Файл: 1. Философия древней и средневековой Индии Конец 7 начало 6 века до н э. дп начала 6 века н э.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Истина и достоверное знание:Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.
Познание:Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.
Ступени познания истины:
внутреннее чувство — чувственное восприятие.
ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.
Схоластика.- тип христианской философии которая стремится доказать догматичные предпосылки религии с помощью рационально-понятийных рассуждений. Главный вопрос: отношение знания к вере.
Этапы схоластики:
1) ранняя схоластика ( XI - XII вв.).
Представители: Иоанн Скот Эриугена, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бонавентура, Росцелин, Гийом из Шампо и др.
На этом этапе заметно сильное влияние неоплатонизма. Складывается основной приём схоластики — метод «за и против», впервые предложенный Абеляром.
В этот период возвращаются к проблеме доказательств бытия Бога с рационалистических позиций. Делаются попытки с помощью дедуктивного метода изложить всё учение о Боге, мире и человеке в форме, подобной изложению теории геометрии. Такую Попытку сделал Алан из Лилля ( XII в.). Позже к этой идее вернётся Спиноза в его «Этике».
2) XIII в. — второй период так называемой «средней», или «зрелой» схоластики.
Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот, Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Эгидий Римский и др.
Этот период ознаменован образованием университетов (прежде всего в Болонье и Париже), особого рода корпораций преподавателей и студентов.
В этот период обострились споры между сторонниками «столпов» схоластики: аверроистами, августинианцами, томистами, скотистами (последователями Иоанна Дунса Скота).
3) поздняя схоластика ( XIII — начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри схоластики
Представители: Альберт Саксонский, Жан Буридан, Николай Орем, Уильям Оккам и др.
Теория «двух истин» становится основой отмежевания философии и опытной науки от теологии. С одной стороны, рациональное обоснование теологических положений всё больше детализируется, с другой – развиваются мистические направления (Экхарт), которые вступают в столкновение со схоластической учёностью. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика, разрабатываемая в основном в русле неотомизма. Некоторые представители неосхоластики были последователями учения испанского религиозного философа Ф. Суареса, жившего в XVI - XVII вв.
18.Воззрения Фомы Аквинского
Фома́ Акви́нский— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, («князь философов»), основатель томизма; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышленияОднако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога.
Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и существования).
Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений.
Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как единственно истинную философию; это стало обязательным со времени рескрипта, изданного Львом XIII в 1879 году. В результате этого философия св. Фомы не только представляет исторический интерес, но и поныне является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля, на самом деле большей силой, чем два последних учения.
В своих общих чертах философия Аквинского сходна с философией Аристотеля и может быть принята или отвергнута соответственно тому, принимает или отвергает человек данную философию.
В Аквинском мало истинного философского духа. Он не ставит своей целью, как платоник Сократ, следовать повсюду, куда его может завести аргумент. Аквинского не интересует исследование, результат которого заранее знать невозможно. Прежде чем Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения - тем лучше; не удается - Аквинскому нужно лишь вернуться к откровению.
19.Философия средневекового Востока(Аль-Фараби,Ибн-Рушд,Ибн-Сина)
Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. РазграничениеИбн Рушдом «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.
В понимании предмета метафизикиИбн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
20. Натурфилософские идеи возрождения (Кузанский,Коперник,Бруно)
НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения являлся Николай Кузанский (1401 – 1464) – священнослужитель, богослов, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);
«единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
едины идея и материя;
реально существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность;
Вселенная бесконечна: не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);
Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
все космические тела движутся по собственной траектории;