, первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза. Чем же примечательна биография этой женщины?

Валентина Степановна Гризодубова родилась на Украине в 1910 (1909) году, в городе Харьков, в семье известного авиационного конструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Отец Валентины Степановны - увидел в кино полёты братьев Райт и задумал сам создать летательный аппарат, хотя и не имел для этого ни достаточных знаний, ни средств. Он уговорил киномеханика отдать ему несколько кадров, на которых был показан аэроплан, сделал с них отпечатки и начал строить по ним самолёт. Он работал в одиночку, без всякой поддержки. Единственной его помощницей была жена. Вы знаете, очень часто биографии великих людей начинаются с описания бедственного положения семьи и фанатичного увлечения человека каким-то делом, которое впоследствии становится делом всей его жизни. Генри Форд, Лев Николаевич Толстой, Томас Эддисон, из современных Стив Джобс и мн.др.

В квартире Гризодубова почти не было мебели. Семья во всём себе отказывала. Весь заработок Степана Васильевича, всё, что добывала шитьём жена, - шло на приобретение материалов для аэроплана. С трудом достали денег на покупку велосипедных колёс для уже готовой машины. Харьковский губернатор, узнав о затее Гризодубова, презрительно сказал: "Ну и дела. Нищий, а лезет в небо!.." Помощи ждать было неоткуда. Царские чиновники упорно не замечали способного конструктора-самоучку, вышедшего из народа. И всё же аэроплан был построен.

В 1910 году, в год рождения дочери, он на свои средства построил самолёт и мотор собственной конструкции. И впервые Валентина Гризодубова поднялась в небо в 2,5 года на отцовском аэроплане, привязанная к отцу ремнями. Как такое могло произойти?

Дело было так. Как-то раз мать Вали ушла по делу, ребёнка не на кого было оставить. Отец, собиравшийся ещё раз проверить свою машину, не долго думая, привязал 2-хлетнюю дочку себе за спину и полетел.

В семье Гризодубовых сохранилась старая фотография, на которой видна крохотная девочка
, бесстрашно сидящая на перекладине хрупкого аэроплана. Таким было детство нашей героини.

Признание к отцу пришло лишь после Великой Октябрьской революции. Степан Васильевич получил материальную поддержку Советского правительства, ему были созданы условия для творческой работы. Дочь унаследовала от отца большую любовь к лётному делу; когда подросла, стала учиться на лётчицу.

В 1929 году она окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. Затем служила в агитационной эскадрилье в Москве и совершала перелёты по городам и селам Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья. В далёких селеньях удивлялись не столько прилёту стальной птицы, сколько тем, что ею управляет женщина.

С самого начала работы в авиации лётчица стала готовить себя к дальним перелётам, к завоеванию международных рекордов. И пришло время, когда о Гризодубовой узнали все.

В 1937 году она установила для своей Отчизны 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта, обойдя с большим отрывом американских лётчиц.

Самым знаменитым был перелёт, совершённый советскими лётчицами в 1938 году с 24 на 25 сентября. Перелёт Москва - Дальний Восток на самолёте "Родина", который пролетел без остановок по прямой 6450 км, пробыв в воздухе 26 часов 29 минут! Командиром корабля была Валентина Гризодубова. В состав экипажа входили Полина Осипенко и Марина Раскова.

Лётчицы установили международный рекорд дальности беспосадочного полёта для женщин, который до сих пор не превзойдён. За мужество и высокое мастерство, проявленные в рекордном полёте, им было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Затем Валентина стала Депутатом Верховного Совета СССР и занимала должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота, но…

...Началась Великая Отечественная война. В марте 1942 года Валентина была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Каждую ночь, в любую погоду самолёты пересекали линию фронта и доставляли партизанским отрядам вооружение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. На обратном пути они вывозили раненых, женщин, детей. Около 2000 тонн патронов и снарядов, различного оружия и взрывчатки доставили лётчики полка, вывезли около 4000 человек, проводя свои самолёты сквозь огневые заслоны вражеских зениток, преодолевая ночную тьму и непогоду...



Удивительно, командир - женщина, а подчинённые - мужчины. Смелая и умелая лётчица, влюбленная в авиацию. Волевая, с незаурядными организаторскими способностями, готовая идти на риск. Она всегда проявляла сердечность и заботу о подчинённых, являлась подлинным организатором всей сложной жизни авиационного полка. Ни одно событие не проходило мимо неё. Даже технику пилотирования командиров экипажей проверяла сама, и участвовала в боевых операциях.

С октября 1943 года Валентина Степановна командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком. Лично совершила более 200 боевых вылетов.

Даже когда опытные лётчики отказывались испытывать не предназначенные для ведения военных действий почтовые самолёты для борьбы с фашистскими захватчиками. Валентина Гризодубова, вызывалась лететь в бой первой и успешно выполняла боевую задачу, выводя свою группу без единой потери.

Она готовилась к каждому боевому полёту. По примеру командира тщательно тренировались и другие экипажи. Изучали задание, отрабатывали вопросы взаимодействия на борту. Валентина Степановна учитывала все тактические факторы боя, быстро находила уязвимые места обороны фашистов, и умело пользовалась своим превосходством.

Чуткое и сердечное отношение к людям ценили в своём командире лётчики. Однажды у всех на глазах ударился о землю и загорелся повреждённый самолёт с фугасной бомбой. Экипаж горящего самолёта - лётчики, штурман, бортмеханик, радист и стрелки - не мог покинуть машину: при ударе о землю заклинились двери. Никто не осмеливался подойти к горящему самолёту. Взрыв бомбы мог прогреметь в любую секунду. Да и бензина в баках машины было около тонны. Гризодубова вместе со своим заместителем - подполковником Орловым и двумя отважными мотористами смело бросилась к горящему самолёту. Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.

Вот почему лётчики полка любили и берегли своего командира. В каждом вылете экипажи зорко наблюдали за командирским самолётом и в случае необходимости немедленно приходили на помощь.

И только когда в войне была одержана победа, Валентина Степановна перешла на работу в авиационную промышленность, где успешно трудилась почти 30 лет. "Весь жизненный путь славной лётчицы, - писал М. М. Громов, - можно обозначить одним коротким, но выразительным словом - подвиг".


После выхода в запас в 1946 году, В. С. Гризодубова была назначена заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году вернулась в Институт приборостроения, где проработала до самой смерти. Скончалась 28 апреля 1993 года в возрасте 84 лет. За многолетний доблестный труд ей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением медали "Золотая Звезда".

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелёта на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, установлен обелиск в честь экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо. Он всегда будет напоминать людям о подвиге 3-х героических советских женщин.

Имя Героини носят улицы во многих городах России, а также на Украине и Казахстане.