Файл: Через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Семейное консультирование
_____________________________________________________
Группа ММ19П111
Студент
Коленченко Е.В.
МОСКВА 2023
Практическое задание 1
Задание 1
Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:
Вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения.
Невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Относительно контакта глаз следует сказать, что не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но тем не менее необходимо смотреть на клиента, а не в сторону. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Надо стараться не выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала, оказывающего психологическое воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект. Поза тела не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами).
Поза консультанта влияет на позу клиента. Если клиент слишком закрыт или напряжен, консультант может попробовать косвенно повлиять на него, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. После соответствующей смены позы у клиента изменится и его эмоциональное состояние.
Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих перед консультантом задач. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Консультант может несколько охладить возбужденного клиента, начав говорить медленнее и тише. Клиент постарается автоматически подладиться, нормализовав, таким образом, свое состояние. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять.
С точки зрения Ю.Е. Алешиной (1993), консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.
Задание 2.
1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» Представьте схему функционирования систем в неблагополучных и гармоничных семьях (по В. Сатир).
Фактор | Благополучная семья | Неблагополучная семья |
1. Самооценка | Высокая самооценка у всех членов семьи | Низкая самооценка |
2.Коммуникация | Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая | Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная |
3. Семейная система | Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность | Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения |
4. Социальные связи | Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов | Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом) |
2. Разработайте психологические рекомендации по управлению и разрешению супружеского конфликта (можно на основе конкретного случая).
Стратегии выхода из конфликта:
1)стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликт ной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуаций ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда и к рукоприкладству.
2)«уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.
3)«сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений.
Но это получается далеко не всегда.
4)стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис
3. Подберите «батарею» методик по диагностике супружеских отношений, представьте список этих методик.
1. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
2. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
3. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
4. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
5. Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
6. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.
7. Опросник «Интересы — досуг» (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.
8. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т.Л.Романова) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности—неудовлетворенности, а также согласования—рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.
9. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
10. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления. 10 методик для исследования проблем семьи: Тесты и опросники для диагностики супружеских отношений.
Здание 3. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.
Ситуация 4
«Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…» «Валюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, - молчуны большей частью». «Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался». «Странная ты, Валюха, какаято, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил бы – давно ушел. Ясное дело!» «Ах, Володя, так ты ничего и не понял». - Что же все-таки не понял Володя? Какие проблемы могут возникнуть у семьи в последующем? Каким вам видится выход из создавшейся ситуации?
Ответ:
Исходя из претензий Татьяны супругу, понятно, что явный локус ее жалоб находится в плоскости недостатка эмоционального тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, коммуникативные проблемы. Имеется недовольство супругом в связи с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения в браке. Неявный, скрытый локус претензий супруги, может также затрагивать вопрос сексуальных отношений и недовольство Татьяны супругом в этой сфере. Хотя, вероятно, секс для Татьяны является больше продолжением душевной и эмоциональной близости, которой ей не хватает в текущей стадии супружеских отношений. Можно предположить, что причиной заострения внимания Татьяны мог являться дефицит чувственных эмоциональных и телесных аспектов родительско-детских отношений в ее детстве, который она пыталась компенсировать в добрачных и брачных отношениях с Владимиром. Ей нравилось привлекать внимание, возможно, провоцировать ревность («отбивал от Вадима»), чтобы стимулировать ухаживание будущего супруга, добиваться от него ярких проявлений чувств. В целом, поведение Татьяны довольно инфантильно, она регрессирует до привычных «детских» моделей, которыми, вероятно, с тем или иным успехом пользовалась в детстве: это детско-романтический тип брачного партнера. Жена может иметь демонстративную акцентуацию личности (провоцирующий стиль речи, потребность в восхищении) или истероидный радикал.
Супруг Володя не понял (или уже «престал понимать») ценности романтической составляющей супружеских отношений для жены и исключил их из своего супружеского «рациона»: «Раз я не ушел – значит, я тебя люблю». В этом утверждении также прослеживаются инфантильно-патриархальные установки на брак, когда само по себе наличие в семье мужа должно удовлетворять всем потребностям жены. Владимир лишен важных компонентов супружеской компетентности: эмпатии, способности и умения определять и выражать желания, мысли, оценки и чувства, желание жертвовать чем-то ради другого. У Татьяны отсутствуют навыки конструктивного выражения своих потребностей, без элементов манипуляций и провокаций. Семейный конфликт обусловлен психическим напряжением из-за неудовлетворенности супруги в положительных эмоциях, отсутствии ласки, заботы, внимания и понимания, развивающегося психологического отчуждения супругов.