Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Экзаменационная работа
(5 семестра)
Дисциплина: Бюджет и бюджетная система РФ
Тема: Инструменты реализации бюджетной политики РФ
Выполнила:
Хабибулина Ксения Станиславовна,
ГМН4,5У-1820(2)
Проверил(а):
Омск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
-
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетной политики…………………………………………………………………………..6
-
Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета………………………………………………….10
-
Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021гг…………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..17
Список использованных источников…………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
В данной работе будет раскрыта роль инструментов реализации бюджетной политики в государственной экономике. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетную политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджетная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Бюджетная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
На данный момент экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью данной работы является теоретическое описание типов и основных инструментов фискальной политики.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить литературу по заявленной теме;
- раскрыть основные понятия;
- раскрыть смысл инструментов реализации бюджетной политики.
В настоящее время бюджетная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. Она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.
-
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетной
политики
Под бюджетной политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами. Выделяют следующие цели фискальной политики:
- сглаживание колебаний экономического цикла;
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику. Что касается методов этой политики, то они определяются в зависимости от того, какая цель государственного развития признается авторитетной - стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном. Если экономическая система находится в состоянии спада, возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, для обеспечения которой правительство прибегает к поощрению расходов и повышению реального объема выпуска ВВП. Для этого используется модель сбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения. В механизм равновесного состояния между ними вклинивается государство, стимулируя либо совокупный спрос, либо совокупное предложение посредством активизации государственных расходов. Благодаря этому, развивается спрос и растет национальный доход, а значит, увеличиваются сбережения и активизируются инвестиции. Такая стимулирующая политика эффективна в период спада экономики. Свои подходы к стимулирующей роли фискальной политики имеют монетаристы. В отличие от кейнсианцев, придающих особое значение количеству находящихся в обращении денег, монетаристы отдают предпочтение портфельным активам, при этом к последним они причисляют не только акции, облигации и другие ценные бумаги, но и реальный капитал: предметы потребления длительного пользования, человеческий капитал, научные идеи, изобретения и т.д. Механизм воздействия портфельных активов на рыночную конъюнктуру строится следующим образом. Допустим, что для покрытия дефицита государственного бюджета государство прибегает к эмиссии облигаций. Получив их в свое распоряжение, субъекты хозяйствования воспринимают их: во-первых, как собственное дополнительное имущество; во-вторых, как внешний элемент, нарушающий ранее сложившуюся оптимальную структуру портфельных активов. Это двоякое восприятие государственных долговых средств вызывает у предпринимателей двоякого рода ответные действия, проявляющиеся как эффект имущества и эффект субституции.
Эффект имущества состоит в том, что хозяйствующие субъекты воспринимают государственные облигации как собственное дополнительное имущество, начинают увеличивать свои потребительские расходы, ориентируясь на совокупную величину своего имущества, а это приводит к росту совокупного спроса и национального дохода. Таким образом, эффект имущества оказывает положительное стимулирующее воздействие не только на отдельные структурные звенья, но и на всю экономику страны.
Обратим внимание на эффект субституции. К моменту выпуска в обращение государственных облигаций на рынке уже имеют хождение ранее выпущенные облигации, поэтому вновь выпущенные будут положительно восприняты только в том случае, если процентные выплаты по ним окажутся выше выплат по ранее выпущенным облигациям. Значит, рост процентной ставки по вновь выпущенным облигациям становится объективной необходимостью. Но в доходах субъектов хозяйствования все взаимоувязывается: рост процентной ставки по облигациям неизбежно повлечет за собой повышение доходности по акциям (дивидендов), что равносильно снижению спроса на реальный (физический) капитал и, следовательно, сократится спрос на инвестиции. Значит, эффект субституции приводит к понижающему воздействию на совокупный спрос и национальный доход общества. С моей точки зрения практика дополнительного выпуска облигаций нежелательна. Можно сделать заключение, что эффект субституции действует в противоположных направлениях. При их оценке следует исходить из того, какое из указанных действий окажется сильнее и как будет строиться взаимосвязь внутри портфельных активов, между облигациями и акциями. От этого будет зависеть эффективность фискальной политики.
Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. Под дискреционной фискальной политикой понимается целенаправленная деятельность государства, связанная с изменением политики государственных расходов в связи с необходимостью осуществления крупномасштабных программ занятости населения, решения социальных вопросов жизнедеятельности общества, подвижек в пенсионном обеспечении, преобразования механизма налоговой системы и т.д. Здесь присутствуют государственные расходы, которые делятся на государственные трансфертные закупки (G) и государственные трансфертные платежи (tr). К государственным трансфертным закупкам обычно относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, заработную плату работников бюджетной сферы, заготовки неприкосновенных государственных запасов на случай военных действий, стихийных бедствий, оказания гуманитарной помощи другим странам. В состав трансфертных платежей входят субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (финансирование начального и среднего образования, медицинская помощь бедным слоям населения, детям и престарелым, противоэпидемические мероприятия, расходы на культуру и т.д.)
Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:
- экспансионистская (стимулирующая) - связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (т.к. мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования;
- рестрикционная (контрактивная) - связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.
Под недискреционной (автоматической) понимается фискальная политика, направленная на регулирование государственных расходов, неналоговых поступлений с помощью автоматического механизма, поэтому она, называется еще и политикой «встроенных стабилизаторов».
Недискреционная политика позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и объема производства, не прибегая к частым изменениям экономической политики. К числу «встроенных стабилизаторов» обычно относят подоходный налог, косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и др.), пособия по безработице и социальные выплаты. Они автоматически регулируют размеры отчислений в виде налогов или поступлений в виде трансфертных платежей в зависимости от доходов или циклических колебаний в экономике. Их не следует смешивать с такими элементами функционирования механизма рыночной экономики, как гибкость продовольственных цен, формирование рыночного спроса, политика индексации доходов и т.д. Вследствие действия такой политики налоговые поступления государству, как и доход домашних хозяйств, увеличиваются во время экономического роста, но ограничиваются или стабилизируются в период спада, роста инфляции и безработицы. Недостаток автоматической фискальной политики состоит в том, что она позволяет лишь сглаживать последствия циклических колебаний в экономике и политике доходов, но не устраняет их причины. Поэтому «встроенные стабилизаторы», как правило, применяются в сочетании с мерами дискреционной фискальной политики, тогда они являются более действенными.
-
Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета
Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.
Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
Норвежский экономист Трюгве Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.
Кривая Лаффера - кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения». Американский экономист Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в США. А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражение которого служит «кривая Лаффера», с обоснованием которой он выступил в 1974г. Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога.
Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости. И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличились доля сбережений и предложение труда. Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить, на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывают влияние множество факторов помимо налоговых ставок.
-
Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021гг.
В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:
1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.
Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетированием и свободным курсообразованием).
Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем.
В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики - как бюджетной, так и денежно-кредитной - было бы невозможным.
2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.
- Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.
Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил
8% ВВП.
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетной политики…………………………………………………………………………..6
Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета………………………………………………….10
Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021гг…………………………………………………………12
Понятие, цели, инструменты и виды бюджетной
Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета
Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021гг.
- Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.
Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.
По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).
Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов - структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов - стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития - как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.
Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году поставило новые вызовы и задачи, как перед органами государственной власти регионов, так и перед федеральным центром при настройке межбюджетных отношений.
В сложившихся условиях приоритетом стало содействие обеспечению сбалансированности региональных и местных бюджетов, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств. Были приняты меры по оказанию беспрецедентной поддержки:
- объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличен до 3,7 трлн. рублей (на 54% к 2019 году), в том числе 300 млрд. рублей на дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности;
- 53 регионам предоставлены льготные бюджетные кредиты на 224 млрд. рублей по ставке 0,1% с последующей реструктуризацией задолженности до 2029 г.;
- продлены сроки погашения реструктурированных бюджетных кредитов и предусмотрено освобождение от погашения бюджетных кредитов в 2020 году;
- увеличен срок (с 90 до 240 дней) и предельный размер (до 360,0 млрд. рублей) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств;
- утверждены индивидуальные программы развития для 10 субъектов РФ с низким уровнем социально-экономического развития со сроком реализации 5 лет.
В 2020 году также были внесены изменения в бюджетное законодательство и иные нормативные акты, направленные на обеспечение бюджетной устойчивости и повышение эффективности межбюджетного регулирования. Изменения носят, как временный антикризисный характер, так и бессрочный стимулирующий характер.
- установлена возможность превышения в 2020 году предельных значений основных показателей дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга;
- расширена возможность по финансированию расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных полномочиям субъектов РФ (вопросам местного значения) (до 1 января 2022 года);
- предусмотрена возможность превышения установленного норматива формирования расходов на содержание органов власти субъектов (до 1 января 2022 года);
- смягчены обязательства регионов по соглашениям о социально-экономическом развитии и оздоровлении госфинансов, исключена финансовая ответственность за их невыполнение (до 1 января 2022 года).
- внедрен механизм финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов с последующим списанием задолженности за счет дополнительного поступления налогов в федеральный бюджет от реализации данных проектов;
- введена возможность предоставления в 2020 - 2021 годах «горизонтальных» бюджетных кредитов;
- предоставлена возможность направления сложившейся у субъекта экономии по контрактам, связанным с МБТ на реализацию нацпроектов в этом же регионе;
- срок заключения соглашений на предоставление субсидий и иных МБТ из федерального бюджета сокращен до 1 января очередного года (до начала 2021 года были заключены соглашения на 1,35 трлн. рублей или 99% от общей целевой финансовой помощи: в 2021 году аналогичные требования распространяются на межбюджетные отношения регионов и муниципальных образований);
- предоставлена возможность установления дифференцированных нормативов отчислений от налога в рамках режима УСН, исходя из конкретных показателей (в т.ч. показателя выпадающих доходов по ЕНВД в связи с его отменой с 2021 года).
В результате предпринятых мер, а также реализации масштабного пакета поддержки экономики и граждан со стороны федерального центра в 2020 году удалось избежать существенного сокращения собственной налоговой базы регионов (собственные доходы сократились лишь на 2% - преимущественно в части поступления налога на прибыль в наиболее финансово-устойчивых регионах - нефтегазовых и столичных), в то время как совокупная доходная база с учетом МБТ выросла на 10% по итогам года. Несмотря на рост расходов бюджетов регионов почти на 15%, дефицит в целом остался на безопасном уровне - 6% к собственных доходов.
В 2021 году собственная доходная база регионов не только полностью восстановилась, но и превысила плановые допандемийные уровни тренда. Динамика поступлений по НДФЛ (+15% г/г к 8м'20, что соответствует среднегодовым темпам роста к допандемийному периоду 8м'19 в размере +8,6%) соответствует повышению темпов роста оплаты труда на фоне возвращения рынка труда к полной занятости. Поступления по налогу на прибыль также превысили допандемийные трендовые уровни (+43% г/г к 8м'20 или +8,3% CAGR 8м'21/8м'19). При этом положительная динамика характерна как для регионов с высокой долей отраслей ТЭК и ГМК в экономике (+61% г/г к 8м'20 или +5% CAGR 8м'21/8м'19), так и для несырьевых регионов (+37% г/г к 8м'20 или +10% CAGR 8м'21/8м'19).
В результате по итогам 2021 года было профицитное исполнение консолидированных бюджетов субъектов. Дополнительную поддержку региональным финансам окажет реструктуризация бюджетных кредитов, рефинансирование коммерческой задолженности и предоставление льготных инфраструктурных кредитов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пии рассмотрении бюджетной политики, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги, или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применятся, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъем.
Бюджетная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Однако не во всех странах бюджетноая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.
В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Таким образом, можно считать, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.
Подводя итоги, можно отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному, процветающему образу жизни всех субъектов государства.